Портрет адмирала Антонио де Уллоа. 1856 год. Автор Андрес Кортес.
Антонио де Уллоа (Ульоа, Улья) и де ла Торре - Хираль (de Ulloa y delaTorre-Girault) - видный деятель времён испанской колониальной империи. Колониальный администратор, первый губернатор Испанской Луизианы. Адмирал, исследователь, астроном, геолог, математик, писатель. Один из первооткрывателей металла платины.
Антонио де Уллоа родился в городе Севилья 12 января 1716 года. В 1733 году поступил на службу в испанский королевский флот.
В 1735 году вместе со своим другом и сподвижником Хорхе Хуаном был назначен в Французскую Геодезическую Миссию, научную экспедицию, организованную Французской Академией Наук. Целью экспедиции было точное измерение градуса меридиана на экваторе. Экспедиция работала на территории нынешнего Эквадора (тогда испанское вице - королевство Перу). Двое друзей находились в Перу с 1736 по 1744 год. Параллельно с геодезическими работами, они занимались ещё и геологией. И отличились тем, что открыли платину. Конечно, сей минерал был известен и ранее - с 16 века когда он впервые попался жадным до золота и серебра конкистадорам, но особого интереса не вызвал, по причине своей тугоплавкости (в отличие от серебра). Но вот первым, кто нашёл самородки платины в золотоносных месторождениях Перу, привёз их в Европу, изучил и в своих работах описал свойства платины, был именно де Уллоа. Потом, правда открытие де Уллоа королевской казне вышло боком. Ювелиры Старого Света быстро смекнули, что платина хорошо сплавляется с золотом, некоторые из них стали подмешивать сравнительно дешевый металл к золотым изделиям. Обнаружить подделку по плотности было невозможно: платина тяжелее золота, и с помощью более легкого серебра нетрудно было в точности подогнать плотность слитка к плотности золота. Что свою очередь дало простор для махинаций фальшивомонетчиков. Кончилось это тем, что испанский король приказал прекратить ввоз платины, а все ее запасы утопить в море. Закон этот был отменен только в 1778. Вот так! С таким благородным металлом люди поначалу поступали столь неподобающим образом! И только в конце 18 начале 19 века европейские химики (прежде всего англичане, а потом французы) научились извлекать пользу из открытия де Уллоа.
В 1745 году друзья завершив свои исследования решили вернуться в Европу, уговорившись плыть на разных кораблях, дабы результаты их трудов не пропали даром - если один погибнет или попадёт в плен к пиратам, то другой с большей вероятностью достигнет Европы, нежели если бы они плыли на одном корабле. Так и случилось - де Уллоа попал в плен к английским пиратам, устраивавшим постоянные облавы на испанские корабли, курсировавшие между двумя частями света.
Но, англичане, узнав, что к ним в плен попали талантливый учёный, не только не бросили его в темницу, но препроводили в Лондон аки почётного пленника. Там своими знаниями он прибрёл множество знакомых и друзей среди учёных и был избран членом Лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе (Лондонское королевское общество). Стараниями же председателя Общества Мартина Фолкса (английский антиквар, нумизмат, математик и астроном; председательствовал в Королевском Обществе с 1741 по 1752 год) де Уллоа был в скором времени безвозмездно освобождён из плена и получил позволение вернуться в Испанию.
По освобождении из плена, де Уллоа, возвратившись в своё отечество, своими знаниями и деятельностью много содействовал развитию в Испании промышленности и особенно морского дела. В Мадриде он опубликовал свои результаты своих научных изысканий в Латинской Америке (прежде всего по геодезии):
«Relacionhistorica del viaje a la America meridional» (Мадрид, 1748); «Observacionesastronomicas y fisicashechas de órden de S. M. en los reinosdel Peru; de lascuales se deduce la figura y magnitud. dela tierra, y se applica à la na-vegacion» (Мадрид, 1748; 2 изд., 1773); «Noticiasamericanassobre la America meridional etc.» (там же, 1772). Второе из этих сочинений было составлено при соучастии , дона Хорхе Хуана.
В Испании де Уллоа был также почтён вниманием короля и его министров - его назначали в состав различных важных научных комиссий. Стараниями де Уллоа в Испании был создан первый музей истории естественных наук, первая металлургическая лаборатория и первая астрономическая обсерватория в Кадисе. В 1751 году стал иностранным членом Шведской королевской академии наук.
В 1762 году Уллоа был назначен начальником эскадры, посланной для принятия во владение Испании уступленной ей Луизианы, а в 1766 году сделан губернатором этой области. Но французские и немецкие поселенцы в Луизиане, вопреки заключённому франко - испанскому договору отказались признавать испанское владычество и подняли восстание (Луизианское восстание). Уллоа не удалось с ними договориться и он принуждён был покинуть Северную Америку и вернуться в Испанию.
В 1770 году он назначен начальником эскадры, посланной к Азорским островам для захвата возвращающегося из Ост-Индии английского торгового флота, но не имел удачи в этом деле, за что и был уволен из военной морской службы, хотя и с сохранением прежнего почётного положения в морском министерстве. В 1779 получил очередное воинское звание генерал - лейтенанта.
Ульоа провёл остальную часть жизни на острове Леон, близ Кадикса, в уединении, преданный научным занятиям. Там же он и отошёл в мир иной 15 июля 1795 года.
Из астрономических работ Уллоа более замечательными были наблюдение в южной Испании прохождения Венеры по Солнцу в 1769 году и наблюдение на Атлантическом океане полного солнечного затмения 24 июня 1778 года. Это последнее наблюдение, подробно описанное в посвящённом ему сочинении Ульоа:
«El eclipse de sol con el anillo refractario de sus rayos: la luz de este astro vista del través del cuerpo de la luna, ó antorcha solar en su disco etc.» (Мадрид, 1779; также в «Mémoires de l’Académie de Berlin», 1778, в «Vetensk. Acad. Handl.», 1778, и в «Philosophical Transactions», 1779). Это сочинение представило для современников особенный интерес, как по данному им впервые описанию солнечной короны, так и в особенности по указанию на появление во время затмения на тёмном диске Луны красной светлой точки, которую наблюдатель принял за отверстие в теле Луны.
Кроме названных уже сочинений, Ульоа принадлежат ещё: «Conversaciones de Ulloa con sus tres hijos en servicio de la marina sobre las navegaciones y modo de hacertas etc.» (Мадрид, 1795); «Entretenimientos physico-historicos» (Мадрид, 1772) и «Of the earthquake at Cadix» («Philosophical Transactions», 1755; также в «Vetenskap. Acad. Handl.», 1756).
Именем Уллоа было названое оптическое атмосферное явление известное метеорологии как Гало Уллоа (другое название Гало Бургера) - свечение вокруг
противосолнца.
Бюст Антонио де Уллоа в Мitad del Mundo (
Середине Мира) в Эквадоре.
Составлено по:
1.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE_%D0%B4%D0%B5 2.
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%A3%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE 3.
https://en.wikipedia.org/wiki/Antonio_de_Ulloa