Юнкера, юнкера, кто вы были вчера? (продолжение)

Nov 21, 2015 15:48

Оригинал взят у m2kozhemyakin в Юнкера, юнкера, кто вы были вчера? (продолжение)

Система подготовки офицерского корпуса русской армии сложилась в XVIII веке. Ее основы были заложены еще Петром I, который ввел принудительный набор в гвардию всех молодых дворян. После обучения и солдатской службы их выпускали в армию офицерами. Таким образом, гвардейские полки играли роль своего рода учебных офицерских центров. Тогда срок действительной службы офицеров не был фиксированным (25-летний срок службы установили только в 1736 году), а отказ от службы карался лишением дворянства.
В 1731 году появилось первое военное учебное заведение - Шляхетский кадетский корпус (впрочем, для подготовки офицеров артиллерии и инженерных войск еще в 1701 году открыли Школу Пушкарского приказа). С 1737 года запретили производить в офицеры неграмотных (до этого грамотными были примерно 90 % офицерского корпуса). После издания в 1761 году Петром III Указа «О вольности дворянства» комплектование армии офицерами стало делом добровольным. Дворяне поступали в полки рядовыми и через один-три года получали звание унтер-офицера, а затем, по открытии вакансий, - офицерские звания. При Екатерине II дворяне сразу по рождении записывали своих сыновей в полки рядовыми, получали для них отпуска «для образования» и к 14‑16 годам недоросли «дослуживались» до офицерского чина. Понятно, что офицеры из них получались не самого высокого качества. Правда, постоянно росло количество кадетских корпусов, но и это не спасало: хорошо подготовленных кадров хронически не хватало.


1732. Кадет-фузилер; обер-офицер Шляхетского кадетского корпуса; кадет-гренадер



1762 - 1800 гг.: Кадет старших классов Артиллерийского и инженерного корпуса; кадет-фузилер Сухопутного шляхетского корпуса; кадет-фузилер Сухопутного шляхетского корпуса.

Павел I решил навести в этом деле порядок и в 1797 году издал указ, согласно которому в офицеры можно было производить лишь выпускников кадетских корпусов и унтер-офицеров из дворян, прослуживших не менее трех лет. Унтер-офицеры из недворян получали офицерский чин после 12 лет службы. К 1801 году помимо учебных заведений для флота, артиллерии и инженерных войск, существовавших с начала XVIII века, делу подготовки офицеров служили три кадетских корпуса, Пажеский корпус, Императорский военно‑сиротский дом, Гапаньемский топографический корпус. С 1807 года дворянам в возрасте 16 лет и старше разрешали поступать в полки на правах унтер-офицеров (их именовали юнкерами) для обучения на офицеров или заканчивать старшие классы кадетских корпусов. С 1817 года офицеров стало готовить Тульское Александровское дворянское училище, а в 1823-м при Гвардейском корпусе открыли Школу гвардейских подпрапорщиков. Затем подобные школы возникли при штабах армий.
В 1830 году появились еще шесть кадетских корпусов, получивших право производства всех выпускников в офицеры сразу при выпуске - до этого из кадетских корпусов выходили не офицеры, а юнкера с правом на производство, хотя выпускников производили в офицеры очень быстро, через несколько месяцев после прибытия в войска. В 1854 году разрешили принимать молодых дворян в полки в качестве вольноопределяющихся (на правах юнкеров), которые после обучения непосредственно в полку получали офицерские звания. Но такой порядок установили лишь для военного времени.
В целом же до середины 60‑х годов XIX столетия военно-учебные заведения давали всего около одной трети офицеров, необходимых армии, а потому корпус офицеров большей частью комплектовали из вольноопределяющихся и унтер-офицеров, прослуживших определенный срок и выдержавших легкий экзамен. Недостатки в подготовке этой части офицеров были обнаружены еще до Крымской войны, и тогда же при некоторых штабах по частному почину военных начальников завели юнкерские школы. По окончании Крымской кампании решили устроить юнкерские школы во всех армейских корпусах, но из‑за нехватки средств и неудобства организации военно-учебных заведений при корпусных штабах таких учебных заведений было всего три.
Коренное переустройство военного образования в России связано с реформами Д. А. Милютина, которого император Александр II в 1861 году сделал военным министром. В середине 60‑х годов кадетские корпуса преобразовали в военные гимназии и прогимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин к средней школе. Они потеряли право производить своих выпускников в офицеры и стали подготовительными учебными заведениями, готовящими молодых людей к поступлению в офицерские училища. В ходе реформы Милютина создали два типа учебных заведений, в которых обучали будущих офицеров, - военные и юнкерские училища, причем учащихся и тех и других называли юнкерами. Однако между такими училищами была существенная разница.
В то время военные училища имели преимущественно дворянский состав поступающих: туда попадали юноши, окончившие кадетские корпуса (военные гимназии). Юнкерские училища были предназначены для молодых людей со стороны - всех категорий и всех сословий. Большинство поступавших в них не имели законченного среднего образования, что придавало данным заведениям оттенок второсортности. Военные училища готовили офицеров для всех родов оружия, а юнкерские - только в пехоту и кавалерию в звании, промежуточном между офицерским и унтер-офицерским (подпрапорщик, эстандарт-юнкер, подхорунжий), и только уже в войсках их производили в офицеры.
Первые военные училища появились в 1863 году, когда старшие (специальные) классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия: первое - Павловское, второе - Константиновское и третье - Александровское. В 1865 году на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовали Николаевское кавалерийское училище (на 200 юнкеров), в связи с чем с 1866 года выпуск в кавалерию из других училищ прекратили. В строевом отношении такие учебные заведения представляли собой батальоны по 300 юнкеров, время учебы в них засчитывали в качестве действительной военной службы. Кроме воспитанников кадетских корпусов в возрасте не моложе 16 лет туда принимали также выпускников гражданских средних и высших учебных заведений. Формально в военные училища разрешали поступать независимо от сословной принадлежности. Однако фактически только дворяне, причем из наиболее знатных фамилий, способны были проложить для своих сыновей дорогу в эти элитные заведения.


1864. Юнкер и генерал 1-го Павловского военного училища. Вот что означает выражение: "Есть начальство глазами"! ;)


Юнкера Александровского военного училища в разных вариантах формы одежды, вероятно - самое начало ХХ в. Похоже, в первом ряду затесались и два кадета - уж больно малы ростом!

Срок обучения в военных училищах составлял два года. С 1864 года выпуск производили после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после первого курса) был признан недостаточным. Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам:
1) окончившие училище по I разряду (не менее 8 баллов в среднем по военным предметам, не менее 6 - по остальным и не менее 9 - по поведению и знанию строевой службы) становились подпоручиками, а лучших могли прикомандировать к гвардейским частям для перевода в них после годичного испытания и по представлению гвардейского начальства;
2) окончившие курс по II разряду (не менее 7, 5 и 8 баллов соответственно) получали звание прапорщика;
3) окончившие курс по III разряду (все прочие) поступали в полки портупей-юнкерами на шесть месяцев, после чего их производили в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий.


Собственно юнкерские училища как новый тип военно-учебных заведений появились согласно утвержденному императором 14 июля 1864 года положению. Их штат был определен в 200 человек (рота). Создавали такие училища при штабах военных округов, называли их пехотными или кавалерийскими и по городу нахождения. В конце 1864 году открыли Виленское и Московское юнкерские училища, в 1865 году - Гельсингфорское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно) училища. В 1866 году созданы Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое), в 1867 - Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).
В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся. Последние составляли две группы: в одну входили лица, имевшие образование в объеме не менее шести классов среднего учебного заведения и служившие один год, в другую - те, кто должен был сдавать экзамен по особой программе, охватывавшей курс четырехклассного училища (они служили два года). Вольноопределяющиеся не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после сдачи экзамена, аналогичного выпуск-ному экзамену училища. В противном случае их приравнивали к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище вольноопределяющимся надо было прослужить в унтер-офицерском звании три месяца, получить одобрение начальства и выдержать экзамен по пяти общеобразовательным предметам (окончившие шесть классов гимназии сдавали экзамен только по русскому языку и должны были набрать не менее 7 баллов). После прекращения в 1868 году производства нижних чинов в офицеры за выслугу лет в юнкерские училища могли идти нижние чины всех сословий и исповеданий (кроме иудейского) при наличии разрешения со стороны ближайшего начальства.


Юнкера Одесского пехотного юнкерского училища (до 1908 г.) в парадной форме. Обратите внимание, что многие из них отнюдь не выглядят мальчишками - это серьезные ребята, идущие в офицеры со службы в войсках.

Обучение в них продолжалось два года (с 1901 года -три года). Учебный курс состоял из двух классов: младшего (общего) и старшего (специального). Причем имевшие аттестаты об окончании средних учебных заведений (семи- и восьмиклассных гимназий и реальных училищ) могли поступать прямо в старший класс, но большинство шли в младший класс или с проверочным экзаменом по русскому языку (прошедшие шесть классов средних учебных заведений), или с экзаменом по особым облегченным программам (не имевшие этого образовательного ценза).
В младшем классе преподавали в основном общеобразовательные предметы - закон Божий, русский язык, немецкий и французский языки, математику, физику и химию (начальные сведения), черчение, географию и историю. Объем и содержание предметов специального класса были обусловлены необходимостью получения знаний для командования батальоном. Здесь изучали тактику, воинские уставы, военную топографию, полевую фортификацию, сведения об оружии, о военной администрации, военное судопроизводство, военную географию, военную гигиену, иппологию (науку о лошадях).


Юнкера-казаки, уральцы и оренбуржцы.

Окончивших курс выпускали в свои полки подпрапорщиками (пехота), эстандарт-юнкерами (кавалерия) и подхорунжими (казачьи войска), их производили в офицеры не иначе как по представлению непосредственного начальства: отнесенные по успехам в науках к I разряду становились офицерами (прапорщиками, с 1881 года - подпоручиками) в самый год выпуска из училища, после лагерных сборов, причем в случае отсутствия вакансий в своем полку их могли перевести в другие полки; отнесенных ко II разряду производили в офицеры не ранее как в следующем за выпускным году и только при наличии вакансий. Ну а получившие вместо полноценного аттестата лишь свидетельство об окончании (за дурное поведение, слабую успеваемость) удостаивались офицерского звания не раньше чем через год после того, как давали звание последним из окончивших училище с ними в один год, но по II разряду.
При всех различиях между военными и юнкерскими училищами образ жизни обеих категорий юнкеров был схожим, естественно с поправкой на элитный характер столичных военных училищ и аристократическое происхождение курсантов. Все будущие офицеры жили на казарменном положении в полном соответствии с жесткими правилами внутреннего армейского распорядка и воинской дисциплины. Военная муштра быстро переделывала вчерашних гимназистов, семинаристов, студентов в заправских юнкеров, а бывших кадетов и переделывать было не надо - с армейскими порядками их знакомили еще в детстве. Юнкера всегда гордились своей отменной залихватской выправкой, на строевых смотрах роты ожесточенно соревновались одна с другой. В строевой подготовке, как, впрочем, и во всех других солдатских премудростях, юнкера второго года обучения выступали в роли наставников и опекунов своих младших товарищей. Здесь, конечно, не обходилось без традиционного «цука», но дедовщиной даже и не пахло. Бурсацкие нравы изначально воспринимались как абсолютно несовместимые с юнкерской, а стало быть, и офицерской честью.
Казенное обмундирование и белье юнкерам выдавали солдатское. Большинство юнкеров в юнкерских училищах происходили из семей среднего достатка и получали из дому небольшие суммы денег. Но выходили юнкера и из очень бедных семей, которые довольствовались одним казенным жалованьем Жизнь в училище являлась хорошей школой для будущих офицеров..



Юнкер в зимней парадной форме. Юнкера Елисаветградского кавалерийского училища. Начало ХХ в.

Юноши в юнкерских мундирах, естественно, устраивали всевозможные проказы, ходили в самоволки и т. д. В обыденном сознании того времени юнкер - это повеса, всегда готовый принять участие в веселой пирушке или приволокнуться за хорошенькой барышней. Однако по большому счету разгуляться как следует юнкерам было трудно. За самоволку могли сразу выгнать из училища, за опоздание на перекличку - посадить под арест на неделю-другую. За очевидно пьяное состояние грозило опять же отчисление, за «винный дух» - арест и третий разряд по поведению, который означал завершение офицерской карьеры, не успевшей толком начаться. Так что дисциплина была железной. Но юнкерские традиции вносили в нее своеобразные коррективы.


Юнкера-кавалеристы (судя по кавалерийским рейтузам и шпорам на сапогах) старательно изображают прожженных повес и картежников.

Так, обман, причиняющий кому‑либо вред, считался недопустимым. Но обманывать учителя на репетиции или на экзамене разрешалось. Самоволка или драка с вольными (иногда с использованием штыков), когда надо было выручить товарищей или поддержать юнкерскую честь, вообще действия, где проявлены были удаль и лихость, в юнкерской среде получали полное одобрение. И наряду с этим наказание за них, вызывая сожаление, почиталось все же правильным. Тем не менее крепко держалась традиция товарищества - никого не выдавать.
Юнкеров воспитывали в духе беззаветной преданности государю и Отечеству и нерушимой верности долгу.
В 80‑х годах соотношение выпускавшихся из военных и юнкерских училищ было 26 и 74 %. В общем числе оканчивавших юнкерские училища те, кто имел I разряд, составляли весьма незначительный процент, а большинство тех, кто получал II разряд, долгие годы ожидали в звании подпрапорщика производства в офицеры на вакансии в своей части, достигая чина прапорщика (впоследствии подпоручика) тогда, когда их сверстники из военных училищ успевали уйти далеко вперед по карьерной лестнице. Если своей служебной подготовкой и знанием быта нижних чинов выпускавшиеся из юнкерских училищ подпрапорщики большей частью и превосходили офицеров, окончивших курс военных училищ, то по своему общему образованию и теоретической военной подготовке они значительно им уступали, вследствие чего в пехотных и кавалерийских войсках состав офицеров был неоднородным - среди них можно выделить окончивших военные и окончивших юнкерские училища. Последних назначали на ответственные должности командиров отдельных частей сравнительно редко, они обычно заканчивали свою карьеру в чине подполковника.
С начала ХХ века для устранения неоднородности в составе офицерского корпуса и в целом для улучшения подготовки офицеров учреждали новые военные училища с более либеральными правилами поступления, а юнкерские училища постепенно модернизировали (в 1901 году было введено трехгодичное обучение) и поднимали по качеству подготовки до уровня военных училищ. С 1901 года окончивших полный курс юнкерских училищ производили в офицеры на тех же основаниях, что и юнкеров военных училищ, правда, по‑прежнему исключительно в пехотные и кавалерийские части.
Наконец в 1911 году все училища стали военными. К тому времени русский офицерский корпус по оценкам специалистов по своей квалификации не уступал германскому и был выше французского.
С превосходными офицерами Россия вступила в Первую мировую войну, но, увы, в ходе двух лет военных действий большая часть кадрового офицерства была выбита. И кто знает, может, именно их чувства долга, верности традициям и профессионализма не хватило для того, чтобы уберечь Россию от катастрофы. (...)




Юнкера Михайловского артиллерийского училища, выпуск 1916 г. Вскоре эти парни окажутся в окопах Первой мировой, и - кто знает - доживут ли до рокового 1917-го... А если доживут, их главные испытания - за этим рубежом.

Перед началом Первой Мировой войны в России насчитывались десятки военных училищ. (пехотные, артиллерийские, инженерные, кавалерийские, казачьи и военно-топографические ) Это были военно-учебные заведения, готовящие командный состав Армии. Их воспитанники назывались юнкерами
Прослужив установленный срок в этом звании и успешно выдержав установленные экзамены, юнкера производились в офицеры
Цель всей системы образования в училищах была сформулирована в "Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений" : "Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, испольнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества с которыми воспитанник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорской армии с чистым желанием отплатить Государю и России честною службою, честною жизнью и честною смертью".
В военные училища принимались неженатые молодые люди в возрасте от 17 до 28 лет. В первую очередь зачислялись воспитанники кадетских корпусов, на вакансии - все желающие.
При поступлении в военные училища молодые люди давали подписку о непринадлежности ни к каким политическим партиям, с обязательством впредь ни в какие не вступать и не жениться до окончания курса
Выпускники кадетских корпусов зачислялись в военные училища без экзаменов после собеседования. Все остальные проходили по конкурсу.
В пехотных и кавалерийских училищах проводились вступительные экзамены по Закону Божию, рускому языку, истории и географии (в объеме курса кадетских корпусов или гимназий гражданского ведомства); в артиллерийских и инженерных - сдавали Закон Божий, русский язык, математику и физику.
Успешно сдавшие экзамены и очень строгую медицинскую комиссию считались прикомандированными к военному училищу до принятия присяги. Они получали юнкерскую форму. Юнкерская форма менялась неоднократно одновременно с формой всей армии. Юнкера носили форму унтер-офицеров соответствующего рода войск, но со своими юнкерскими погонами
С этого дня для молодых людей начинался месячны испытательны срок, две недели которого они проводили в стенах училища, затем две недели в летнем лагере. Это был наиболее тяжелый период суровой военной школы; слабые духом "отсеивались". Много внимания, особенно в лагерях, уделялось строевой подготовке и обучению ружейным приемам.
Принятие присяги в военных училищах было событием чрезывчайно торжественным. В начале октября после церковной службы на плау выстраивались юнкера: на правом фланге - старший курс, на левом - первокурсники. Перед строем - аналой со святым еванглием и Крестом; неподалеку - собственный оркестр. После приветствия начальника - равнение на знамя и сразу же, под звуки торжественного, восхищающего душу мараша "Под двуглавым орлом" появлялось белое знамя с золотым орлом на вершине его древка. Знаменщик останавливался у аналоя, раздавалась команда "На молитву! Шапки долой!", и негромкий голос священика произносил незабываемые слова - Сложите два перста и подымите их вверх. Теперь повторяйте за мнй слова торжественной военной присяги: "Обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием защищать Веру, Царя и Отечество до последней капли крови...".
(кстати, полные тексты присяг я как-то приводил в теме Николай II-последний правитель Р.И.)
Затем адъютант училища читал вслух военные законы, карющие за нарушение присяги и награждающие за храбрость. Юнкера были серьезны, ответственны, горячо молились, целовали поочередно Крест, Еванелие и Знамя, возвращались на свои места. Далее следовал церемониальный марш, после которого всех их ждал праздничные обед, вечером - бал, на следующий день - первый отпуск в город, очень важное событие в жизни молодых людей: отныне они становились "зеркалом" заведения. в котором учатся, и по тому, как юнкер был одет, подтянут, воспитан, как вел себя в обществе, судили не только о нем, но и об училище в целом.
С учебным курсом пехотных училищ был схож курс кавалерийских и казачьих училищ, но там изучали еще и иппологию (науку о лошадях). Юнкера - артиллеристы постигали в основном точные науки: математику, включая аналитическую геометрию, дифференциальное и начала интегрального исчисления, физику, химию, механику, черчение.
В программу инженерных училищ входили помимо этого атака и оборона крепостей, минное искусство, подрывное дело, подводные мины, строительное искусство, железнодорожное дело, военные телеграфы.
В обязательном порядке все юнкера военных училищ изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, учились верховой езде, танцам, фехтованию, гимнастике.
Ежегодно 15 лучших гимнастов из числа выпускников отправлялись на высочайший смотр в Царское Село. музыкальная подгтовка тоже находилась здесь на должной высоте. В каждом училище были свой оркестр и хор.
В каждом училище свой девиз. У Киевского Константиновского пехотного училища -"Помните, чье имя носите!", у Алексеевского пехотного - "Дисциплина - прежде всего!", у Тифлисского -"Жизнь -Царю, сердце - даме, честь - самому себе!", у Павловского - "Сам погибай, а товарища выручай!", у Виленского - "Виленец один - и то в поле воин!", у Николаевского кавалерийского - "И были дружною семьею солдат, корент и генерал!". Все девизы становились жизненным кредо будущих офицеров.
В военных училищах, где юнкера воспитывались на основах рыцарской военной демократии и сурового товарищества, не издевались над выходцами из бедных семей или сиротами. Более того, самым бедным полагались специальные денежные вознаграждения, которые жертвовали в их пользу частные лица.
Ответственность за юнкеров лежала на строевых начальниках - наставниках и "отцах" своих питомцев.
Краеугольным камнем воспитательного процесса было религиозное воспитание. Каждое училище имело свою церковь, которую юнкера охотно посещали, исповедывались, помогали батюшке, прислуживали на богослужении, пели в церковном хоре. На стенах церкви были мраморные доски, на которых высекались фамилии погибших воспитанников училища".
"Безверное войско учить - что ржавое железо точить!" - говорил Суворов. Каждый юнкер носил нательный крест. Молебном начинался учебный год. Молитвой начинался и заканчивался день. В дни церковных праздников юнкера были обязаны быть в своей церкви, соблюдать Великий Пост, ходить к святой заутрене на Пасху. (...)
В день производства в первый офицерский чин начальник военного училища вешал на шею каждому юнкеру маленькую серебряную иконку Казанской Божьей Матери, которая издавна на Руси считалась покровительницей воинов - носителей мужества и чести. Удивительно, но и спустя многие годы выпускники военных училищ не забывали свои гнезда, не теряли с ними связи. У каждого училища был свой собственный журнал. Так, Александровское издавало журнал "Александровец", Павловское - "Бравый юнкер", Тверское - "Честь имею". Бывшие питомцы училищ часто писали в эти издания свои статьи, стихи и письма, в которых делились своими радостями и проблемами, рассказывали о своей службе. Юбилейные номера таких журналов были особенно трогательны: в них - множество поздравлений в адрес училища, офицеров и преподавателей.

Источник: http://www.belrussia.ru/forum/viewtopic.php?t=137

верность, честь, доблесть, Российская Империя

Previous post Next post
Up