Память святых тбилисских мучеников.

Jul 02, 2015 00:24





Христос распялся ради нас, и мы распялись ради Него. Этой маленькой Грузии раскрыли грудь и на ней, как на скале, возвели храм христианству. Строительным камнем кости свои клали и раствором - кровь свою, и врата адские не сокрушили его

святой праведный Илья Чавчавадзе.

30 июня нового стиля / 17 июня старого стиля в Православном календаре день памяти святого мученика Шалвы Ахалцихского и 100 тысяч мучеников Тбилисских.

О них будет рассказ.



Что такое вера? Непреложность убеждений, которые не нуждаются в доказательствах? Или нуждаются? Но в каких?

Хорошо быть верующим в 21 веке. По воскресениям спешить в Храм, чинно креститься на улице перед входом, не боясь быть узнанным и вызванным в специальные органы.

Еще приятно давать душеспасительные советы невоцерковленным друзьям и, сознавая своё превосходство, искренне удивляться их неверию.

А ведь совсем недавно, в стране победившего атеизма, быть верующим было смертельно опасно. Те, кто не испугался - шел по этапу или подтверждал свою веру кровью. Наверное, по молитвам исповедников и новомучеников, мы можем сегодня ходить в Храм, не задумываясь о последствиях. Но среди наших дедов и прадедов были и те, кто осквернял церкви и стрелял в священников. И их было большинство. И кто знает, в нашей генетической памяти течет кровь мучеников за веру или её гонителей?

В каждом христианском народе есть свои мученики. История хранит их имена, и Церковь возносит к ним молитвы.

Район Исани - колыбель Тбилиси. Отсюда начал строится город, здесь стоял один из дворцов царицы Тамары и церковь.

Здесь Грузия принесла великую жертву Господу - кровь 100 000 мучеников, не предавших Христа.

В 1226-ом году хорезмский шах Джалал-эд-дин завоевал Грузию и вошел в Тбилиси. Желая обратить грузинский народ в мусульманскую веру, он велел снять купол на Сионском соборе Успения Божьей Матери и поставить туда свой трон. Из храма вынесли иконы Христа и Богородицы и положили на Метехский мост. Всех жителей города согнали к мосту и, обещая свободу, велели пройти по нему, осквернив иконы. Женщины с маленькими детьми, безусые юнцы, молодожёны. Они полны были желанием жить!

И выбрали смерть. С молоком матери впитали они не только трепетное благоговение к святыни, но веру твёрдую своих отцов. И еще, наверное, понимание того, что слово не должно расходится с делом. Веруешь во Христа, Который умер за тебя - будь готов умереть за Него, когда пробьёт час. Их час пробил внезапно на Метехском мосту, ставшим для большинства дорогой к раю. С последней молитвой на устах, они лобызали святые образа и обезглавленные падали в Куру.

Были и те, кто, опустив глаза, плевал на иконы. Таких было не много и не нам судить их за малодушие.




Мост, на котором были казнены мученики, уже давно разрушен. Да и сама река сегодня поднялась на 9 метров выше уровня тех лет. Но когда временами уровень воды падает, становятся видны опоры старого исторического моста. Новая церковь в честь ста тысяч тбилисских мучеников построена именно на этих опорах.

Почти восемь веков отделяет нас от этих, так и хочется сказать - трагических событий грузинской истории. Но нет - героических, великих, но только не трагических! В один день, потеряв сто тысяч своих лучших сынов и дочерей, древняя Иверия приобрела сонм святых мучеников! Это их молитвами, словно Феникс, каждый раз восстаёт из пепла Тбилиси. И сегодня тысячи его жителей снова придут к Метехскому мосту, чтобы почтить память своих земляков, шагнувших с моста в небо.

Отсюда.




В тот же день Грузинская Православная Церковь празднует день памяти святого князя-мученика Шалвы Ахалцихского.

Шалва Ахалцихский (+ 1227). Грузинский князь, в правление св. царицы Тамары бывший наместником Ахалцихской области на юге страны. Он прославился победой над турками, которая на несколько лет обеспечила Грузии мир. Однако, в 1226 году персидское войско разгромило армию, которую возглавлял Шалва, и князь был взят в плен. Согласно персидским представлениям о воинской чести, доблестного Шалву вылечили от ран, содержали в почете и довольстве. Когда он выздоровел, в полном соответствии с теми же представлениями ему предложили принять ислам, - высокая честь, высшая, какую мог оказать гостеприимный хозяин своему гостю.

Совершенно так же в европейских странах (и в России) того времени, относясь с уважением к иноверцам на их территории, на своей земле считали вполне естественным долгом стремиться к обращению гостя в собственную веру. Очень многие, чтобы не сказать “большинство” из попадавших в плен в мусульманам христиан действительно с легкостью принимали чужую веру, отсекая себе путь на родину; так же и многие русские дворяне происходят от бывших мусульманских аристократов, осевших на Руси и принявших христианство.

Шалва, однако, отказался. Его попытались принудить пытками, от которых он и умер.

Отсюда.



святой мученик Шалва Ахалцихский и святой исповедник Цотне Дадиани.

знатность, самоотречение, Грузины, Православные, героизм, святые, до конца !, феодализм

Previous post Next post
Up