День памяти святого великомученика Феодора Тирона - 2 марта нового стиля.

Mar 02, 2015 20:52




Феодор Тирон. Фреска 13 века, Афон.
Святой Феодор Тирон (+ в 306 году) - великомученик. Феодор Тирон был воином и проходил службу в городе Амасия Понтийская в Малой Азии (ныне город Амасья в Турции) и приходился родным дядей св. воину-мученику Василиску Команскому (память его совершается 3 марта и 22 мая ст. ст). А византийский писатель епископ Никита Пафлагонянин в «Похвале Св. Феодору» (вторая половина 9 века) называет Св. великомученика Феодора Стратилата племянником Св. Феодора Тирона. Прозвище Тирон по одной из версий означает новобранец. По другой - Св. Феодор получил его по наименованию воинского подразделения (когорты), в котором он служил - Cohors Tyronum (Тиронская когорта, название, вероятно, происходит от названия города Тир, из жителей которого набирался личный состав когорты).

Св. Феодор родился на востоке Римской империи (в качестве возможных мест его рождения указываются Сирия и Армения). Иногда в качестве возможной родины Св. Феодора указывается селение Евхаиты, находившееся недалеко от Амасии.

Св. Феодор Тирон пострадал за Христа во время гонений на христиан, устроенных императором Максимианом Галерием (Гай Галерий Валерий Максимиан) и его племянником Максимином Дазой.



Максимиан и Максимин разослали по области Понт повеление всем христианам вкусить от идольских жертв. Св. Феодор, чьё подразделение было тогда расквартировано на зиму в Амасии, отказался выполнить повеление императора Максимиана и принести жертву идолам и, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание:
- Я - христианин, и мне не подобает приносить жертвы мерзким языческим богам. Я покланяюсь только Иисусу Христу, единственному Истинному Богу и Небесному Царю.

На все убеждения своего военачальника (препосита) Вринки святой Феодор отвечал, что он воин Небесного Царя, и отказывался приносить жертву ложным богам. Тогда Вринка предложил непосредственному начальнику Феодора - сотнику (дукинарию, центуриону) Посидону (Посиданию):

- Оставим этого упрямца на несколько дней, может быть, он сам образумится.

Всё то время, которое было дано Феодору для раздумий, святой непрестанно молился и славословил Господа. В те дни были схвачены и отведены в темницы другие христиане. Когда их вели, воин Феодор шёл рядом с ними и подбадривал их, убеждая, чтобы они не отвергались своего Небесного Царя, Христа.

Ночью же, выбрав удобное время, Феодор поджёг языческий храм - капище фригийской богини Реи - Кибелы, поганой «Идейской матери», «великой матери богов», почитавшейся неверными покровительницей городов Малой Азии и подательницей урожая и плодородия земель. Узнав об этом, градоначальник Кронид, испугавшийся, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, велел арестовать святого и привёл его к игемону Публию (Поплию) и сказал:

- Господин, этот человек, ставший недавно воином, сжёг храм Матери богов. Я привёл его к тебе, чтобы ты придумал для него достойную казнь.

Узнав, из какого подразделения Феодор, Публий позвал к себе военачальника Вринку и спросил у него:

- Как случилось, что твой подчинённый пошёл на такое страшное преступление?

Вринка отвечал:

- Прибыв в мой полк, Феодор отказался принести жертву богам. Я увещевал его и, наконец, назначил ему срок, чтобы он одумался. Но его преступление говорит о том, что он совершенно отступился от наших богов. Поступай с ним так, как велят наши законы.

Тогда игемон призвал к себе Феодора и спросил его:

- Ответь мне, почему вместо жертвы богине ты принёс ей огонь?

На это святой отвечал:

- Неужели так бессильна ваша богиня, что она боится огня?

Игемон начал угрожать святому мучениями, которые его ожидают, если он не покорится императорским эдиктам и не принесёт жертву богам. Но святой мужественно отвечал:

- Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук. Я надеюсь на Господа Бога моего и уповаю от Него получить награду на Небесах. Я готов пострадать за Него.

Тогда Публий приказал запереть святого в темнице, запечатать её и не давать Феодору пищи. Но святой продолжал молиться, невзирая на голод. Однажды ночью явился ему Господь Иисус Христос и сказал:

- Дерзай, Феодор, Я с тобой. Не принимай земной пищи и пития. Я укреплю тебя в твоих страданиях, за которые уготована тебе жизнь вечная на Небесах.

Утешенный видением, святой Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душой. Великое множество святых Ангелов явилось ему. Тюремные охранники, услышав пение, подошли к дверям его камеры. Увидев, что двери заперты и печати целы, они посмотрели через окно и увидели множество людей в белых одеждах, молящихся вместе со святым Феодором. В страхе они известили об этом Публия. Он тотчас же отправился к темнице и приказал вооружённым воинам окружить со всех сторон темницу. Он думал, что к Феодору каким-то образом проникли другие христиане. Но, войдя в камеру, где находился мученик, он, к своему удивлению, никого там не нашёл, кроме самого Феодора, да ещё и связанного. Ужас объял игемона и всех бывших с ним. Выйдя из темницы, они опять затворили двери, но разрешили давать святому немного еды. Однако Феодор отказался от пищи, как повелел Господь.

На утро святого Феодора ещё раз привели к игемону, который снова попытался склонить святого воина к жертвоприношению и ласками, и лестью, и угрозами. Но Феодор был непреклонен.

Тогда Публий повелел повесить святого мученика на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили до тех пор, пока не стали видны его кости. Но Феодор терпеливо продолжал славословить Господа, воспевая: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». Игемон, удивляясь такому мужеству воина, последний раз попытался склонить его совершить жертвоприношение. Но Феодор воскликнул:

- Как можешь ты принуждать меня оставить Живого Бога и поклониться бездушному камню? Со Христом моим я был, есть и буду! Делай со мной, что хочешь.

Видя, что ничто не может одолеть твёрдости святого, игемон огласил смертный приговор:

- Феодора, который не повинуется власти великих императоров, не признаёт великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню.

Это приказание было быстро исполнено: слуги собрали большое количество дров и сложили огромный костёр. Подожжённый со всех сторон, костёр быстро разгорелся ярким пламенем. Взойдя на костёр, Феодор перекрестился, и внезапно сошёл на него Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же воспевал и славословил Бога, в мире предал Ему дух свой.

«И мы видели, - пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, - его честную и святую душу, вознесшуюся, как молния, на небеса».

Преставился святой великомученик Феодор Тирон около 306 года, 17 февраля старого стиля - согласно греческому месяцеслову. Римский месяцеслов помещает ему память 9 ноября.

Вдохновлённые примером Св. Феодора мученический подвиг совершили в 308 году его сослуживцы Св.Евтропий и Клеоник Амасийские, родные братья а также племянник Св. Феодора Василиск. Евтропий и Клеоник были распяты на кресте, Василиск обезглавлен. С тех времён сохранилась молитва «Евтропия Воина в ранах и страданиях»:

«Боже Вседержителю, благий и милостивый, Помощниче в узах и Податель мужественного терпения в муках! Даждь нам терпение в ранах сих и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему мученику Феодору пришел еси и помогл ему, и всесильною Твоею помощью яви всем, яко мы воистину Тя Единаго имамы Господа Спаса и Тебе Единому поклоняемся, славяще Тя со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.»

Благочестивая христианка Евсевия (некоторые жития именуют её матерью Феодора Тирона) погребла неповреждённое огнём тело святого воина, помазав миром и обвив плащаницей, в селении Евхаиты (Еухант), недалеко от Амасии. Над его могилой Евсевия построила церковь. Мощи Св. Феодора находились в Евхаитах предположительно до 11 века, затем были перенесены в Константинополь, а впоследствии частицы мощей попали во многие другие города и страны.

1.         Честная глава Св. Феодора Тирона находится в Италии, в городе Гаэта.

2.         В 12 веке часть мощей была перенесена в Брундизий, Италия, и святой стал почитаться как покровитель этого города.

3.         Частица мощей издревле находилась в Венеции. Первоначально Св. Феодор почитался патроном Венеции, однако впоследствии его культ был вытеснен культом Св. Марка и Св. Георгия Победоносца.

4.         Часть мощей Св. Феодора хранится в Сербии, в монастыре Хопово (Воеводина) (построен в начале 16 века)

5.         Икона Св. Феодора с частицей мощей находится в женском монастыре в честь иконы Божией Матери Всецарица,     Екатеринодарской и Кубанской епархии МП РПЦ.

6.         Часть мощей Св. Феодора находится в Феодоро - Тиронском женском монастыре, город Кишенёв, республика Молдова, улица Чуфля, 12 (за Академией наук).

7.         Крест с мощами Св. Феодора и Св. великомученицы Варвары находился в уничтоженном Екатерининском соборе Царского Села.

Византийский император Константин VII Багрянородный (правил в годах) в своём сочинении упоминает об особой реликвии - щите Тирона, который был подвешен под куполом церкви в Далисандос в городе Селевкии (область Исаврия).

За свой подвиг святой удостоился благодати укреплять верующих во время поста и предохранять от осквернения через пищу. В 362 году император Юлиан Отступник (правил в 361-363 годах) решил надругаться над верой христиан. Призвав константинопольского епарха (градоначальника), богоненавистный Юлиан повелел ему в продолжение первой недели Великого Поста осквернять все съестные припасы, продаваемые на городских рынках, кровью идоложертвенных животных. Приказание императора было исполнено, и на всех рынках были положены осквернённые продукты. В 362 году Пасха была 31 марта, а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Всеведущий Господь послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, хотя тот и был еретиком - арианином, святого страстотерпца Феодора. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, а наяву и сказал ему:

- Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем христианам, чтобы никто из них не покупал на рынках ничего съестного, потому, что всё по приказанию нечестивого императора осквернено идоложертвенной.

Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, у которых нет домашних запасов.

Святой отвечал:

- Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений.

Но епископ продолжал высказывать недоумение. Он не знал, что такое коливо, ибо в Константинополе не употребляли такой пищи, а в Евхаитах, где жил святой, варили пшеницу с мёдом и называли это коливом. Так объяснил архиепископу Святой Феодор.

Тогда архиепископ спросил святого:

- Кто ты и почему так заботишься о христианах?

На это святой отвечал:

- Я - мученик Христов Феодор. Я по повелению Божию послан к вам на помощь.

Сказав это, святой стал невидим. Евдоксий тотчас же собрал всех христиан и рассказал им о том, что случилось. Юлиан, видя, что его планы разрушены, и христиане не покупают себе еды на рынках, отменил своё приказание и повелел доставлять на рынки неосквернённые продукты. А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика Святого Феодора, в субботу перовй седмицы Великого поста совершили празднование святому.

И с того времени в первую субботу великого поста, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом промысле Божием и о помощи святого великомученика Феодора, Церковь прославляет страстотерпца Христова Феодора. В память о чуде в пятницу первой недели Великого поста на литургии по заамвонной молитве совершается благословение колива и читается канон Св. Феодору Тирону: «Коль велие чудо твое и преславное твоё заступление, Феодоре! Темже дерзающее вси чисто к тебе прибегаем и молимся, спаси рабы твоя. Поэтому в Древней Руси первую неделю Великого поста называли Фёдоровой.

Этому чуду Св. Феодора Святитель Нектарий, архиепископ Константинопольский (занимал кафедру в 381 - 397 годах) посвятил похвальное слово (Сказание Константинопольского Патриарха Нектария о Феодоре Тироне (По сербской рукописи XV века)), сохранившееся в древнем переводе. Святитель обращает внимание на значение имени святого (Феодор - Божий дар), "иже вьистину Божий дар на спасение наше и веры". Автор говорит: "Тем же на всяко лето оттоле даже и до днешняго дне, яже о чюдеси приснопаметного мученика Феодора паметь вьсемь верным поставише благочестно почитати, рекше еже мы ныня творим праздник, еже ради сице нам бысть мученик теплый помощник и от злочестивые веры злочестнаго советы потребление". Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: "Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне".



Чудо Феодора о змие. Русская икона XVII века.

Подвигам и чудесам Св. Феодора Тирона посвящены несколько памятников древнерусской письменности: «Мучение Феодора Тирона», статья в Прологе, а также апокрифическое сказание «Фёдора Тироне еже о Змие». В этом апокрифе- «Чудо бывшее святого Феодора Тирона, како выведе матерь от змеа» (нач.: «Во времена Уалента царя, царствующу в Афимстем граде...») или «Слово святого мученика Феодора Тирона» (нач.: «В время Уалента царя, царьствующе в Афунеистем граде...») рассказывается, как «первый боярин» Феодор Тирон одолел дракона, которому жители города приносили дань, так как, не получив даров, дракон, обитавший в подземелье близ некоего кладязя, «удерживал» воду и жители страдали от жажды. Дракон похитил мать Феодора. Воин проник в змеиное царство, с божественной помощью одолел дракона и его воинство.




Мотивы мучения Феодора оттеснены здесь на второй план: лишь в конце апокрифа упоминается о том, что преемник царя, которому служил Феодор, казнит его и после смерти святого совершаются чудеса. В Златоусты входит статья «Сказание Нектария патриарха, «то ради празднуем суботу 1-й недели поста святого великомученика Феодора Тирона» (нач.: «Приидите, слышите, вернии, како благий Христос наш не остави нас...» или «Яко много множество благостыня твоея, господи…»). В ней повествуется, как император Юлиан, желая оскорбить религиозные чувства христиан, приказывает разрешить продажу в канун поста лишь оскверненной языческими «требами» пищи. Патриарху Нектарию (а не Евдоксию, как в Житии) является в видении великомученик Феодор и советует сварить пшеницу и раздавать ее бедноте, иначе лишенные запасов продовольствия бедняки будут покупать на торжище оскверненную «ядь». С той поры, говорится далее, первая неделя поста и стала именоваться Федоровой.

Помимо змееборчества предание отмечает, что святой имеет благодать помогать от хищений, а также повелевать волками. В связи с этим Св. Феодор пользуется особым почитанием у осетинов (аланов) под именем Тутыр (искажённое Тирон) (под этим именем он вошёл в нартский эпос). Его образ пришёл на смену древнему аланскому языческому божеству (имя которого не сохранилось), покровителю волков. Ему молились, чтобы очищались пища, семена для посева, урожай, скот. Молились о детях, чтобы росли здоровыми и чтобы он ограждал их от всякого зла. Празднованию памяти Тутыра посвящалась у аланов первая неделя Великого поста.

Почитание двух святых воинов - Феодора Стратилата и Феодора Тирона - было очень распространено в Византии, как во времена могущества Империи, так и в более поздний период ее заката. Эти святые считались покровителями военной мощи империи и защитниками ее христианского населения. Центр культа двух святых Феодоров - город Евхаиты, где святой воин был первоначально погребён, носил неофициальное название Феодорополь.

Подборка икон святого великомученика Феодора Тирона.

1.



2.



3. Феодор Тирон и Феодор Стратилат.



4.



5. Феодор Тирон и Феодор Стратилат.



6. Феодор Тирон и Феодор Стратилат.



7.



8.



9.



10.



11. Феодор Тирон и Феодор Стратилат.



12.



13.



14. Георгий Победоносец и Феодор Тирон.



15. Феодор Тирон. Фото фрески сделано мной в одном из храмов Москвы. В каком - к сожалению не помню.


заслуги, Армяне, самоотречение, Греки, здоровый образ жизни, верность, Православные, доблесть, героизм, святые

Previous post Next post
Up