Оригинал взят у
m2kozhemyakin в
Упенбург. Поражение гитлеровских десантников в Нидерландах в мае 1940 г. (Часть 2)Начало материала:
http://m2kozhemyakin.livejournal.com/51330.html Оригинал взят у
38t в
Битва за УпенбургПодбор иллюстраций и комментарии - мои.
План аэродрома Упенбург с отмеченными секторами обстрелов:
Первая контратака непосредственно на летное поле началась через Хоорнбрюг в Рийсвийке. Под прикрытием пулеметов рота рекрутов перебежала мост и далее поползла под плотным пулеметном огнем роты парашютистов полного состава. Каким-то чудом они достигли рубежа в 250 метров от границы аэродрома, но там были окончательно прижаты к земле. Немецкие пулемечики охватили группу с нескольких сторон и заставили вжаться в землю на открытом пространстве. Одновременно с неба пехоту расстреливали немецкие истребители.
Одновременно с первой ротой еще одна рота Гренадеров прокладывала себе путь к цели. Эти бойцы достигли фермы Johannahoeve к северу от летного поля, крайней укрепленной точки немецкого периметра. Они также не дошли каких-то пары сотен метров до зданий фермы, когда были остановлены пулеметным огнем.
Хотя обе роты были остановлены, основная контратака еще только готовилась. Для обстрела укреплений прямой наводкой были развернуты две батареи 75-мм полевых пушек. Идея была подавить огневые точки, после чего две роты составили бы штурмовой отряд с востока от шоссе, а одна - с запада. Небольшой обстрел ни к чему не привел. Едва пехота поднялась в атаку, ее снова прижали пулеметами, а из облаков вывалились очередные несколько «мессершмитов».
Голландские артиллеристы развернули к бою свои более подходящие для экспозиции военного музея орудия, май 1940 г.:
Голландская пехота в бою, май 1940 г. (глазами современного художника):
Тогда артиллеристы перешли к более планомерному обстрелу. Фугасы свистели над головами залегшей пехоты и достаточно точно ложились в немецкие порядки. Почти сразу все занятые десантниками строения были разнесены в щепки или загорелись. Десант быстро оставил позиции и отошел на укрепленные здания и строения ферм вокруг аэродрома, так что рота рекрутов сумела ползком занять летное поле. Многие немцы сдавались необученным голландцам, предпочитая плен пробежке под обстрелом. Вскоре вся оборона развалилась. Гренадерская рота со своей стороны насчитала 123 пленных, но вдруг голландский командир в панике скомандовал всем отступить и очистить аэродром как можно быстрее. Причина была в ожидаемом ударе по нему английской авиации. И действительно - в 15.10 несколько «Бленхеймов» сбросили свой груз на авиабазу. По окончании удара голландцы снова оккупировали летное поле, так что неподавленными остались два узла сопротивления - фермы Johannahoeve и Hoeve Loos, до отказа забитые десантниками.
Hoeve Loos был взят штурмом в 17.30. Немцы сдались после того, как против них была развернута секция из 2 станковых пулеметов. Штурмовая группа под их прикрытием достигла здания, и 42 десантника предпочли сдаться, еще 10 было убито.
Ферма Johannahoeve оказала более серьезное сопротивление. Сначала голландцы попытались принудить защитников сдаться пулеметным огнем, собрав все имевшиеся в наличии пулеметы. Немцы уступать не хотели и вели ответный огонь. Штурмовую группу немцы перестреляли, включая ее командира. Тогда к ферме подтащили артиллерию, и в крепкое каменное здание уложили беглым огнем 20 75-мм осколочно-фугасных снарядов. После этого защитники вышли с поднятыми руками. Храбро сражавшиеся десантники, которых было всего 40 человек, как оказалось, потеряли всего 4 убитыми и 6 ранеными.
После капитуляции голландского командования сухопутные части Вермахта заняли Упенбург практически беспрепятственно (кое-кто из голландцев все же пострелял по колоннам "фельдграу" с удобной позиции, прежде чем снять форму, припрятать оружие и до времени "залечь на дно"):
Итоги
После того, как Упенбург был отбит, вся оставшаяся оборона немцев разделила судьбу основной группы. Во множестве мест маленькие группы десантников продолжали удерживать позиции в окопах и воронках от бомб, но спустя некоторое время и несколько весьма ожесточенных перестрелок эти последние силы (примерно 65 человек) были вынуждены сдаться. Среди них оказался раненый командир KGzbV12 гауптман Freiherr von Hornstein, чьи Ju-52 отвечали за десантирование в Упенбурге. Он оказался одним из тех счастливчиков, кого не успели вывезти в Англию 14-15 мая.
И на восточной части Дельфта все немецкие силы были последовательно зачищены, равно как и вдоль канала De Vliet. Суммарно там было взято 150 пленных, включая командира батальона гауптмана Noster.
Конечно, сотни солдат, в основном из посадочного десанта, избежали плена и прятались в домах и полях между Дельфтом и Роттердамом, но на развитие событий они уже не оказывали никакого влияния.
Военные погребения под Упенбургом.
Помпезное - захватчиков:
...и скромное - защитника своей земли:
Оценка
С окончанием сражения за Упенбург было очевидно - это полная местная победа голландцев, кровавое и драматичное поражение для немецкой стороны. В целом голландцы потеряли 51 человека убитыми на собственно аэродроме Упенбург и 43 - в окрестностях авиабазы. Немцы утратили на порядок больше личного состава. 130 убитых, порядка 500 раненых и 720 пленных, плюс в окружающих районах (Дельфт, Ноотдорп, Пейнакер, Блейсвийк) еще 575пленных. Другими словами, 1300 пленных, около 650 убитых и раненых.
Более того, большинство пленников были вывезены в Англию (1250), что делало потери на Упенбурге невосполнимыми для немцев. В немецких отчетах сражение за Упенбург расценивалось как поражение, которое трудно перенести. Уникальное событие в ходе западной кампании 1940 года, почти неизвестное за пределами Нидерландов.
Лица погибших голландских военнослужащих - участников "битвы за Нидерланды":
Простой солдат, пилот-истребитель и командир части...
Трагический финал "битвы за Нидерланды", проигранной не голландскими солдатами, а проявившим преступное малодушие генералитетом страны, 14 мая поспешившим отдавшь приказ о капитуляции...
Опознание подобранных на поле боя трупов военнослужащих армии Королевства Нидерланды, май 1940:
Колонна голландских военнопленных. Впереди у них бесконечные пять лет за колючей проволокой (хотя, надо сказать, что голландцы имели в гитлеровских лагерях репутацию мастеров побегов):
Захваченные немцами поврежденные броневики "Ландсверк" армии Нидерландов:
Раздившийся при вынужденой посадке устаревший голландский истребитель Fokker D XIII (применялись в мае 1940 г. преимущественно как разведчики и легкие штурмовики):
Стоит сказать и традиционное «последнее слово» в ответ на позицию в немецкой литературе. Хотя немцы были в курсе всех деталей сражения, в официальных отчетах отмечалось, что десантники были побеждены превосходящим числом хорошо обученных голландских солдат и артиллерией, которой нечего было противопоставить. Это совершенно не так, в особенности относительно первого этапа боя.
Основу голландских сил, которые держали оборону по берегу канала и позже отбили Упенбург, составляли рекруты из казарм Дельфта и Гааги. Некоторых из них призвали всего за четыре дня до начала сражения. В то же время две кадровые роты гренадер были опрокинуты и рассеяны на летном поле уже в первые часы, а артиллерию подключили только тогда, когда вопрос взятия авиабазы был уже делом времени и требовалось выбить немцев из укрепленных зданий.
Другими словами, немцы «чуть-чуть» преувеличили. Впрочем, тем же занялись и голландцы, которые вознесли победу много выше ее фактического оперативного значения. Более того, был забыт тот факт, что победу обусловила напористость немецкого плана, который начал разваливаться уже с первого этапа. Немцы недооценили эффективность ПВО, так что когда провалилась парашютная высадка, вся армада «сбилась со строевого шага» и привела операцию к катастрофе. В тот момент когда первый самолет посадочного десанта коснулся полосы все еще хорошо защищенного аэродрома, провал был уже неизбежен.
Голландская победа на Упенбурге может рассматриваться как редкий случай сладкой мести оккупантам в череде поражений. Со стратегической точки зрения она ничего не решила, но уроки ее проведения могли бы войти в немецкие учебники тактики и, как минимум, усвоены союзниками. Не произошло ни того, ни другого.