Оригинал взят у
toly322 в
И в низшем звании бывает герой
В истории дореволюционной росийской армии было всего 18 солдат, "навечно оставленных в списках частей". Одним из них был гренадёр Шлисельбургсого полка Степан Новиков.
1 октября 1787 во время высадки турецкого десанта на Кинбурнскую косу генерал-аншеф Суворов вынужден был заменить непосредственно руководившего боем в первой линии тяжёло раненного генерал-майора Река.
К этому моменту русская атака, в ходе которой Реку удалось занять десять ложементов была остановлена огнём турецкой эскадры, насчитывавшей 25 вымпелов. От разрывов многочисленных бомб,града картечи и сыпавшихся ядер русские войска стали нести значительные потери. Был убит секунд майор Булгаков, ранены штаб офицеры Шлисельбуржского и Орловского полков Мамкин и Муцель.Турки контратаковали и потеснили отряд Река. Из за недостатка офицеров Суворов вынужден был перейти в арьегард и принимал меры к тому что бы отступление не превратилось в бегство так как турецкое войско по его словам "преследовало наших с полным духом".
В этот критический момент ход боя неожиданно сумел изменить один единственный солдат -гренадёр Новиков.Потрясённый мужеством солдата Александр Васильевич так описал его действия в своей реляции Потёмкину "О происшедшей баталии при Кинбурне и одержанной совершенной над неприятелем победе октября 1-го на 2-е 1787 г.":
«Позвольте, светлейший князь, донесть, что и в низшем звании бывает герой. Неприятельское корабельное войско, какого я лутче у них не видал, преследовало наших с полным духом; я бился в передних рядах. Шлиссельбургского полку гренадер Степан Новиков, на которого уже сабля взнесена была в близости моей, обратился на своего противника, умертвил его штыком, другого за ним, следующего застрелил и бросясь на третьего, - они побежали назад. Следуя храброму примеру Новикова, часть наших погналась за неприятелем на штыках, особливо военными увещеваниями остановил задние ряды сержант Рыловников, который потом убит. Наш фронт баталии паки справился; мы вступили в сражение и выгнали неприятеля из нескольких ложементов. Сие было около 6 часов пополудни».
Заслуги Новикова были высоко оценены не только Суворовым. В числе четырёх нижних чинов полка он был награждён георгиевской медалью"За Кинбурн", которой были награждены всего 20 человек.
В стодвадцатую годовщину битвы капитаном Шлисельбургского полка Самсоновым была изготовлена скульптурная группа, получившая в то время всенародную известность(с неё даже сделали пять бронзовых копий для установки в различныз местах) а в 125-ю годовщину битвы Новиков был навечно зачислен в списки части.
О нём не забывали и в советское время, рассказ о гренадёре спасшем будущего генералисимуса(после появления скульптуры Самсонова действия Новикова все воспринимали именно так) охотно тиражировался на страницах различных изданий, обрастая порой совершенно фантастическими подробностями.
Наиболее экзотичным оказалось описание этого эпизода данное Владимиром Груслановым в повести "Шпага Суворова":
"Спаг - турецкий кавалерист - с черной, курчавой бородой, в широкой белой одежде, покрывавшей складками его могучее тело, поднял над головой Суворова кривую саблю. Еще мгновение, и... смерть.
В это время поблизости оказался гренадер Шлиссельбургского пехотного полка Степан Новиков, который только что в поединке ударом приклада повалил дервиша - странствующего монаха, призывавшего турецких солдат идти на русских. Он заметил, как турки бросились на Суворова.
Со страшной быстротой Новиков сделал выпад штыком вперед. Спаг, уронив саблю, ткнулся лицом в песок. Степан ударил прикладом. Рядом с первым турецким солдатом лег второй. Третий, бросив коня, кинулся бежать. Гренадер пустил ему вслед пулю.
На помощь Степану Новикову спешили солдаты, прискакали казаки.
- Спасибо, братец, выручил! - воскликнул генерал и, расцеловав героя, вскочил на оставленного янычарами коня"
Память о Новикове сохранилась в веках. но вот о том что он один сумел остановить турецкую атаку к сожалению забыли..