Францишек (Феодор) Карпинский

Jul 31, 2013 14:11

Оригинал взят у hauptpostamt в Францишек (Феодор) Карпинский

Читая прошлого листы



4 октября 1741 - 16 сентября 1825 года (Холосковя - Коломыя)

Великий польский поэт. Диссидент (православный поляк в пятом поколении - дважды крещен (Франциск в католичестве, Феодор в православии).

Православные поляки (диссиденты) стали считать поколения с Брестской унии, кто древней - тот более православный. Карпинский, вероятно, имеет предков не из самой Польши, где православные имели по 10-12 поколений (коронная шляхта), а то и по 20 поколений (магнаты - бояры (бароны), храбры(графы) и князья), а из Белоруссии или Литвы. Для мазурских магнатов православие было часто свидетельством древности рода. Младшие ветви могли уйти в католичество, но "знаменные" оставались православными, например, все пять родов магнатов "знамени" Копач (куриной лапы, копающейся в земле) были православными. Эта история уходит еще во времена принятия полянами (поляками и русскими) христианства.
Важно знать, что у западных полян (поляков), а равно потом у русских Белой Руси и Окрайны (Украины) Станислав - православное имя, поскольку сам св. Станислав римский епископ, поставленный (рукоположенный) по ВИЗАНТИЙСКОМУ, т.е. греческому обряду (разделения церквей еще не было). В современной польской православной Церкви св. Станислав - чтимый святой. А Крулева (Царица) польска - матка Бозка Ченстоховска - чтимая православными икона. А уж самый древний польский гим - "Богородице" - православная молитва "Богородице, Дево" (У полян "Богорудице, Девице", что правильно, поскольку сохраняется звательный падеж).
На самом деле до трети поляков, как шляхтичей и магнатов, так и простых людей было православными. Так в 12-13 веках в Данциге/Гданьске было четыре православных церкви, а в мазурском Плоцке было две соборные церкви - католическая и православная, соответственно было два епископа. Гонения на диссидентов начались в 15 веке. Особенно после появления польских реформатов (антитринитариев). Польские диссиденты ушли в подполье.
Диссиденты обыкновенно крестились дважды. Первое крещение - католическое, а потом было либо перекрещение (пжекжист), либо миропомазание. Но это только "мазурики" - мазовские шляхтичи-диссиденты. Литвины и русские в католичестве не крестились.
В посконном польском шляхетстве было право майората, посему младшие сыновья часто уходили либо под короля или большего магната (шляхта под магнатом - шляхта заганова, тут могли быть и комбинации гербов - герб рода, а сверху знамя магната), либо шли в орден "приемными" рыцарями (неприемлемо для православных), либо становились монахами или ксендзами (белыми НЕБРАЧНЫМИ священниками). Часто такие люди переходили в католичество. Но среди младших "мазуреков" (младших братьев мазурских родов) известны случаи, когда они, "поксежасев" (став священником), вновь уходили в православие, "сущими в сане". Один раз "сущим в сане" в православие ушел епископ (бискуп) Плоцкий, не Полоцкий, а Плоцкий (Плоцк - центр Мазовии, оплота "посконного" польского православия, ныне в воеводстве ВаршавскЕм), впрочем, ему, этому бискупу, срочно пришлось из пределов полянских выехать, обаче стал он православным епископом Черниговским и Полтавским :)))...

Храбр (граф) Феодор Карпинский - автор знаменитой польской колядки “Бог Себя рождает” (Bóg Się rodzi) {Можно перевести и Бог рождается, но смысл именно в том, что Бог рождает Себя (Бог Ся родит)}

Сенатор польский, храбр (граф), канцлер ордена Белого Орла.

Личный секретарь последнего польского короля Станислава Августа ПонятовскЕго.

Смысл колядки именно православный, раскрывающий богословский смысл праздника Рождества.

С конца XIX века эту колядку исполняют и католики. Музыку этой коленды хотели сделать музыкой польского гимна в 1918 году, но Ю.Пилсудский воспротивился... Польским гимном стала Мазурка ДомбровскЕго, чья мелодия только измененная мелодия этой ПРАВОСЛАВНОЙ мазурской коленды.
Вот как бывает. Католическая колядка становится православной, а православная коленда - гимном католической Польши.

Колядка (Kolęda)

Bóg się rodzi, moc truchleje,

Pan niebiosów obnażony;

ogień krzepnie, blask ciemnieje,

ma granice Nieskończony.

Wzgardzony, okryty chwałą;

śmiertelny, Król nad wiekami!

A Słowo Ciałem się stało

i mieszkało między nami.

Cóż, niebo, masz nad ziemiany?

Bóg porzucił szczęście twoje,

wszedł między lud ukochany,

dzieląc z nim trudy i znoje.

Niemało cierpiał, niemało,

żeśmy byli winni sami!

A Słowo Ciałem się stało

i mieszkało między nami.

W nędznej szopie urodzony,

żłób Mu za kolebkę dano!

Cóż jest? Czym był otoczony?

Bydło, pasterze i siano!

Ubodzy, was to spotkało

witać Go przed bogaczami!

A Słowo Ciałem się stało

i mieszkało między nami.

Potem i króle widziani

cisną się między prostotą,

niosąc dary Panu w dani:

mirrę, kadzidło i złoto.

Bóstwo to razem zmieszało

z wieśniaczymi ofiarami!

A Słowo Ciałem się stało

i mieszkało między nami.

Podnieś rękę, Boże Dziecię,

błogosław Ojczyznę miłą,

w dobrych radach, w dobrym bycie

wspieraj jej siłę swą siłą.

Dom nasz i majętność całą,

i twoje wioski z miastami!

A Słowo Ciałem się stało

i mieszkało między nami.

Православные, здоровый образ жизни, Польша, аристократизм

Previous post Next post
Up