Святой Казимир - небесный покровитель Литвы, Польши и Белой Руси.

Mar 04, 2013 21:50





Святой Казимир был сыном Казимира IV Ягеллона Великого (1427 - 1492), короля Польши и Великого княжества Литовского и Елизаветы (Эльжбеты) Австрийской, дочери императора «Священной Римской империи» Альберта II. Он происходил из древнего и славного литовского рода Ягеллонов, потомков князя Ягайло, в течение 186 лет правивших объединённым польско-литовским государством.
У короля Казимира IV было 13 детей - 7 дочерей и 6 сыновей. Из них четверо - Владислав, Ян Ольбрахт, Александр и Сигизмунд - Август стали королями. Сын Фредерик стал кардиналом и архиепископом Гнезненским. А королевскому сыну Казимиру суждено было умереть молодым, а после смерти стать святым и небесным покровителем Великого княжества Литовского, а ныне - Польши, Литвы и Белоруссии, а также города Ружаны и стольного града Вильны (ныне Вильнюс) .


Святой королевич родился 3 октября 1458 года в Кракове. В детстве и ранней молодости учителем и наставником королевских детей, в том числе и Св. Казимира был известнейший польский историк, церковный деятель и гуманист Ян Длугош. Длугош между прочим известен тем, что впервые познакомил польско - литовскую общественность с творениями античных классиков, а также написал историю Королевства Польского, где содержатся значительные сведения и о древней истории Литовско-Русского государства (между прочим, благодаря Длугошу мы знаем про иконописцев из Литвы, расписавших костёлы в Малой Польши, православными («византийской») фресками). Ян Длугош выбрал для проживания королевичей тихий замок в Старом Сонче, вдали от шумного королевского двора с его шумными пирами, светскими забавами и интригами.



Ян Длугош и маленький королевич Казимир.

Когда король Казимир приезжал с семьёй в Вильну, Длугош приводил Св. Казимира для молитвы в Медницкий замок. В 1471 году, когда Св. Казимиру было всего 13 лет венгерские владетельные князья и дворяне захотели провозгласить его венгерским королём. Однако другая часть венгерского дворянства с 1457 года стояла горой за прославленного Матиаша (Матвея) Корвина (Корвин по мадьярски - ворон), сына великого Яноша Хуньяди. Королевич вместе со своими братьями и 20 - ти тысячным войском отправился в Венгрию. Однако партия Корвина просто так сдаваться не собиралась. Дойдя с войском до границ Венгрии, святой Казимир прослышав, что король - Ворон помирился со своими недругами и собрал 60 -ти тысячную армию для отпора полякам, а также, что римский папа Сикст IV отправил к польскому королю посольство, призванное убедить его отказаться от претензий на Венгрию, на свой страх и риск, не посоветовавшись с отцом, вернулся с войском обратно в Польшу, предпочитая не начинать междоусобную брань с христианами перед лицом угрозы турецкого нашествия. Однако святой не сразу вернулся в Краков, а направился в находившийся неподалёку замок Добжа, где провёл месяц в покаянии, ибо своим отказом сражаться за венгерский престол он нарушил волю отца. Король - отец полностью простил сына и назначил Св. Казимира наместником Великого княжества Литовского с резиденцией в Вильне (хотя литовско-русская шляхта просила в наместники другого королевича - Яна - Ольбрехта). А в 1481 - 1483 годах во время своего отсутствия король оставлял Св. Казимира наместником в Польше. В 1480 году правление Св. Казимира было омрачено вторжением в пределы Литовского государства татарской армии хана Большой Орды Ахмата, который будучи крайне разозлён неудачей в своём противостоянии с Великим князем Московским и всея Руси Иваном III Васильевичем на реке Угре, разорил в Литовской Руси 14 городов за то, что отец королевича Казимир IV, союзник Ахмата, не подал помощи хану против московского войска.

В Вильне святой королевич уединённо и тихо жил в Нижнем замке. Он отличался необыкновенной набожностью, был защитником и покровителем бедняков. О его необыкновенном благочестии писали все его биографы, начиная от Захария Фереры и знаменитого Петра Скарги до авторов XIX века. По словам первого биографа святого Захарии Фереры его чаще видели в костёле, чем во дворце.



Святой Казимир и Дева Мария.

Особо святой венценосный юноша почитал Пресвятую Деву Марию. Его довольно долго считали автором гимна в честь Девы Марии «Omni Dei», хотя на самом деле это произведение принадлежит перу католического святого XII века Бернарда Клервосского. Жизненный девиз Св. Казимира гласил «После Бога более всего надо любить правду и справедливость».

В 1483 году вернувшись из Польши в Вильну, Св. Казимир заболел туберкулёзом лёгких. В том же году он уже больной посетил на Коляды по делам государственного управления город Гродно. Здесь его состояние резко ухудшилось, и 1 марта его отвезли обратно в Вильну, где святой умер 4 марта 1484 года в Нижнем замке. Жители Вильны и всей Литвы горько плакали о нём, ибо в народе его очень любили за набожность, справедливость, доброту и щедрость.

Святого королевича похоронили в кафедральном соборе города Вильны, построенном его отцом.

После смерти Св. Казимира на его могиле стали происходить чудеса. Все они (а было всего 408 чудес) были официально задокументированы в 17 веке католическим священником Р. Свенцицким.

Вот некоторые из них:

  1. Первое зафиксированное чудо - это воскрешение из мёртвых девочки Уршулки, дочери виленского мещанина в конце 15 века.
  2. От ужасной головной боли при гробнице святого была исцелена литовская аристократка Катерина Тенчинская, впоследствии жена гетмана Христофора Радзивилла, по прозвищу Перун.
  3. Дочка Тенчинской и Христофора Радзивилла Альжбета (Елизавета), впоследствии жена Льва Сапеги, спаслась от смерти по молитвам Св. Казимира.
  4. В 1600 году королевский секретарь Николай Ясинский тяжело заболел в Варшаве горячкой. Врачи не могли его спасти, но он выжил и выздоровел, молясь Св. Казимиру.
  5. Старик - слуга Николая Ясинского исцелился от припадков эпилепсии, которыми он страдал 50 лет.
  6. Сам священник Свенцицкий был чудесным образом спасён от смерти Св. Казимиром. На горной дороге на крутом повороте карета, на которой ехал Свенцицкий, опрокинулась и готова была сорваться в пропасть. Но внезапно из ниоткуда появился юноша в ослепительно белой одежде, поразительно похожий на Казимира. Он схватил карету за заднее колесо и оттащил её от края пропасти.



    Святой Казимир. Картина кисти Карла Дольчи. 2-я половина 17 века. Хранится в Музее изобразительных искусст им. А. С. Пушкина. Москва.

Особо стоит отметить посмертные ратные подвиги святого. Кроткий и благочестивый юноша, в земной жизни предпочитавший не брать в руки оружие, после смерти неоднократно помогал польским и литовским воинам в боях с врагами его земного отечества. Вот некоторые примеры:

1.      Самое известное чудо. В 1518 году во время войны Великого княжества Литовского с Московским государством, московское войско, в составе которого были также новгородцы и псковичи, под предводительством воевод князей Василия и Ивана Шуйских и князя Михаила Кислицы осадили Полоцк. Литовские силы были малы и не могли успешно защищать город. Положение было критическое. Король Сигизмунд I молился своему умершему брату. И внезапно над литовскими войсками появился юноша в белых одеждах и на белом коне. Ободрённые этим видением литвины под предводительством пана Волынца бросились в атаку на московитян и разбили их. В 1652 году в одной миле от Полоцка, на месте чудесного явления отцы-иезуиты основали костёл во имя Св. Казимира.

2.      В 1604 году знаменитый литовский коронный гетман, суровый воин и добрый католик, Ян-Кароль Ходкевич (тот самый, ходивший в 1612 году на Москву и разбитый Мининым и Пожарским), отправляясь на войну со шведами, долго молился перед гробницей святого, возложил на гробницу свой меч, исповедался и причастился и только после этого выступил в поход. И в битве у Кексгольма 27 июня 1605 года он наголову разгромил шведское войско.

3.      Польский король Ян Собеский, отправляясь с армией на помощь осажденной турками Вене, повелел служить в соборе у гроба святого Казимира молебны за успех христианского оружия. И свою знаменитую победу Ян Собеский приписывал заступничеству святого.

Сразу после смерти Св. Казимира, стараниями короля Сигизмунд началась подготовка к его официальной канонизации. В 1517 году папа римский Лев X назначил соответствующую комиссию. Присланный в Литву папский легат ознакомился с распространяющимся культом Казимира, приготовил его жизнеописание и литургические тексты в его честь. Папа римский Лев X издал в 1521 году канонизационную буллу, однако она пропала вместе с другими документами, связанными с канонизацией Казимира. Только королю Сигизмунду III Вазе удалось получить новую буллу лат. Quae ad Sanctorum, изданную 7 ноября 1602 года Климентом VIII на основе копии буллы Льва X, обнаруженной в ватиканском архиве.




По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. По этому поводу был освящён краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.

В 1636 году мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Святого Казимира кафедрального собора. В 1953 году мощи были перенесены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор.

В 1613 году святой Казимир был провозглашён патроном Великого княжества Литовского, получившего своего собственного святого, и с тех пор королевич считается главным покровителем Литвы.

В 1636 году его объявли покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 года провозгласил его небесным покровителем молодёжи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

Казимир - единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

По традиции в день памяти святого Казимира с примыкающими к нему ближайшими выходными днями в Вильнюсе ежегодно проходит ярмарка в его честь, получившая название «Казю́к». Первоначально ярмарка проходила на Кафедральной площади, с 1901 года - на Лукишской площади, позднее фактически в нескольких местах города. Ярмарки сопровождались карнавальными шествиями. Предметом торговли были прежде всего изделия ремесленников - сельскохозяйственные орудия и их детали (косы, топорища, черенки лопат и т. п.), домашняя утварь (посуда, корзины) и характерные виленские пасхальные вербы. Позднее Казюк приобрёл характер ярмарки с торговлей преимущественно изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства народного, псевдонародного и авторского.



Чудотворный образ святого Казимира. Около 1520 года.

Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В кафедральном соборе хранится образ святого Казимира с тремя руками. Считается, что образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длина. Он её закрасил её и написал другую руку, но первая рука проступила сквозь краску, и сколько художник её ни закрашивал, она вновь и вновь появлялась. Тогда художник принялся закрашивать новую руку, но и она не поддавалась.

Использованные материалы:

http://media.catholic.by/nv/n19/art1.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80

знатность, честь, монархи, здоровый образ жизни, Литвины, Польша, аристократизм, святые, феодализм

Previous post Next post
Up