Самсон Оккам (также известен как Альком и Оккум) (родился в 1723 - умер 14 июля ) - американский пресвитерианский священник из племени
Мохеган (мохеган не стоит путать с
могиканами, это два разных, хотя и родственных народа), проповедник христианства среди индейцев. Оккам был первым священником индейского происхождения, опубликовавшим свои труды на английском языке.
Оккам, подобно другому знаменитому
проповеднику Джону Элиоту, много сделал для приобщения индейцев к европейской культуре, для искоренения вражды и примирения в духе христианской любви коренных американцев и американцев европейского происхождения. Ему пришлось претерпеть скорби и гонения от своих бледнолицых собратьев по вере, но его труды не остались напрасными и дали свои щедрые плоды.
Самсон Оккам родился недалеко от нынешнего
Нью - Лондона (штат Коннектикут) в христианской семье. Считается, что он был дальним потомком знаменитого мохеганского вождя
Ункаса (Анкаса). Родителей Самсона звали Джошуа Томачам (Tomacham) и Сара.
В возрасте 20 лет Самсон услышал проповедь евангелистских проповедников из движения
Первого Великого пробуждения (
Great Awarkening) и почувствовал своё призвание к духовной карьере и проповеди Слова Божьего. В течении 4 лет, начиная с 1743 года, изучал теологию в школе «Латтин» под руководством конгрегационалистского священника
Элеазара Уилока (Wheelock). Единственной книгой, бывшей в собственности, была Библия. Он её изучил «от и до». В школе Оккам овладел древнееврейским, латинским, греческим и английским языками.
С 1747 по 1749 проходил служение и обучение под руководством преподобного Соломона Уильямса в Нью - Лондоне, Коннектикут.
С 1749 года подготовленный к самостоятельному служению стал проповедником, учителем и законодателем в индейском племени
Пекотов (Pequot) в
Монтоке (Montauk) в Восточном Лонг Айленде. В конце 1751 года женился на местной жительнице Мэри Фоулер (Fowler). Оккум непрестанно работал над приобщением новообращённых индейцев к европейской культуре: учил строить дома в европейском стиле, носить европейскую одежду, прививал вкус к европейской литературе и искусству.
30 августа 1759 года возведён в священнический сан
пресвитерием Саффолка. И тут же ему пришлось испытать на себе политику дискриминации по расовому признаку. Ему всегда платили жалование намного меньшее, нежели священникам европейского происхождения. «
Шотландское общество распространения христианского знания» правда, назначило ему дополнительную стипендию. Но всю жизнь Самсон жил в нужде и страдал от нехватки денежных средств.
Пастор Элеазар Уилок.
В 1761 и 1763 годах Самсон совершил путешествие в земли шести ирокезских племён. Обратив в христианство нескольких человек, он вернулся к своим соплеменникам - мохеганам в Коннектикут.
Наставник Оккама пастор Уилок предложил своему ученику поехать в Англию для сбора пожертвований на нужды Индейской благотворительной школы, основанной им в
Лебаноне (Коннектикут) в 1754 году. Путешествие Оккама в Англию продолжалось с 16 февраля 1766 по 22 июля 1767 года. Во время своего пребывания на туманном Альбионе, пастор Оккум произнёс от 300 до 400 проповедей, имевших большой успех и привлекавших множество благодарных слушателей. Ему удалось собрать 12 тысяч фунтов стерлингов. Сам король Георг III пожертвовал 200 фунтов на благое дело. Но по возвращении в Северную Америку Оккума ждал удар, откуда он не ожидал. Пастор Уилоку, пообещавший Оккаму заботиться о его семье, не выполнил своего обещания, и жена и дети Оккама пребывали в крайней нищете, почти без средств к существованию. Более того, Уилок уехал в Нью - Гемпшир и использовал полученные средства на постройку
Дармутского колледжа, предназначенного для обучения англичан, а не индейцев (хотя несколько коренных американцев всё же смогли пройти там обучение).
В 1768 году Оккум написал 10 страничное «Краткое повествование о моей жизни» (
A Short Narrative of My Life, сейчас хранится в архиве Дортмутского колледжа; впервые опубликовано в 1982 году). Содержит короткую биографию автора, написанную им до своей поездки в Англию. Другие опубликованные работы «Проповедь на казни Мозеса Пол» (Sermon at the Execution of Moses Paul) и «Избранная коллекция гимнов и духовных песнопений» в 1774 году. Его произведения дают красочную картину взаимоотношений между колонистами и индейцами.
Особенно интересна работа "Проповедь на казни... ". Вкратце история произведения такова. Один из новообращённых индейцев, которого звали Мозес Пол как-то напился и по пьяному делу ненароком убил человека по имени Мозес Кук. За своё преступление Мозес Пол был приговорён к смертной казни через повешение. Мозес Пол осознал всю тяжесть совершённого им преступления и попросил пастора Оккама присутствовать на казни и прочесть проповедь о душепагубности греха пьянства, приводящего порой к таким ужасным последствиям. Что Оккам и сделал. Потом записал свою проповедь и опубликовал. Мощная проповедь Оккама в поддержку трезвости стала классическим миссионерским аргументом против пьянства.
Текст проповеди:
После возвращения из Англии и предательства Уилока Оккум жил среди мохеган. Стараниями пастора Самсона половина его племени - около 300 человек обратились ко Христу. Успех, который европейским миссионерам и не снился. После чего заботой Оккама стало объединение всех индейцев - христиан Новой Англии и Лонг Айленда в новый народ, местопребыванием которого был бы штат Коннектикут.
Но тут грянула Американская революция, принесшая новообращённым христианам новые трудности и испытания. Усилилось давление и нападки со стороны англосаксонских поселенцев. В 1875 году индейцы, находившиеся под пасторским окормлением Оккама получили приглашение от своих братьев по вере из племени
Онайда поселиться в их резервации в штате Нью - Йорк. Под предводительством Оккума, его приёмного сына Джозефа Джонсона и брата жены Дэвида Фоулера (Montauk), мохегане совершили переселение на означенные земли, где ими был основано поселение Бразертаун (Brothertown, изначально по соседству с Уатервиллем, Нью - Йорк). Индейцы племени Онайда пригласили также других своих собратьев - Могикан из Стокбриджа (западный Массачусетс) и две группы народности Ленапи из южного Нью - Джерси. Могикане основали Нью - Стокбридж возле Онейдского озера (вот обратите внимание, могикане отнюдь не были истреблены англосаксами, а приняли христианство, окультурились и их потомки живут в
Стокбридже и по сей день и известны как "Стокбриджские индейцы"). Оккум не только добился гражданских привилегий для этих поселений, но и сделал так чтобы все белые поселенцы, претендовавшие на земли индейцев, были удалены из Бразертауна.
Оккум умер 14 июля 1792 года в Нью - Стокбридже
Память его в календаре Епископальной Церкви США празднуется в этот день.
В 1820 - е году многие Бразертаунцы и Онейда продали свои земли в Нью - Йорке и переселились в город Бразертаун в округе
Кальюмет, штат Висконсин. В наше время бразертаунские индейцы безуспешно пытались признать себя отдельным племенем.
Во II Мировую войну один из кораблей свободы (
liberti ship, тип грузового корабля) был назван в честь Оккама.
Его имя носят многие географические объекты и учебные здания в Ганновере, Нью - Гемпшир, в районах, прилегающих к Дортмундскому колледжу.
Мост Оккама.
Составлено по:
1.
https://en.wikipedia.org/wiki/Samson_Occom2.
http://www.wisconsinhistory.org/turningpoints/search.asp?id=16583.
http://www.common-place.org/vol-04/no-04/brooks/3.shtml