Своей жизнью Алвариш Перейра доказал, что в любой ситуации - даже на войне - можно действовать в соответствии с принципами христианской жизни.
Из речи Римского папы Бенедикта XVI на церемонии канонизации.
Монастырь Санта Мария да Витория (Mosteiro de Santa Maria da Vitória) в городке Баталья, (Batalha, Portugal) одним из первых внесли в список мирового наследия ЮНЕСКО (1983), кроме того, с 2007 года он фигурирует в перечне «Семь чудес Португалии». Все это не вызывает особого удивления, монастырь - подлинный шедевр архитектуры XIV-XVI вв. Воздушное строение в готическом стиле, будто сотканное из ажурных каменных переплетений стрельчатых арок притягивает взгляд и не отпускает…
Неудивительно, что из поля зрения частенько выпадает конная статуя, установленная в центре просторной площади, прямо напротив монастыря. А кто замечает - не проявляет особого интереса к памятнику явно из другого времени. Интуиция их не подводит - бронзовый всадник, держащий в одной руке меч, который неуловимо напоминает крест, - появился в Баталье относительно недавно - в 1968 году. На скромной памятной доске лаконичная надпись латинскими буквами: коннетабль Нуно Алвареш Перейра. И всё.
Так кто же он - этот молодой человек с открытым взглядом и просветленным лицом, будто сошедший с картин эпохи Возрождения? И что делает современный памятник средневековому воину у старых монастырских стен?
Те, кто знаком с историей рыцарей Круглого стола, легко могут вообразить, что перед ними воплощение в бронзе образа сэра Галахада, того единственного кто нашел Святой Грааль, а потом исчез вместе с ним… Красивая мысль. Но кое-что заставляет ее отбросить… Почему у рыцаря, похожего на героя английского эпоса, португальское имя и, что он делает рядом с монастырем, который был основан в благодарность за победу дарованную португальскому оружию?
Подлинная история жизни самого знаменитого полководца Португалии - Нуно Алвареш Перейра (D. Nuno Álvares Pereira), 1360 - 1431 гг. - не менее занимательна, чем легенды о рыцарях круглого стола. Хотя нельзя не признать, что реальность и вымысел неожиданным образом пересеклись в жизни нашего героя. Возможно, дело тут в эпохе и пристрастии молодого Нуно к чтению. Ведь истории о рыцарях круга короля Артура в то время (XIII - XIV вв.) были необыкновенно популярны. Немудрено, что юноша решил строить свою жизнь, взяв за образец героев артурианского цикла, которые побеждали самых страшных и коварных врагов, потому что превосходили их, но не грубой силой, а чистотой помыслов и непорочностью души и тела.
Будущий Святой Коннетабль, следуя их примеру, хранил целомудрие и не собирался жениться.
В отличие от сына, отец Нуно Алвареш Перейра не чурался женщин, хотя он - Приор Ордена Госпитальеров Св.Иоанна (позднее членов этого ордена стали называть мальтийскими рыцарями) - должен был соблюдать обет безбрачия и любить одного только Бога. Ну, в крайнем случае, еще и Богоматерь. Но плоть слаба. Как следствие у дона Алваро Гонсалвеш Перейра (D. Álvaro Gonçalves Pereira) образовалась парочка внебрачных отпрысков.
До 13 лет Нуно воспитывался в отчем доме, где его обучили всему, что должен был знать и уметь благородный человек XIV века. Он великолепно держался в седле, прекрасно владел мечом и копьем, читал и даже писал. Этих навыков вполне хватало, чтобы начать самостоятельную жизнь при дворе короля Фернандо, куда юношу и отправили по «завершении образования». Алвареш «пришелся ко двору».
В рыцари его посвятила сама королева, а благодаря брату Диогу, юноша попал в круг друзей Жоао (Жуана) - магистра ордена Авиш (
Ависского ордена), побочного сына короля Педро I (предшественника Фернандо Португальского). Общность судьбы внебрачных сыновей стала той основой, на которой отношения Жоао и Нуно окрепли. Правда, в ту пору еще никто не мог предположить, какую важную роль они сыграют в истории Португалии конца XIV в. Первому предстояло основать
новую королевскую династию Португалии, а второму - отстоять на поле брани независимость Португальской короны.
Когда Нуно Алвареш достиг 16-летнего возраста, отец, несмотря на протесты юноши, отдавшего свое сердце Деве Марии, принудил сына жениться. Приор Ордена госпитальеров понимал жизнь, а потому невеста Нуно оказалась состоятельной дамой.
Святой коннетабль.
Время шло, в 1383 году умер король
Фернандо, не оставивший наследника мужского пола. Трон Португалии оказался свободен. Король Кастилии Хуан не преминул воспользоваться ситуацией, благо он был женат на Беатриж (Беатрис) - единственной дочери Фернандо. От имени супруги суверен Кастилии заявил права на португальскую корону. Однако потенциальные вассалы резко воспротивились такому развитию событий. Португальцы не хотели короля-чужака и объединились вокруг «своего» кандидата - внебрачного сына Педро I, магистра рыцарского ордена Авиш. Нуно Алвареш Перейра был в числе первых, кто поддержал притязания Жоао.
Недовольный Хуан собрал большую армию и двинулся на Лиссабон, но не смог взять город и на время вернулся домой. За тем маршем кастильцев на Лиссабон наблюдал молодой разведчик - Нуно. Увиденное позволило понять, что «большая испанская армия слишком неповоротлива и плохо управляется, а потому ее сможет победить даже небольшой маневренный отряд». Вскоре теория была блестяще подтверждена практикой. В апреле 1384 года дон Нуно Алвареш Перейра разбил кастильцев при Атолейруш (batalha dos Atoleiros). В этом сражении (первый случай на Пиренейском полуострове) португальская пехота обратила в бегство тяжелую кавалерию (рыцарей).
Между тем 6 апреля 1385 кортесы, собравшиеся в Коимбре, признали Дона Жоао законным королем Португалии. Заняв трон, Жоао I назначил 25-летнего Нуно коннетаблем* (прим* - командующий армией). Своевременное решение. Кастильский претендент не успокоился, вновь собрал крупные силы и вторгся на территорию Португалии.
14 августа 1385 года в
сражении при Алжубарроте Нуно Алвареш Перейра во всем блеске продемонстрировал свой военный гений. Кастильцы, имевшие пятикратное превосходство над португальцами (30 тыс. против 6 тыс.) были разбиты наголову. До сих пор кое-кто считает, что армия короля Португалии выиграла битву только благодаря чудесному вмешательству высших сил. Видно не напрасно Жоао I, понимавший всю безысходность своего положения, провел на коленях ночь перед битвой и дал Богоматери обет: в случае победы основать обитель ей посвященную. Чудо Святой Марии, явленное в битве при Альжубарроте, объясняет присутствие Нуно Алвареш Перейра, святого покровителя португальской пехоты возле уникального памятника независимости Португалии. Очевидно, что первый коннетабль Португалии был избран в качестве проводника и исполнителя божественной воли.
Тяжелое и постыдное поражение полностью деморализовало Хуана. Он так и не признал прав Жоао I на трон, но воевать португальскую корону больше не ходил. Впрочем, Нун´ Алвареш тоже не дремал. До самой смерти Хуана (1390 г.) коннетабль Португалии активно использовал тактику сдерживания и совершал успешные рейды в приграничные районы Кастилии. В одной из таких битв Святой коннетабль совершил еще одно «чудо», зафиксированное в хрониках. Оно произошло в октябре 1385 года в сражении при Вальверде. Легенда гласит, что в тот момент, когда битва достигла своего апогея, и всем казалось, что португальцы проиграли... главнокомандующий исчез.
Окружение Алвареша уже начало подозревать самое худшее, но оруженосец сумел его отыскать вдали от поля брани: на пригорке, между двумя соснами. Командующий, охваченный религиозным экстазом, стоял на коленях и истово молился. Обескураженный оруженосец попытался привлечь внимание своего командира к сражению, но тот только отмахнулся. Тогда оруженосец закричал: «Какие к черту молитвы, когда мы все скоро погибнем!» - и услышал слова, потрясшие его до глубины души: «Еще не время друг. Подожди чуть-чуть, пока я закончу молитву». Коннетабль не встал с колен пока не окончил свою беседу с Богом. Зато потом, с просветленным лицом вскочил на коня, отдал необходимые приказы, и - одержал победу! После этого случая кастильцы зареклись биться с Нуно Алвареш в открытом поле.
I-й коннетабль Португалии (главнокомандующий королевской армией) действовал совершенно как генералиссимус Суворов и «побеждал не числом, а уменьем». Ни в одном из выигранных Нуно сражений у него не было численного превосходства. Удивительно, но у двух непобедимых полководцев, разделенных четырьмя сотнями лет и тысячами километров пространства, есть много общего. Оба ценили ученость, были любознательными, стремились к физическому совершенству, уважали и ценили книгу, основывали церкви и монастыри, в быту умели обходиться малым, не искали богатства, и совсем не стремились жениться. Ну как тут не поверить в бессмертие человеческой души, которая, отдохнув немного, снова возвращается на Землю, но уже в новом облике.
Памятник Нуно Алвареш Перейра в замке Оурень.
Благодарный Жоао I щедро наградил своего победоносного военачальника званиями, титулами (главный мажордом королевства/ Mordomo-Mor do Reino; граф Барселуш /conde de Barcelos; граф Оурень /conde de Ourém); граф Аррайолуш /conde de Arraiolos), землями и рентами.
Герб святого Нуну Альвареша.
Совсем скоро Нуно Алвареш Перейра стал сеньором почти половины страны и очень богатым человеком. Однако «легкомысленное» отношение к деньгам и имуществу, которое он без колебаний раздавал своим подчиненным, чуть не поссорило Нуно с королем. Во время перемирия 1393 г. Нун Алвареш начал особенно активно избавляться от собственности, чем тут же воспользовались враги коннетабля. Они обвинили его в намерении обзавестись собственными вассалами. Злые языки трудились целый год и, в конце концов, яд отравил уши короля. Суверен вызвал Нуно на аудиенцию и потребовал вернуть короне розданные земли. Коннетабль не стал спорить, но заметил, что не может распоряжаться тем, что ему больше не принадлежит… Ради сохранения лица король выкупил часть земель у их новых владельцев.
Жоао I настолько охладел к своему военачальнику, что Алвареш всерьез задумался об отъезде из Португалии. Мало того, он склонял людей из своего ближайшего окружения последовать за ним. Кастильцы поспешили воспользоваться ситуацией и нарушили перемирие. Однако, как только новость о возобновлении военных действий дошла до Нуно, он немедленно собрал армию и первым из всех вассалов явился к королю Португалии. При виде такой преданности монарх смягчился и перестал требовать возврата своих даров, которыми коннетабль ранее «пренебрег», отдав их тем, кому они не предназначались. Однако, король не забыл оговорить особые условия. Все, кого наградил или наградит в будущем коннетабль, должны были становиться прямыми вассалами короля.
В 1401 году Нуно Алвареш Перейра породнился с королём, выдав свою единственную дочь Беатриж за инфанта Дона Афонсо, который получил титул герцога Браганса. Этим фактом можно было бы пренебречь, если бы он напрямую не был связан с восстановлением независимости Португалии в XVII веке. В 1640 году герцог Браганса отобрал трон у кастильских королей, которые 60-ю годами ранее (1580) стали править в Португалии. Святой коннетабль, снова победил, и на этот раз совершенно чудесным образом - отдавая приказы с небес.
Руины монастыря Карму в Лиссабоне.
Трудно сказать, насколько был искренен в своем намерении принять монашеский постриг генералиссимус Суворов, но точно известно, что первый коннетабль Португалии ушел из жизни под именем брат Нуно Санта Мария (Irmão Nuno de Santa Maria). Он долго и основательно готовился к новой жизни во Христе. Еще в 1389 году, когда ему было всего 29 лет, Нуно Алвареш Перейра основал монастырь Карму в Лиссабоне. В 1392 г. здесь поселилась община монахов ордена кармелитов, а в 1404 году коннетабль передал обители основную часть своего имущества.
Однако время превращения в брата Нуно Санта Мария еще не пришло. В 1415 году, уже в возрасте 55 лет, Алвареш Перейра принял участие в завоевании крепости Сеута в Северной Африке. Король просил его принять командование гарнизоном, который оставался в покоренном городе, но Нуно решительно отказался. Он сказал, что его ждет монастырская келья. Тем не менее, пришлось потерпеть еще 8 лет. Только после смерти жены Алвареш Перейра, наконец, поселился в келье основанной им обители ордена кармелитов (1423 г.) и стал именоваться Братом Нуно Санта Мария (Irmão Nuno de Santa Maria). Кармелиты славились строгостью устава. Монахам надлежало жить в крайней бедности и только на пожертвования, которые надлежало собирать подобно нищим, на улицах. Второй человек королевства, став братом Нуно Санта Мария, обязан был делать то же самое: носить рубище и попрошайничать. Очевидно, что заурядная человеческая особь не способна добровольно променять неисчислимые земные блага на скромный удел бедного монаха. Так и вижу, как придворные втихомолку крутят пальцем у виска, и посмеиваются над блаженным по фамилии Алвареш. Перспектива возможной встречи с нищенствующим «полководцем» напугала даже короля. Чтобы найти выход из щекотливой ситуации он отправил к бывшему коннетаблю инфанта Дона Дуарте. Миссия оказалась успешной. Посланец сумел убедить брата Нуно отказаться от сбора пожертвований на улицах, в обмен на щедрую милостыню от короля.
Не надо думать, что в монастыре мятежный дух воина успокоился окончательно. Среди множества историй о Нуно есть одна поучительная легенда. Однажды, испанский посол напросился на аудиенцию в монастырь Карму. Он желал узнать, какую позицию займет брат Санта Мария в случае возможного нападения Кастилии на Португалию. Поняв, к чему клонит хитрый дипломат, брат Нуно задрал рясу и сделал вид, что снимает с себя бедное монашеское одеяние. Столь недвусмысленный намек произвел нужный эффект. Посол прозрел и немедленно удалился. Кастилия отказалась от своих планов по завоеванию Португалии.
Еще одна легенда относится к первым годам монашеской жизни брата Санта Мария. В 1425 году пошли слухи, о том, что мавры готовятся атаковать Сеуту. Нуно тут же выразил желание присоединиться к экспедиционному корпусу, который отправлялся на помощь осажденному африканскому городу. Когда его попытались отговорить, ссылаясь на почтенный возраст, старые раны, общую немощь, скромный монах порывисто схватил копье и метнул его с веранды монастыря. К удивлению окружающих, оно не только улетело очень далеко, но еще и поразило «цель» - наконечник копья глубоко вошел прямо «в сердце» деревянной двери.
Меч святого коннетабля.
Святой коннетабльОднако первоочередной заботой брата Нуно Санта Мария было его монашеское служение. Он проявлял необыкновенную заботу о страждущих - раздавал щедрую милостыню и кормил всех голодных Лиссабона из огромного полевого котла, который до того верой и правдой служил его солдатам в походах. Городская беднота первой присвоила Нуно почетное звание Святого коннетабля.
Потребовалось почти 600 лет, чтобы голос улицы услышали в Ватикане. В 1918 году Нуно Алвареш Перейра стал «блаженным Нуно Санта Мария» (Beato Nuno de Santa Maria), а 26 апреля 2009 года папа Бенедикт XVI причислил его к лику католических Святых под именем Сао Нуно Санта Мария (São Nuno de Santa Maria).
Нуно Алвареш Перейра скончался 1 ноября 1431 года (День поминовения Всех Святых в католическом календаре) и был похоронен в церкви основанной им обители.
По странному стечению обстоятельств 1 ноября 1755 года землетрясение разрушило монастырь, а вместе с ним и гробницу Святого Нуно Санта Мария. Несмотря на это в народной памяти отпечаталась эпитафия, которая гласила:
«Здесь покоится тот самый Нуно, Коннетабль, основатель величественнейшего Дома Браганса, блестящий военачальник, блаженный монах, тот, кто в земной жизни делал все, чтобы посмертно войти в Царствие Небесное, кто заслужил вечный покой среди Святых. Он владел неисчислимыми земными благами, но повернулся к ним спиной. Он был великим князем, но стал скромным монахом. Он основал и построил церковь, где ныне успокоились его останки».
Луис де Камоэш (Camões), автор поэтической эпопеи о славном прошлом Португалии и великих делах ее народа - «Лузиадаш» («Os Lusíadas»), 14 раз, прямо или косвенно, упоминает в своем произведении великого полководца, называя его то «сильным Нуно», то Святым Нуно, то сыном Родины.
Памятники Нуно Алвареш Перейра стоят не только у монастыря в Баталье. Святой коннетабль увековечен в арке улицы Аугуста (Arco da Rua Augusta), обращенной к площади Комерсио (Praça do Comércio) в Лиссабоне; в замке Оурень (castelo de Ourém); в городке Флор да Роза (Flor da Rosa), одном из предполагаемых мест рождения героя.
Отсюда.
Ещё изображения святого Нуно:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.