ПУТЬ ИСПАНСКОЙ ФАЛАНГИ.

Nov 20, 2013 18:56





Основателем Испанской Фаланги является испанский дворянин, маркиз Хосе Антонио Примо де Ривера (1903-1936). Он был сыном генерала Мигеля Примо де Риверы, возглавлявшего Правительство Испании в 1923-30 годах. Уже его отца король Испании Альфонс XIII сравнивал с Бенито Муссолини.




Генерал Мигель Примо де Ривера

Однако в 1930 году под давлением оппозиции была установлена конституционная монархия, открывшая путь к победе республиканского партийного блока. 14 апреля 1931 года монархия в Испании была свергнута, что в ближайшем будущем привело к началу ожесточённой гражданской войны. В этой ситуации идеи Б. Муссолини оказались востребованы в ещё большей степени, чем ранее. И в 1933 году Хосе Антонио Примо де Ривера вместе с молодым философом Рамиро Ледесмой Рамосом начал выпускать газету "EI Fascio". В ней они обличали: либерализм с его республиканским строем; лицемерное масонство, прикрывавшееся социалистическими идеями и лозунгами; марксизм, с его классовой борьбой, доведённой до абсурда; а также анархистов, атеистов и прочих леваков. Демократической власти противопоставлялся путь национальной диктатуры, способной остановить разгул либерализма, защитить интересы народа и идеалы социальной справедливости.

По требованию демократических организаций газета "El Fascio" была запрещена, а Хосе Антонио Примо де Ривера арестован. Выйдя из тюрьмы он создал организацию, которой было дано название Испанская Фаланга (Falange espanola).




Первое, что всячески подчёркивал основатель Испанской Фаланги, это надпартийный и даже анти-партийный дух нового движения.
Он призывал всех испанцев служить не многочисленным партиям, а единому Отечеству. Испания признавалась высшей ценностью.

В экономической части программа движения носила одновременно и антикоммунистический и антикапиталистический характер. Власть капитала фалангисты критиковали не слева, а справа. Они не признавали капиталистическую систему потому, что она игнорирует духовные ценности и дегуманизирует частную собственность. С точки зрения Хосе Антонио, материалистический и интернациональный - капитализм лишает человека индивидуальности, отчуждает от семьи, от Церкви, от традиционных ценностей и, в конечном счете, превращает людей - в товар, а народ - в массы производителей и потребителей. Основателю Испанской Фаланги "материалистический рай" был ненавистен потому, что он предпочитал Рай Небесный. Его личным идеалом был средневековый рыцарь-монах.




"Вера и рыцарское служение - вот две вечные и истинные формы нашего бытия", - писал Хосе Антонио.

После объединения в 1934 году Испанской Фаланги с Хунтой национал-синдикалистского наступления в программу движения вошли идеи Ледесмы Рамоса о корпоративном государстве, где весь общественный организм рассматривался как единый профсоюз, а нация как дружная семья. Была принята и его символика: трёхполосный, красно-чёрно-красный флаг с расположенным в центре крестообразным знаком, соединяющим стрелы и ярмо (из герба основателей Испании, католических королей Фердинанда и Изабеллы). Это обогатило идеологию фалангистов, но не изменило её сущность. Главные лозунги остались прежними; "Единение Отечества. Прямое действие. Антимарксизм. Антипарламентаризм". Члены движения, приветствовали друг друга римским салютом с возгласом: "Arriba Espana!" ("Воспрянь, Испания!") и с нетерпением ждали вождя, чтобы начать "марш на Мадрид".

Однако во время парламентских выборов 1936 года большинством голосов победил т.н. Народный фронт. Страну захватило настроение революционной эйфории. Вдохновлённые примером Советской власти коммунисты и анархисты призывали превратить Испанию в народную, социалистическую республику "без капиталистов, без помещиков, без реакционеров". Их призывы спровоцировали волну стихийных экспроприаций и захватов земель "у врагов республики". Начавшаяся "культурная революция" обернулась примитивной антирелигиозной пропагандой, которая на практике доходила до разрушения храмов и публичных расправ над священниками. Всего за три года было полностью или частично разрушено более 20 000 храмов и монастырей. Около 17 000 священников и монахов было убито и замучено. Рушились вековые традиции и устои. Закрывались школы. Распадались семьи. Страна ввергалась в чудовищный хаос.

Позже некоторые революционеры поняли, кому они сыграли на руку. В своих воспоминаниях, написанных в России, Долорес Ибаррури прямо написала, что коммунисты, увлёкшись борьбой пролетариата за свои права, "как правило, не уделяли внимание той роли, которую явно или тайно играла масонская организация", хотя в годы революции "влияние масонов приобретало решающий характер".

"Президент республики Мануэль Асанья и лица его ближайшего окружения были масонами. Председатель парламента Мартинес Баррио, значительная часть членов буржуазных республиканских партий и даже лидеров социалистической партии тоже принадлежали к масонским группам, равно как и некоторые руководители национальных профсоюзных организаций", - свидетельствовала Ибаррури.

Масоны, объединявшие в свои ложи, главным образом, демократическую и либерально-республиканскую интеллигенцию, стремились к двум основным целям: во-первых, направить борьбу рабочего класса против сил реакции, против аристократов и консерваторов; во-вторых, не допустить самостоятельных политических действий пролетариата.

Но это признание было сделано много лет спустя, в эмиграции, а тогда, в 30-е годы Долорес Ибаррури призывала своих соотечественников следовать призыву коммунистов к революции.



Каудильо Франсиско Франко.

Когда кризис охватил всю страну, когда разразившаяся революционная буря грозила снести на своём пути саму испанскую государственность, на политическую арену выступил Франсиско Франко (1882-1975) - самый молодой генерал Европы со времён Наполеона. Ему ничего не оставалось, как принять радикальное решение: срочно начать вооружённое контрнаступление против республиканцев. Об этом было объявлено 17 июля 1936 года в Испанском Марокко, а на следующий день средства информации передавали знаменитый пароль-сигнал: "Над всей Испанией безоблачное небо".




Так началась Вторая Реконкиста. Первая Реконкиста (reconquista - отвоевание), направленная на освобождение Пиренеев от "мавров", под которыми подразумевались три семитических племени: арабы, берберы и евреи, захватившие полуостров, - началась в VIII веке и завершилась в 1492 году взятием Гранады. Вторая длилась с 1936 по 1939 год.

Однако вскоре после её начала Испанская Фаланга потеряла своего лидера - Хосе Антонио Примо де Риверу. 20 ноября 1936 года он был зверски убит республиканцами в тюрьме.




Но в лице каудильо Франко Испанская Фаланга обрела нового вождя. Франко дал ей второе дыхание, прерванное после мученической смерти Хосе Антонио.

Разумеется Испанской Фаланге пришлось пережить определённые изменения. Но они были неизбежны. Различия между Фалангой Хосе Антонио Примо де Риверы и Фалангой Франсиско Франко определялись различными фазами одной контрреволюции. Первая, консервативно-революционная фаза, выражалась в неприятии либеральной, масонской и марксисткой моделей государства. Вторая, революционно-реставрационная, делала упор на возвращение к традиции и её приспособление к изменившимся условиям.

И Франко исполнил свой долг. Он привёл Фалангу к победе, а Испанию к миру и процветанию. Однако, внешне Франко меньше всего напоминал вождя или героя. Маленький ростом, с лицом южноевропейского типа, близкого к арабскому, с тихим, как бы углублённым в себя, голосом, с аристократическими манерами держаться и какой-то домашней походкой, он казался напрочь лишённым харизмы, которая сделала других известных вождей народными трибунами и живыми идолами для поклонения. Даже на официальных фотографиях, в офицерском мундире и в окружении величественной символики, Франко всегда выглядел как простой человек, каким-то чудом оказавшийся на самой вершине государственной власти.

Даже манера говорить у Франко была необычной. Многие замечали, что во время бесед он лишь внешне поддерживал собеседника своими репликами, а в то же время был целиком погружён в себя. Его речи напоминали длинный монолог, в ходе которого он разговаривал не с приглашёнными, а как бы с самим собой. Все знали, что Франко, помимо текущих документов, пишет дневники, воспоминания и размышления на общие темы. Он всегда видел себя со стороны, будто за его спиной стоял Ангел-Хранитель и постоянно прояснял ему происходящее.

При жизни Франко сравнивали с Михаилом Архангелом, Александром Македонским, Юлием Цезарем, Карлом Великим, Сидом, Филиппом II, Наполеоном и целой плеядой других исторических и легендарных личностей.

Однажды после утреннего приёма на завтраке у Франсиско Франко Сальвадор Дали сказал: "Я пришёл к выводу, что он святой. Он типичный мистик, продолжающий традицию великих испанских мистиков". В детской книжке той эпохи говорилось, что "каудильо - это Божий дар народам, которые того заслуживают, и люди должны воспринимать этот дар, как выражение Господней воли, ниспосланной во имя спасения Отечества".

Близкий сподвижник каудильо - Луис Карреро Бланко, в 1957 году заявил в Кортесах (las cortes - старинное название испанского парламента): "Господь удостоил нас высшей милости, послав необыкновенного вождя. Такие дары даются народу по высшему Промыслу для осуществления воистину великих задач и притом весьма редко, не чаще одного раза в три-четыре столетия".
В день смерти Франко 20 ноября 1975 года по ТВ было зачитано его официальное "Завещание". Каудильо писал, что всю жизнь он стремился быть верным сыном Отечества и служить матери-Церкви. Он всегда хотел жить и умереть как католик. В конце "Завещания" он просил прощения у соотечественников за совершённые ошибки и от всей души прощал тех, кто считал его своим врагом. Он говорил, что у него самого личных врагов не было, а своими противниками он считал тех, кто боролся против Испании. "Не забывайте, - писал Франко, - что враги Испании и христианского мира не дремлют".




По материалам книги Пола Престона "Франко" и биографического очерка "Франко: вождь Испании", написанной П.Тулаевым по этой же книге.

Источник: "Русская Фаланга" №1 Оригинал здесь.

знатность, честь, Испанцы, аристократизм, верность, доблесть, монархизм, феодализм

Previous post Next post
Up