![](http://s019.radikal.ru/i640/1204/12/ce945f64ef2f.jpg)
Святой Фома Данилов (годы жизни ок. 1845 - 1875) родился в селе Кирсановка, Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьян. Был женат на крестьянке Евфросинии. Около 1869 года у них родилась дочь Улита. Призванный в армию он проходил военную службу во 2 -ом Туркестанском стрелковом батальоне, расквартированном в городе Ташкент, дослужился до звания унтер - офицера. В батальоне Св. Фома занимал должность каптенармуса. За время прохождения службы он зарекомендовал себя как, честный, усердный и распорядительный по своей должности служака, совершенно не склонный к пьянству и каким - либо нарушениям воинской дисциплины. С детства воспитанный в преданности Вере Христовой, воин Фома и в армии продолжал вести благочестивую и богоугодную жизнь, очень любил посещать храм Божий.
В 1874 - 1875 годах вспыхнула война между Российской Империей и Кокандским ханством, располагавшимся некогда в Ферганской долине и населённым дикими тюркскими племенами кипчаков (предки узбеков и туркменов), исповедовавшими ислам. При следовании своего подразделения в Наманган Данилов, желая перегрузить имущество батальона со сломавшейся в дороге арбы на другую, отстал от прикрытия и был захвачен в плен шайкой кипчаков. Пленника доставили в кокандскую крепость Маргилан (ныне город в Узбекистане) и вывели на площадь перед дворцом. Предводители кипчаков начали уговаривать его отречься от Христа, принять веру Магомета и перейти на ханскую службу, суля почести и богатство, а в случае отказа угрожая расстрелять. Но мученик Христов решительно отверг все нечестивые посулы неверных. Он бесстрашно отвечал своим мучителям, что Христу Богу и Царю Русскому не изменит и в какой вере родился, в такой и умрёт. Тогда страдальца за Правду Божию подвергли разным истязаниям, на которые восточные варвары были большие мастера… Но Св. Фома только тихо молился. Три раза его уговаривали перейти в мусульманство, но Фома оставался твёрд и непоколебим в исповедании Истины, ибо Сам Господь давал ему силы перенести страдания. Когда к нему обратились в третий раз, он громко сказал: «Не изменю я Богу и Царю, а хотите убить, так убейте!» Кипчаки хотели снять с Данилова крест, но он не позволил, сказав: «Погодите немного, когда умру, тогда возьмете». Креста с него не сняли. Был сделан залп: Данилов упал, но в страшных мучениях жил еще около часу, тихо шепча слова молитвы. Смерть унтер-офицера Данилова произвела глубокое впечатление на присутствовавших при его казни: народ, расходясь, говорил, что «солдат - урус умер, как батыр (герой)». Св. Фома принял мученическую смерть 21 ноября старого стиля / 4 декабря нового стиля в день великого церковного праздника - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Через 2 дня русские войска взяли Маргилан, и о подвиге святого стало известно его соотечественникам. Местонахождение святых мощей мученика в настоящее время неизвестно.
Семья русского воина, принявшего смерть за Веру и Отечество, не была забыта. В 1877 году самарский губернатор, узнавший о подвиге Фомы Данилова, навёл справки о семье воина - мученика и узнал о том, что вдова Данилова Евфросиния и его дочь Улита проживали в очень большой бедности, лишённые после смерти кормильца всяких средств к существованию. Губернатор обратился к самарскому губернскому земскому собранию и к некоторым самарским меценатам с просьбой оказать материальную помощь семье героя, а также поместить дочь Данилова стипендиаткой в одно из учебных заведений. Было собрано около 1320 рублей и из них шестьсот отложили дочери до совершеннолетия, а остальную сумму выдали самой вдове на руки, а дочь Данилова приняли в учебное заведение. Кроме того, начальник Главного штаба Российской Императорской армии уведомил губернатора о том, что Государь император Александр Николаевич назначил вдове Данилова пожизненной пенсии из государственного казначейства - сто двадцать рублей в год. Возможно, что потомки Фомы Данилова до сих пор проживают в городе Самара или в Самарской области - достоверно это неизвестно.
О подвиге Фомы Данилова великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский написал в своём «Дневнике писателя» 27 апреля 1877 года следующие проникновенные слова :
«Да это - эмблема России, всей России, всей нашей народной России, подлинный образ ее, вот той самой России, в которой циники и премудрые наши отрицают теперь великий дух и всякую возможность подъема. Чтобы судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем... надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств предшествовавших и преходящих, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом. Ведь тут дело произошло в совершенной безвестности, в глухом углу, да и сам Фома не мог думать и, наверное, не предполагал, что его подвиг огласится по всей земле Русской... Тут именно - как бы портрет, как бы всецелое изображение народа русского».
Почитание воина Фомы Данилова как местночтимого самарского святого началось среди русского православного народа ещё в предреволюционные годы. И вновь возродилось в конце XX века. Рассказ о Фоме Данилове содержится в сборнике «Подвижники земли самарской». В середине 90 - х годов настоятель храма во имя Св. Иоанна Воина в городе Самара о. Игорь Соловьёв и первый проректор Самарской духовной семинарии игумен Вениамин составили «
Службу мученику Фоме-воину, иже в Маргелане пострадавшему» и Житие мученика-Фомы.