Один из величайших государственных деятелей Литовско - Русского государства Лев Сапега был выходцем из чарейской (или чарейско-ружанской) линии рода Сапег. Сапеги являлись представителями герба «Лис» и считались вторым по значительности (после Радзивиллов) магнатским родом ВКЛ.
Герб Сапег
О происхождении этого знаменитого рода есть две версии. По мнению старых польских гербовников родоначальником рода был литовский князь Сунигайло (умер в 1421 году), в крещении Семён, сын легендарного каштеляна города Троки (ныне Тракай) Пунигайло (годы жизни 1302 - 1380) и внук легендарного князя Нариманта. Недостоверность этой версии доказана. Другая версия выводит происхождение Сапег из рода оршанских (или брянских) бояр, родоначальником которого был писарь великого князя литовского Казимира IV Ягеллона - Семён Сапега (Сопига).
Родился Лев Иванович 4 апреля 1557 года в родовом поместье Островно Витебского уезда (теперь деревня в Бешенковичском районе Витебской области) в семье Ивана Ивановича Сапеги (умер в 1580 году), старосты дрогичинского и подстаросты оршанского, и княжны Богданы Друцкой-Соколинской-Конопли (Коноплянки), которая умерла в 1584 году. Сапега имел двух младших братьев и трех сестер. Его дед, Иван Богданович Сапега был витебским воеводой, потом - подляским (умер в 1516).
Мать Льва Ивановича княжна Богдана принадлежала к древнему роду Друцких - Соколинских - Конопля, происходившего от Рюриковичей и бывшего отраслью галицко - волынских князей.
Герб Друцких-Соколинских
Родоначальник этого рода - Михаил Романович получил от отца в удел город Друцк. Его сын Василий стал родоначальником князей Друцких, которые существуют и по сей день, а другой сын Василий дал начало родам князей Бабичевых, Путятиных, Соколинских, Любецких, Горских, Прихабских, Подберезских, Конопля, Озерецких, Бокриновских, Толочинских.
Малолетним ребенком Льва отдали на учебу и воспитание кальвинистским преподавателям в знаменитый несвижский двор виленского воеводы и канцлера великого Николая Радзивилла Черного, с младшими сыновьями которого он и учился .
В 1570-1573 годах Сапега вместе с тремя младшими сыновьями Николая Радзивилла обучался в Лейпцигском университете в Германии, где под влиянием Реформации сменил свое православное вероисповедание и стал протестантом - кальвинистом.
По окончании Лейпцигского университета Сапега возвратился на родину хорошо подготовленным правоведом, дипломатом и философом. Он досконально владел греческим, латинским, немецким, польским и русским (т. е. старобелорусским) языками. Необыкновенная логика мышления, безупречная память и отличное знание законов помогли ему выиграть судебное имущественное дело собственного отца. Лев Иванович выступал на этом процессе в роли адвоката. Исследователи отмечают, что неизвестно, был он прав или нет, но, блестяще выиграв дело, юноша обратил на себя внимание самого короля и великого князя Стефана Батория.
На последнем этапе Ливонской войны (1558-1583) в 1579 году Сапега участвовал во главе гусарской хоругви (полка) в полоцкой кампании Стефана Батория в освобождении Полоцка от московских войск. 30 января 1580 года король принял его в число своих придворных: Сапега был назначен на должность великокняжеского (королевского) секретаря. Вместе с королем Стефаном Баторием он в 1580-1581 годах принимал участие в военных походах на Великие Луки и Псков, где вновь возглавлял гусарскую хоругвь.
В 1581 году получил должность писаря ВКЛ. Вместе с канцлером А.Б. Воловичем и подканцлером К.Н. Радзивиллом Лев Иванович принимал участие в создании высшего судебного и апелляционного органа в государстве - Главного Трибунала ВКЛ, который начал функционировать 1 апреля 1581 года.
В 1584 году в Москве с русским царем Федором Ивановичем, сыном Ивана Васильевича Грозного, подписал соглашение о перемирии на 10 лет и освободил из плена 900 литовских узников, попавших в московский плен во время захватнической войны в 1563 году. За удачную дипломатическую миссию 2 февраля 1585 года получил должность подканцлера ВКЛ, а 20 июля 1586 года - пожизненную должность Слонимского старосты. Прибыль от этой должности шла непосредственно ему. После этого сделал Слоним своей главной резиденцией.
1 сентября 1586 года женился на Дороте, дочери коштеляна люблинского Андрея Фирлея, которая к тому времени уже была вдовой трокского воеводы, князя Стефана Сборожского (умер в 1585 году). От первого брака Дорота имела дочь Барбару. Сапеге она родила сына Яна Станислава (1589-1635), который в 1621 году стал маршалком великим литовским, а также еще троих детей, но они умерли в младенчестве. Дорота умерла 14 марта 1591 года и была похоронена в виленском костеле святого Михаила.
В 1586 году Лев Иванович перешел из кальвинизма в католичество, что способствовало его дальнейшей карьере, но обычно он занимал толерантную (терпимую) позицию в религиозном вопросе. Во время безкоролевья 1587 года, после смерти Стефана Батория, Лев Иванович, будучи поборником единства славянских народов, предложил план федерации Польши, ВКЛ и Московской державы с одним королем (предлагалась кандидатура царя Федора Ивановича). Объединение славянских народов и избрание ими единого монарха, по мнению Сапеги, способствовало бы росту их экономического и военного потенциала, обеспечило бы продолжительный мир. К сожалению, этот план не был реализован вследствие слабого здоровья и ранней смерти царя Фёдора Ивановича, и Сапега поддержал кандидатуру шведского королевича Жигимонта (Сигизмунда) III Вазы, бывшего по материнской линии потомком династии Ягеллонов.
Сапега возглавлял сеймовую комиссию по подготовке третьего Статута ВКЛ (утверждён 28 января 1588 года). Он отредактировал его текст и профинансировал издание в виленской типографии, принадлежавшей православным купцам - меценатам Л. и К. Мамоничам. Статут был издан на русском (старобелорусском) языке и считался на протяжении многих лет образцом законодательства в Европе, важнейшим правовым документом в Европе. В качестве предисловия к Статуту Сапега поместил обращение к великому князю Сигизмунду (Жигимонту) III Вазе и населению ВКЛ, в котором обстоятельно обосновал необходимость этого нового свода законов. В тексте Статута нашла своё отражение широкая эрудиция, государственно-правовая мудрость Льва Ивановича Сапеги, позволявшая ему находить компромисс между различными социально-политическими силами, группами и личностями. Отличительной чертой Статута 1588 года являлось то, что он действовал 252 года и был отменен лишь в 1840 году при российском императоре Николае I.
В апреле 1589 года получил должность канцлера великого, став руководителем внешней и внутренней политики ВКЛ.
На церковном соборе в Бресте в 1596 году, как королевский комиссар, выступил в защиту церковной унии, но был категорическим противником насилия как средства ее укрепления. В 1599 года женился второй раз, но уже на 16-ти летней княжне Гальшке (Елизавете) Радзивилл (1583-1611), дочери Кристофа (Христофора) Николая Радзивилла Перуна, воеводы виленского и великого гетмана литовского, главы кальвинистов в ВКЛ. От Гальшки Радзивилл Лев Сапега имел трех сыновей - Кристофа Николая (1607-1631), писаря ВКЛ; Казимира Льва (1609-1656), подканцлера ВКЛ с 1645 года; Николая (умер мальчиком), а также дочь Анну (1603-1627).
В 1600-1601 годах Лев Иванович возглавил посольство в Москву, в результате которого договорился с русским царем Борисом Фёдоровичем Годуновым о продолжении перемирия еще на 20 лет (начиная с 15 августа 1602 года), но государственной унии с Москвой опять не добился.
Лев Иванович Сапега не поддержал Лжедмитрия I, так как считал, что лучше заключить унию с Московской державой. Однако, по мнению российского историка С.М. Соловьева, именно он подготовил его для роли царевича Дмитрия (что представляется весьма сомнительным хотя бы в свете того, что Лжедмитрий отвратительно владел латынью, которую Лев Иванович знал в совершенстве).
Ян-Пётр Сапега
В 1609 году убедившись, что уния с Москвой не свершится, выступил за войну Речи Посполитой с Россией (1609-1618) и поддержал нового самозванца - Лжедмитрия II, послав на подмогу этому авантюристу своего племянника Яна - Петра Сапегу с отрядом польско - литовских шляхтичей численностью в 7, 5 тысяч человек. Причём одной из причин посылки отряда Сапеги было стремление отомстить за смерть в Москве польских шляхтичей во время восстания против Лжедмитрия I. Ян Сапега умер в Москве в 1611 году в разгар боёв польско - литовских интервентов с первым ополчением под предводительством Прокопия Ляпунова.
Сапега участвовал в осаде Смоленска и поддержал кандидатуру королевича Владислава Жигимонтовича на московский трон. В 1617-1618 годах содействовал организации и финансированию похода королевича Владислава на Москву, выставил гусарскую и пехотную роту и сопровождал Владислава до Вязьмы. В октябре 1618 года вернулся к королевичу под Москву, в Тушино. Участвовал в переговорах с московскими послами, в результате чего 1 декабря 1618 года было подписано Деулинское перемирие на 14 с половиной лет. 6 февраля 1623 года Сапега был назначен на должность воеводы виленского, отказавшись от должности канцлера великого.
С именем Льва Ивановича Сапеги связана также тёмная история ещё одного самозванца - шляхтича из Подляшья Дмитрия Лубы, якобы чудесно спасшегося «царевича Ивана Дмитриевича», «проклятого ворёнка», сына Марины Мнишек и Тушинского Вора. Но об этом отдельный разговор.
В своей политике Лев Иванович Сапега ревностно отстаивал суверенитет Великого Княжества Литовского в составе федеративной Речи Посполитой, неуклонно придерживался 12-й статьи 3-го раздела Статута ВКЛ 1588 года, который запрещал раздавать польской шляхте имения и посты (должности) в ВКЛ.
Одним из важнейших источников изучения социальных и политических взглядов Сапеги являются его письма. Как крупный землевладелец он защищал интересы своего класса, как человек высочайшей эрудиции и дальновидный политик он не мог не воспринимать тех прогрессивных процессов, которые происходили в обществе и идеологии. Компромисс с прогрессивными идеями позволял Сапеге довольно эффективно поводить свою линию - сопротивление гегемонистским стремлениям церкви, так как претензии духовенства на главную роль в государстве вызывали недовольство части феодалов. Сапега отстаивал права шляхты на политическое господство и в то же время выступал сторонником внутренне единого, централизованного шляхетстко-демократического государства. Сапега был убеждён, что право должно защищать подданных от злоупотреблений со стороны монарха и тем самым оберегать от тирании, а закон должен обеспечить государству порядок, покой и социальный мир. По этой причине он считал, что необходимо иметь единый закон и для правящих верхов, и для подданных. В его концепции - обоснование шляхетски-демократической структуры общества и в то же время защита всех слоев населения, в том числе крестьянства. Считал толерантность основой единства общества и залогом справедливой общественной организации. Выступал как сторонник независимости и свободы человека. Уточняя сущность свободы человека, Сапега ссылался на Цицерона. Особое внимание обращал на то, что поведение человека в обществе должно определяться не его внутренними потребностями, а нормами, установленными рамками закона. Взгляды Льва Сапеги на права человека совпадают с постулатами, которые значительно позже возникли в странах Западной Европы.
После убийства униатского полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича витебскими православными мещанами в 1623 году возглавил судебную комиссию, которая вынесла суровые наказания участникам убийства. Хотя ранее в своих письмах он резко критиковал методы, с которыми покойный архиепископ проводил свою политику по воссоединению Церквей.
25 июля 1625 года Лев Сапега был назначен гетманом великим литовским. В 1625 году он участвовал в войне Речи Посполитой со Швецией (1600-1629) во главе дивизии в Инфлянтах (Ливонии).
Как один из богатейших магнатов владел многочисленными имениями и староствами. Лев Иванович активно содействовал развитию литовско - белорусского книгопечатания. В своей резиденции в Ружанах собрал богатейшую библиотеку. По его приказу, в 1594-1607 годах, были переписаны архивные книги Метрики ВКЛ, чтобы при пользовании они не приходили в негодность (работу по созданию реестра архивного собрания он начал ещё в 1594 году).
Последние годы жизни Сапега провёл в Вильне, где активно занимался приведением в порядок архивов Метрики ВКЛ.
Умер 7 июня 1633 года в городе Вильна. Похоронен там же, в костеле святого Михаила.
Вполне справедливо историю Литвы и Белой Руси второй половины XVI-начала XVII веков следует считать эпохой Сапеги. Государство держалось на нём, как на сказочном богатыре. Это был преданный, самоотверженный патриот, для которого наивысшим долгом было служение Отечеству.
При написании использован материалы сайта ЛЮДИ
http://www.peoples.ru/state/statesmen/lev_sapega/index.html а также книги
Иванов Н.М.
История Литовско-Русского государства в именах и датах
Год издания 2003
http://www.i-u.ru/biblio/archive/ivanov_istorija и
«Новейший философский словарь» гл. редактор А. А. Грицанов, Год издания 1999, Минск.