Оригиналъ взятъ у
alex_kievlyanin в
О лидере русинских националистов Степане Фенцике, боровшемся с ОУНОчень хорошая и полезная статья, ломающая многие стереотипы ХХ столетия. Рекомендуется к прочтению всем.
http://vk.com/id479447?w=wall479447_1047%2Fall Вот они,настоящие патриоты своей Родины!Они первые дали отпор бандерлогам и были незаслуженно забыты...Главное нам помнить,что на каждого Бандеру у нас найдёться свой Фенцик!
Чернорубашечники Подкарпатской Руси. История русских фашистов.
Парадоксом русского национального движения после революции и гражданской войны стало то,что наибольших успехов достигли не белоэмигранты,только что покинувшие Родину и всеми силами пытавшиеся её вернуть,а движение и люди края,который вообще никогда за всю свою историю не входил в состав России. Закарпатье было территорией Королевства Венгрия,потом принадлежало Австрией,позже вошло в состав Чехословакии и только в 1946 году присоединено к СССР.
Но именно здесь зародилось русофильское движение,которое придерживалось идеи соединения воедино всех русских земель и народов,которое поддерживало большинство населения края,движение униатского священника Степана Фенцика.
Степан Фенцик родился в 1892 году в семье мукачевского греко-католического священника. Его дядя, Евгений Фенцик, был очень известным русинским и русским писателем. Степан рос в атмосфере любви к России, русской культуре и языку. Связи и деньги дяди позволили Фенцику получить блестящие образование в университетах Вены, Будапешта и Парижа. Он знал пять языков, сочинял музыку, прекрасно разбирался в философии и теологии. Степан Фенцик - автор Гимна Подкарпатской Руси.
После окончания обучения Фенцик вернулся на Подкарпатскую Русь, получил сан греко-католического священника, преподавал русский, итальянский и французский языки. Еще обучаясь в Вене, он проникся работами основоположника фашизма - Муссолини.
Его политическая карьера началась в 1923 году: Степан Фенцик был одним из основателей культурно-просветительного общества имени Александра Духновича - противовеса поддерживаемой чехословацкими властями украинской «Просвите». Он был ярым сторонником Автономии Подкарпатской Руси, обвинял чехословацкое правительство в невыполнении положений Сан-Жерменского Договора и потакании украинофилам. Общество им. Духновича было очень популярно в народе, издавало большое количество грамматик и книг на русском и русинском языках. Чехословацкого правительство Масарика, поддерживавшее украинофилов, не одобряло деятельность общества, что вылилось в запрет на деятельность организации и ареста имущества, введенные летом 1934 года. Эта мера вызвала серьезные народные волнения на Подкарпатской Руси и уже осенью читальни общества открылись вновь.
К тому времени тесные контакты в среде белой русской эмиграции Чехословакии и Югославии вывели Фенцика на основоположника русского фашизма - Константина Родзаевского. Степан Фенцик синтезировал собственную политическую силу, объединив фашизм и русофильство. Так появилась Русская национально-автономная народная партия (РНАП) - очень радикальная милитаристская организация скаутов, пропагандировавшая идеи Автономии и русского фашизма.
У Фенцика появилось больше возможностей для агитации. В том же 1935 году он основал газету, одноименную изданию Российской фашисткой партии, почетным членом которой являлся: «Наш путь». Еженедельник выходил тиражом до 50.000 (!) экземпляров на русском и русинском языках.
В 1936 году Венгрия, видя поддержку украинофилов со стороны чехословацкого правительства, начала разыгрывать русинскую карту на Подкарпатской Руси - Степан Фенцик стал работать на венгерскую разведку. Вместе с тем, он опирался на широкую поддержку карпаторусских организаций США и Канады, а так же русских фашистов Родзаевского в Харбине.
С формированием первого автономного правительства на Подкарпатской Руси под руководством Андрея Бродия и Алексия Геровского Фенцик все-таки получил министерский портфель, но менее чем через месяц власть на Подкарпатской Руси захватили украинофилы Августина Волошина - чехословацкое правительство Бенеша и Масарика, с подстрекательства из Берлина, обвинило Карпаторусскую Народную Раду в провенгерских настроениях. Начались аресты, многие русофилы бежали в Югославию, Венгрию и США. В ноябре 1938 года Фенцик прибыл в Ужгород, отошедший Венгрии по Первому венскому арбитражу, для формирования из скаутов общества им. Духновича отрядов Русской национальной гвардии чернорубашечников. По разным данным в отряды Фенцика записались от 14 до 20.000 человек, стала издаваться газета «Карпаторусский Голос».
На остатки Подкарпатскую Русь массово хлынули ОУНовцы - агенты Абвера, поддерживаемые Волошиным и Украинским Националистическим Союзом в Берлине. Для «поддержания порядка» в крае была создана Карпатская Сечь, в которую входило много интересных персонажей: будущий начальник полиции Львова Евген Верцона, краевой референт ОУН Иван Кедюлич, член Генштаба ОУН Юрко Лопатинский. Начальником штаба был будущий гауптман Роман Шухевич, а общим руководством занимался будущий связной ОУН и НСДАП - Рихард Ярый. В декабре 1938 года украинофильским правительством Волошина был открыт концентрационный лагерь для политзаключенных-русофилов Думен, близ Рахова. Охраняли его сечевики, очень рьяно: за неполных четыре месяца в Думене погибло 468 человек - греко-католические и православные священники-русофилы, учителя и общественные деятели. В том числе жена и трое детей Степана Фенцика. Более 60.000 подкарпатских русин были вывезены на принудительные работы в Рейх - ОУНовцы платили хозяевам по счетам «рабочей силой».
Карпатская Сечь занималась такими же провокациями как и в Галиции, натравливая русин против венгров, чехов и словаков, что привело к массовым репрессиям русинского населения уже впавшим в глубокий паралич чехословацким правительством. Их украинские «друзья по неволе» распыляли последние силы деморализованной Чехословакии на борьбу с «русинским национализмом», чтобы максимально ослабить ее перед немецкой оккупацией ценой крови русинского народа.
Однако произошло то, чего украинофилы не ожидали: столь дорогая их сердцу Германия «дала добро» на поглощение Венгрией оставшейся части Подкарпатской Руси - ОУНовским холопам указали на их место.
Началась война. Все воевали со всеми: венгерская армия генерала Самботхели с чехословацкими войсками Прхала, русские фашистские отрады Фенцика с сечевиками Шухевича. Русины, хлебнувшие вдоволь украинофильской власти, активно поддерживали чернорубашечников Фенцика. Его отряды сыграли важнейшую роль при взятии тогдашней столицы Подкарпатской Руси - Хуста, провели ряд успешных боевых операций против сечевиков под Иршавой, Горондой, Перечином, Севлючином, на Копанском Поле и горных перевалах. Именно они выбили сечевиков за перевал Русские Ворота, отделяющего Подкарпатскую Русь от Галиции. В том бою Роман Шухевич был тяжело ранен, но, к несчастью, выжил.
Объединенная Подкарпатская Русь получила широкую автономию в составе хортистской Венгрии - русинский и русский язык свободно преподавались, выпускалось много книг, газет, появилось две радиостанции. Однако в 1943 году автономия была упразднена, а сам Степан Фенцик как и его партия, вошел в венгерскую партию.
После окончания войны и освобождение Чехословакии,русинская интеллигенция направила письмо Сталину с просьбой принять край в РСФСР,но ни в коем случае не отдавать УССР,что означало бы конец русофильского движения,русинства и украинизацию.Но Хрущёв убедил Сталина передать Закарпатье Украине.
После прихода советских войск в Будапешт Степан Фенцик работал переводчиком в советском штабе.30 марта 1946 года в Ужгороде Степан Фенцик был расстрелян за сотрудничество с режимом Хорти за личным приказом Хрущева. Похоронен в Мукачево. В 1992 году - посмертно реабилитирован.
Сегодня,когда регион практически украинизирован,в Украине идёт русофобская политика,личность Степана Фенцика и его движения зарыто глубоко под землю,что б никто не усомнился в украинской истории края.
В России же о нём знают фактически единицы,герои русского сопротивления незаслуженно забыты...
также еще кое-что нашелъ такъ
Оригиналъ взятъ у
ugunskrusts83 в
Фенцик - вождь карпатских национал-антикоммунистов Скажем прямо: вождь Русской Национально-Автономной Партии (с 1940 г.: Угрорусской Национальной Партии) Степан Фенцик не жаловал украинцев
(и т.н. «русинов»). Правда, загвоздка в том, что советских оккупантов он жаловал ещё меньше… Ниже - некоторые цитаты из органов РНАП/УРНП «Наш путь» и «Карпаторусский голос», от которых у «русинской» этно-падали и её московских обожателей волосы встанут дыбом. Да, яростный противник украинцев. Но одновременно мадьярофил и полонофил (в смысле сотрудничал с Венгрией и Польшей; а с кем, кроме ФСБ, сотрудничают «рузке националисты»?), антисоветчик, гитлерист (после присоединения Карпатской Руси к Венгрии отправил благодарственные послания Гитлеру и Муссолини, причём портрет второго висел у Фенцика в кабинете), греко-католик (в 1943 г. имел аудиенцию у Папы Римского), соратник белоэмигрантов. И звали Степаном Андреевичем, прямо как Бандеру.
(...)
«О фактах не спорят» - это мудрое правило знакомо и коммунистическим евреям из «Карпатской Правды». Не будучи в состоянии возражать по существу против правильного освещения «счастливой жизни в самой демократической стране мира», еврейская газета на мазепинском языке старается отвести внимание от неприятных фактов к еще более неприятным особам «русских белогвардейцев», сидящих в «Нашем Пути». Смеем мы уверить симпатичных коммунистических писак, что сегодня коммунизм во всем мире уже настолько подгнил, что для его будущей судьбы совершенно не имеет значения, будет ли в «Нашем Пути» один белогвардеец, либо 10, либо ни одного. Противоестественная коммунистическая доктрина за 20 лет полностью выдохлась и ее не оздоровят провокационные личные нападки «Карпатской Правды».
Г. Б. Мозаика. - «Наш Путь» (Ужгород), 1938 г., № 319, с. 2.
«Первое мая - праздник труда, обратился в традиционный праздник марксо-коммунистов. Особенно крикливо отмечается этот день безбожными жидо-марксистами в СССР. Точно также истерически привыкли отмечать этот день марксо-социалисты и у нас. В этом году, как известно, правительством запрещены всякого рода политические собрания и демонстрации, в том числе, злая судьба постигла и наших «товарищей и соудругов», которые не могли, по примеру прошлых лет, проявить полностью свои чувства. Городской совет, чтобы замаскировать это дело - решил устроить объединенную манифестацию, не взирая на политическую и партийную принадлежность и без всяких политических демонстративных выступлений - «за мир, за свободу и демократию». Под этим лозунгом было устроено торжественное шествие из Шумной улицы на Масариковую площадь, где была произнесена речь старостой Дудашем на русском, чешском и мадьярском языках. Шествие, в котором приняло участие незначительное количество чиновников, а главную массу его составляли наши гиперлояльные «чехословаки» - жиды, было довольно бедное и жалкое».
Там же
«Вы знаете, кто такой д-р С. А. Фенцик. Вы знаете, что он единственный депутат, который сидел в чешской тюрьме. Вы знаете, что он подал свыше 80 интерпелляций за Вас в чешском парламенте.
Вы читали ежедневно А-зет, Чешское слово, Лидове Новины и вообще газеты аграров, социалистов и безбожников-коммунистов. В этих газетах почти ежедневно проявлялись статьи против нашего единственного вождя д-ра Фенцика. Против него ужасно работали и убивали его Бачинский, Ревай, Волошин и др. Знаете, что он - единственный вас никогда не предавал. Ваше спасение его целью. Он первый поднял русский национальный флаг. Он был первый, который уничтожил флаги зелено-красного жидо-коммунизма, интернационалистов-безбожников.
Он единственный может спасти Карпатскую Русь!
Вся Европа смотрит на него и сила его в Ваших руках. Голос народа - голос Божий, ступайте под флаги русских националистов. Бейте всех террористов, денационалистов, чехо-украинцев. Требуйте присоединения Карпатской Руси от Попрада по Тису с полными национально-автономными правами к Венгрии под протекторат Муссолини, Хорти и Мосцицкого!
Русский национальный совет
13 марта 1939 г.»
«Такие испытания и удары Судьбы, какие пережил наш угрорусский народ, являются лучшим доказательством жизненности и моральной устойчивости нашего племени. Народ наш перенес и пережил на своей спине коммунистов, масоно-социалистов, чешских шовинистов и марксо-украинских мазепинцев. Это тяжелая, но хорошая школа для него и мы верим, что уроки прошлого не прошли для угророссов даром. Много пережил и переиспытал наш бедный народ и потому он полон такой глубокой религиозности, веры в свою правоту, надежды в лучшее будущее. Мы верим, что в этих бурях и невзгодах народ наш достаточно закалился, стал тверд как скала и никакие испытания и искушения не могут его сломить. Он вечен, как вечны Карпаты. Он все переживет, все выдержит и расцветет».
1940. - «Карпаторусский Голос», 1939 г., № 162, с. 1.
«УРНП давно выработала свою идеологию, давно определила свои пути и менять ориентацию ей не приходится. Наша партия всегда открыто выступала и действовала против разрушительных марксо-иудо-интернациональных учений, честно будет работать за достижения угрорусским народом своих национальных прав и не сойдет с этого пути. Никакие конъюнктурные соблазны не могут заставить честных угрорусских националистов свернуть знамя борьбы за свой народ, и против мирового зла Но[мер] I - против интернационального коммунизма».
Перед выборами. - «Карпаторусский Голос», 1940 г., № 9, с. 1.