Святой Саркис с сыном Мартиросом. Картина художника Ануша Карагезяна.
31 декабря в Армении праздновался день святого Саркиса, по армянски - Сурб Саркис. Вместе со своим сыном Мартиросом и четырнадцатью воинами он погиб во имя христианской веры.
Празднику в честь святого Саркиса предшествует однодневный пост, идущий после Арачаворац пагоц - пятидневного поста, который установил креститель Армении Григорий Просветитель. Праздником предваряется Масленица, за которой следует предпасхальный Великий Пост. Таким образом, предваряя Пасху, которая отмечается в разные годы в различные дни (подвижность 35 дней) праздник Сурб Саркис также отмечается в различные дни - с 18 января по 23 февраля. День святого Саркиса отмечается за 63 дня до Пасхи.
Святой Саркис у армянского народа наверное один из самых любимых и почитаемых святых. Ему посвящено множество храмов как в самой Армении, так и в странах, где живут армянские диаспоры.
Саркис жил в начале IV века, происходил из области Гамерек.
Саркис, (Սուրբ Սարգիս)- армянская форма римского имени Сергий (Сергиус, Сергей).
Саркис был гражданином Римской империи и служил в римской армии. За мужество и отвагу император св. Константин Великий (285-337) назначил Саркиса стратилатом (командующим римскими войсками, по армянски - спарапет) в граничащей с Арменией области Каппадокия. Он был не только превосходным спарапетом, но и замечательным проповедником. С позволения и согласия императора в городах, находящихся под его властью, он разрушал капища, строил церкви, распространял христианство среди жителей.
Когда во времена императора богоненавистного Юлиана Отступника (360-363) начались гонения на христиан, Св. Саркису явился Сам Господь Бог и повелел его покинуть пределы империи. Вместе со своим сыном Мартиросом Св. Саркис нашел убежище в в христианской Армении, где царствовал царь
Тиран, внук
Тиридата III Великого, крестителя армян.
Получается, с формальной, чисто земной точки зрения ложно понимаемого патриотизма, Св. Саркис - предатель и изменник присяге. Но с христианской точки зрения он оказался полностью прав, отказавшись служить не просто языческому императору, а правителю государства, сознательно отступившему от христианской веры и гнавшему христиан. И правота его поступка засвидетельствована Самим Всевышним. Аналогии с более поздними временами, как говорится, проведите сами.
Впрочем, учитывая тот факт, что Саркис скорее всего был армянином, свой народ он не «предавал» в любом случае, так как ушёл от римлян к своим соплеменникам.
В то время вспыхнула очередная из бесчисленных римско - персидских войн. Получив известие о том, что Юлиан с большим войском движется на Персию, и стремясь избежать опасности вторжения в свои земли, армянский царь уговаривает Саркиса перейти на службу к иранскому шахиншаху
Шапуру II Великому (Шапуху), ибо в те времена Армения постоянно находилась в вассальной зависимости то от Рима, то от Ирана, с правящим домом которого - Сасанидами - армянских царей из рода Аршакуни связывали родственные узы.
Шах Шапух принял Св. Саркиса с любовью и уважением и назначил его на должность командующего войсками. Во главе персидских войск Саркис нанёс своим бывшим сослуживцам - римлянам ряд поражений. Многие из воинов, видя в своем блестящем полководце благонравие и жизнью засвидетельствованную преданность Богу, сотворённые его святыми молитвами к Господу чудеса, отказывались от язычества и становились христианами. Однако Шапух требует, чтобы святой стал огнепоклонником и совершал языческие жертвоприношения. Саркис наотрез отказался, заявив: «Поклоняться следует только истинному Богу - Святой Троице, - Который сотворил небо и землю. А огонь и идолы вовсе не боги, так как созданный из праха человек может их уничтожить». Сказав же это, Св. Саркис сокрушил статую истукана. Разъярённая толпа набросилась на Св. Саркиса и на его сына. Первым принял мученический венец его сын Мартирос. Св. Саркис был заточен в тюрьму, но, оставшись непреклонным в своей вере, вскоре был обезглавлен.
Перед смертью святому явился ангел, укреплявший его в вере. После гибели Св. Саркиса над телом его возникает свечение.
За христианскую веру погибли также преданные Св. Саркису четырнадцать воинов, похоронившие своего командира.
Верующие люди захоронили тела мучеников в городе Амии в Ассирии (Месопотамия).
Руины монастыря в честь святого Саркиса в Уши.
Великий армянский просветитель
Св. Месроп Маштоц, создатель армянского, грузинского и алванского алфавитов, перенес мощи Саркиса в Карби-Уши (Аштаракского округа), где в дальнейшем была построена
церковь и монастырь, названная именем святого мученика.
День Святого полководца Саркиса в Армении принято отмечать не только церковными обрядами. Существуют также ставшие доброй традицией народные обычаи. Св. Полководец Саркис считается быстрым заступников всех, кто молод и влюблён. Он всегда доносит молитвы любящих сердец до Всевышнего.
Почему повелось именно святого Саркиса почитать скорым помощником и заступником влюблённых существует множество преданий.
Вот лишь некоторые из них.
Однажды, вернувшись с победой после очередного сражения, святой Саркис и 39 его солдат и соратников праздновали победу в царском дворце. После обильного угощения, приняв изрядную порцию вина, все сорок победителей отправились спать. Царь же приказал сорока молодым женщинам убить храбрых воинов. 39 женщин выполнили приказ и убили солдат и соратников Саркиса, но одна женщина, увидев прекрасное лицо спящего Саркиса, безумно полюбила воина. Вместо того чтобы убить Саркиса, она его поцеловала. Проснувшись и осознав, что произошло, Саркис молниеносно оседлал своего белого коня, вскочил на него, посадив рядом свою возлюбленную, прорвался сквозь городские ворота и покинул город.
Икона, изображающая чудесную помощь святого Саркиса влюблённому музыканту.
Другое предание рассказывает о чудесной помощи, оказанной святым бедному бродячему музыканту - гусану по имени Ашуг Гариб (Ашик Кериб). Бедный Ашуг Гариб любил Шах-Санаме - дочь одного богача. Девушка тоже любила его, но Ашуг был беден, и отец девушки был против их брака, так как прочил её в жёны богатому человеку. Тогда Ашуг Гариб решил отправиться в чужие края и там честным трудом заработать себе состояние. Но перед этим он заручился клятвой своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его. Он поставил ей условие, что если опоздает с возвращением хотя бы на один день, то она вольна выйти замуж за другого по желанию отца. Трудные семь лет провёл Ашуг Гариб на чужбине. Будучи лишенным возможности видеть свою красавицу, не имея никакой весточки о ней, он всё же не отчаивался, а с тоской и надеждой ждал того дня, когда они снова встретятся, создадут семью и вместе проживут счастливую жизнь.
Семь лет подряд, трудясь день и ночь, Ашуг Гариб сумел накопить состояние и пустился в путь домой. На пути он столкнулся с многими трудностями и испытаниями. Казалось, что вот-вот надежда покинет Ашуга, что он не поспеет к любимой девушке. Встревоженный всем этим, он чистым сердцем и пламенной душой в молитве обратился к Св. Саргису, прося у быстрого заступника помощи. Св. Саркис, вняв молитве влюблённого Ашуга, сразу явился ему в вихре пурги на белоснежном быстром скакуне, посадил его на круп коня и в одно мгновение домчал к Шах-Санаме. Тогда отец девушки, видя твёрдость Ашуга Гариба, совершившееся чудо и чистую их любовь и преданность друг другу, благословил их союз. Настоящей любви не страшны никакие преграды, и она всегда получает благословение Небес.
Подобная легенда про Ашика Кериба распространена и у других народов Закавказья (грузин и азербайджанцев), а также у турок и туркмен, но там в качестве небесного помощника выступают не святой Саркис, а Георгий Победоносец, либо мусульманский святой Хадерилиаз (библейский и коранический пророк Илия (Илиас), в которого вселился дух его предшественника Хызра). Подробнее
здесь.
Праздник покровителя молодых влюбленных святого Саркиса в Армении официально отмечают с 2007 года, когда распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго праздник Св. полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых.
Ночью перед праздником молодые люди и девушки едят соленый блин и ожидают откровения во сне: какая же невеста или жених им предназначается - тот, кто, явившись в сновидении подаст воду, тот и есть суженый (суженая).
К этому дню относится еще один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня святого полководца Саркиса. Согласно легенде, святой Саркис должен с ангелами пролететь над домами. И если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки.
В этот день влюбленные дарят друг другу открытки, цветы и сладости.
Армянская Апостольская Церковь же призывает в эти дни усердно молиться святому Саркису. В день праздника в малом центре столицы Армении, в церкви Сурб Саркис проходит праздничная литургия, проводится обряд благословения молодых людей и девушек, желающих заключить брачный союз. Молодые люди, парами и в одиночку, приходят в церковь за благословением. Пары крепко держатся за руки, словно обещая любимому Святому и друг другу вечно хранить свою любовь. «Одиночки» чаще всего молятся: «Коленопреклоненно прошу тебя, святой Саркис, укрепи мою веру и любовь. Укрепи любовь моего возлюбленного (моего возлюбленной), придай ему веры, силы и мужества».
31 января 2014 года в кафедральном соборе Преображения Господня в Москве в праздник святого полководца Саркиса иерей Аракел Амирян провёл торжественную Литургию. В своей проповеди он рассказал об истории праздника, отметив, что на протяжении многих веков армянский народ, подобно святому Саркису, оставался верным христианским ценностям и вере своих отцов. Он напомнил, как в 451 году во время
Аварайрской битвы армяне в очередной раз защитили право называть себя христианами и исповедовать веру в истинного Бога. На протяжении всей своей истории армянский народ был готов отдать свою жизнь «За Родину! За Веру!». Отец Аракел отметил, что и сегодня молодежь должна осознать истину, которую знали предки - народ не может существовать без своей веры, языка и культуры. Отец Аракел призвал молодых помнить героический пример своих предков и следовать по пути святого Саркиса и святых священников Гевондянов, оставаясь верными чадами Церкви.
После литургии прошел чин благословения молодежи, который провел глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян. В своей речи владыка особо подчеркнул важность жертвы святого Саркиса, отметив, что мученическая смерть святого и сегодня может стать хорошим примером истинной христианской любви и преданности.
«Святой полководец Саркис, оставаясь верным Божьей заповеди и христианской вере, отказался поклоняться языческим идолам. Он предпочел умереть, но не отрекаться от Спасителя. Святой Саркис стал мучеником веры. Это не просто день поминовения святого, но и торжество веры, верности, Божественной Любви, неизменной и безграничной преданности. Этот день учат нас быть истинными носителями дарованного нам Всевышним призвания. Мы молимся, прося, чтобы Всемилостивый Господь даровал вам Свое благословение, чтобы Он осчастливил вашу жизнь, чтобы вы вашей вере, любви и верности уподобились Святому Саркису», - сказал владыка.
http://www.armenianchurch.ru/religion/news/news/12259/ Воин - мученик Саркис почитается в настоящее время только у армян, но он жил почти за сто лет до Халкидонского собора, разделившего ААЦ и Православные Церкви византийской традиции, поэтому с полным основанием может считаться общехристианским святым.
В заключение приведу замечательные слова армянского священника Арсена Будагяна, настоятеля храма Святого Воскресения (Сурб Арутюн) в Будённовске:
Итак, покровитель влюбленных и воин-полководец. Согласитесь, более чем символично для армянского народа. Без истинной любви, в том числе и любви к Родине, нельзя брать в руки оружие, невозможно быть причисленным к рядам защитников Отечества. Оружие без любви - это смерть и разрушения. Напротив, оружие, поднятое во имя любви, это - животворящая сила, направленная на создание истинного очага. Очага, как в общенародном смысле, так и в смысле семейном. Ибо без любви никакой очаг не способен существовать. Даже самый лучший дворец в мире, обставленный роскошью и преисполненный достатка, без любви - всего лишь холодные мраморные стены.
http://budennovsk.org/?p=8726 Составлено по материалам, найденным в Сети Интернет.
Песня "Сурб Саркис".
Пусть продлиться жизнь твоя
Даже если без меня…
И тебе я не скажу,
Что, по-прежнему, люблю…
Click to view
Click to view
Ch haskaca vortexic,ch haskaca te inchpes
Haytnvecir im srtum,u sireci miayn qez
Ch haskaca vortexic,ch haskaca te inchpes
Haytnvecir im srtum,u sireci miayn qez
Surb Sargis yes kgnam
Yerku hat mom kvarem
Mek@ linenq anbajan
Meknel Astvac mez pashpan
Surb Sargis yes kgnam
Yerku hat mom kvarem
Mek@ linenq anbajan
Meknel Astvac mez pashpan
Du yerkinq es ampamac,isk yes trchun viravor
Qo achker cov kapuyt,isk yes navak xortakvox
Du yerkinq es ampamac,isk yes trchun viravor
Qo achker cov kapuyt,isk yes navak xortakvox
Surb Sargis yes kgnam
Yerku hat mom kvarem
Mek@ linenq anbajan
Meknel Astvac mez pashpan
Surb Sargis yes kgnam
Yerku hat mom kvarem
Mek@ linenq anbajan
Meknel Astvac mez pashpan
Где-то в прошлом, далеко,
в моей памяти светло…
Там цвела мечта моя,
там любимые друзья.
Где несмелый поцелуй
вдруг слетел с прекрасных губ.
Не забыть мне этих рук…
Среди ночи сердца стук….
ПРИПЕВ:
Помолюсь и попрошу
За которую люблю…
И за первую весну,
За несбывшуюся мечту…
Пусть продлиться жизнь твоя
Даже если без меня…
И тебе я не скажу,
Что, по-прежнему, люблю…
Солнце светит высоко,
от меня ты далеко…
Через солнце свысока
загляну в твои глаза…
И объяв тебя теплом,
унесу с собою вдаль.
Ты приди в мой дивный сон,
разведи мою печаль…
ПРИПЕВ
Не понял откуда
не понял как
поселилась в моем сердце
и полюбил только тебя
ПРИПЕВ:
Сурб Саркис я пойду
две свечи зажгу
одна чтоб были вместе
другая что господь нас защищал
Ты в мою жизнь пришла
Я не ожидал
твои глаза как море синие
и я в них тону
Отсюда.
Песня на русском:
Click to view
Песня на грузинском:
Click to view