Наше все...

Mar 26, 2022 17:42

Наше все - это наши дети, наше будущее. И очень важно, чтобы продолжение и будущее в дне сегодняшнем получило правильное направление, сформировало понятия и понимание важных и нужных приоритетов, жизненную позицию основанную на тех ценностях, которые включают в себя нравственность, ответственность, любовь к своей стране, ее культуре и истории, умение дорожить этим богатым наследием. Одним словом, очень важно воспитать из своих детей хороших людей. Именно людей, с человеческими ценностями. Не потребителей, не эгоистов, которым наплевать на все и на всех, кроме себя самих. Необходимо сделать так, чтобы в сердцах наших детей жила любовь. К Родине, к близким, к делу, которым они занимаются.

И очень важную роль в формировании воспитания и осознания всего вышеперечисленного играет образование. И как раз сфера образования, на сегодняшний день, является, к огромному сожалению, мягко говоря, весьма и весьма далекой от идеала.

Мой сын совсем недавно побывал на сборах, проводимых военно-патриотическим центром для молодежи Авнгард. Я уже писала о нем в одной из статей. Повторюсь только, что идея создания подобного центра замечательная и хотелось бы чтобы подобных проектов было как можно больше. Пусть даже не таких масштабных. Пусть это будут даже военно-патриотические, или просто патриотические кружки при школах или местных ДК.
Во время рассказа «как я провел время в лагере», который я, как мама, естественно, пожелала услышать как можно более подробно, мой ребенок меня поразил. Поразил в хорошем смысле слова. И, одновременно, заставил задуматься именно о том, о чем я и решила сейчас написать.
Программа пребывания рассчитана на 5 дней. Включает в себя спортивные, обучающие и познавательно-просветительские мероприятия. Каждый день дети узнают что-то новое, принимают участие в соревнованиях, основанных в первую очеркдь на командном духе и духе взаимовыручки . Также предоставляется возможность обучения на различных симуляторах, что очень интересно детям. В общем, насыщенная, разнообразная и интересная программа, хорошо продуманная в плане того, что действительно интересно той возрастной категории на которую она рассчитана. Что еще раз подтверждает пример отличной реализации хорошей задумки.
В один из дней пребывания в центре проводится экскурсия в парк Патриот, рядом с которым и расположен военно-патриотический центр. Дети посещают музей, расположенный на территории парка. Музей очень современный. Отзывы в интернете самые восторженные. Экспозиция разделена на несколько направлений. Тут и военная техника времен Второй мировой. И современные разработки, вплоть до технологий ракетостроительной и космической промышленности. И игровой центр для детей, тоже очень современный, оснащенный техникой. Но моего сына, шестнадцатилетнего подростка поразили больше всего не достижения науки и техники. Не прекрасное оформление экспозиции. «Когда я смотрел на эти фотографии у меня прямо слезы подступили к глазам. Люди похожие на живые скелеты… Я был поражен… той… безысходностью во взглядах людей на фотографиях…» - это было сказано мальчиком-подростком о фотографиях из экспозиции, рассказывающей о жертвах войны. И о жертвах концлагерей, в том числе. Именно эта экспозиция произвела на него самое большое впечатление, поразила до глубины души. Заставила сострадать, ужаснуться.
Мне, с одной стороны было приятно, что в моем сыне присутствуют сострадание, чуткость. Что он, немного стесняясь, в силу возраста, делится подобными переживаниями, которые стали самыми сильными и яркими впечатлениями интересного, во многих отношениях мероприятия. А с другой стороны, я была поражена именно тем, что мой ребенок так поражен именно этим. Поясню почему.
Когда я росла, тема войны и Второй мировой и Великой отечественной довольно подробно была известна всем и каждому, в прямом смысле слова, с пеленок. Были живы бабушки и дедушки, принимавшие непосредственное участие в событиях тех лет. Мамы и папы многих из нас сохранили детские воспоминания о своем военном и послевоенном детстве. Фильмы «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Батальоны просят огня» и многие-многие другие, мы все знали наизусть. И документальные фильмы, с кадрами кинохроники, с фотографиями, рассказами о героях, об обороне городов и важнейших позиций, о главных сражениях, о блокаде Ленинграда и, разумеется об ужасах концлагерей, постоянно показывали по телевизору. В школе проводили всевозможные мероприятия, посвященные этой теме. Т.е. не было ни одного ребенка, ни одного самого нерадивого ученика, который бы на вопрос о Великой отечественной не мог бы связать больше пары невразумительных слов, не зная толком, о чем речь.
Сейчас, разумеется, тема Второй мировой и ВОВ, включены в школьную программу. И нужно сказать, некоторые подвижки к лучшему уже есть. Буквально до 2017г. картина была катастрофическая. Например, в учебнике 2011г. теме Второй мировой было посвящено несколько страниц. Это вместе с иллюстрациями, рассказом о Черчилле, о роли союзников и их вкладе в победу над фашистской Германией. О периоде, начиная с 1942 года и до момента победы в 1945 о действиях нашей армии, да и вообще обо всем, что касается нашей страны в тот сложнейший для нее и важнейший с исторической точки зрения период, просто две строчки, общих слов. Две строчки! И ни слова, о том, что это была наша Победа. Не союзников, всех вместе взятых, а наша. Нашего народа, потерявшего 27 миллионов жизней в этой борьбе. А после этих двух строчек, на нескольких страницах рассказ о Перл-Харборе и связанных с этим событиях. Нашим детям, как раз про Перл-Харбор двух строчек бы хватило. Для общего развития. Чтобы иметь представление. А о подвиге своего народа составители учебника, как будто целенаправленно замолчали информацию. Даже не принизив роль своей страны, а сведя ее практически к нулю. А ведь эти учебники кто-то проверял, одобрял, утверждал. Что, вообще это было?! Единомышленники Грефа усердствовали в претворении в жизнь плана деградации и отупения общества, утраты корней, смещения представлений о нормальном и правильном.
После этого были выпущены другие учебники. Программа несколько изменилась. Но, в общем и целом, результаты не утешительные.
Общеобразовательный курс истории, по прежнему не содержит вообще никакой информации о таком важном моменте, как Нюрнбернский процесс. А ведь это тема связанная со справедливым актом возмездия за совершенное страшное зло, за преступления перед человечеством. Процесс, в общем и целом, длился по времени почти столько же как и сама война. Потому что преступлений и преступников было столько, что понадобились годы для свершения правосудия. А в учебной программе, при ее составлении, не сочли нужным найти места для такого значимого события. Даже нескольких слов.
И о концентрационных лагерях, очевидно, если и упомянуто, то вскользь. Так, что дети даже не понимают о чем речь. Подобные материалы нужно преподавать с использованием кинохроник, фотодокументов. Чтобы дети знали, как страшно это было. Как важно, чтобы подобное больше никогда не повторилось. Прочитав пару безликих строк в учебнике, им сложно представить, что может быть что-то более страшное и неприятное в жизни, чем отказ родителей в покупке нового, более навороченного чем прежний смартфона. Ценности и понятия сместились. И система образования, в результате преобразований с уклоном в сторону западных методик, изменившаяся, отнюдь не в лучшую сторону, сильно поспособствовала этому смещению.
История, литература, как школьные предметы, должны не просто давать какой-то обьем новой информации. Они должны способствовать формированию гражданских взглядов, позиции, нравственных ценностей. На сегодняшний день эта функция выполняется очень и очень слабо. Не все станут физиками, химиками, биологами. Но каждый ученик, чем бы он не решил заниматься дальше в своей жизни - это гражданин. Гражданин своей страны.
В отношении литературы тоже огромное количество вопросов. Тут, как раз, программа не претерпела сильных изменений. И в данном случае, как раз это и непонятно. Не нужно забывать классиков. Но большая часть произведений, включенных в программу, не интересна детям. И чего уж там, не актуальна на сегодняшний день. Вернее, проблемы все те же. Но форма изложения детей не привлекает, она им непонятна. Копаться в том, как содержание «Горя от ума» соотносится с днем сегодняшним дети не хотят. Да даже мы не хотели этого делать, живя еще при Советском Союзе. Ну разве мало произведений достойных и интересных. С патриотической и нравственной составляющей. Тех, которые будут не отбивать любовь к чтению, а пробуждать и развивать ее. Стихи Державина, столь высоко ценимые в свое время при дворе, сейчас можно пройти, как пример того, как менялись стили написания произведений. Но зачем, зачем заставлять учить наизусть то, что вообще непонятно детям по смыслу, и по написанию, языком, по хорошему, вышедшем из употребления именно в таком виде, в каком он представлен в произведениях того времени . Подобные вещи прививают не любовь к литературе, а отвращение. И переубеждать и обьяснять, что все это нужно и важно, бесполезно. Потому что это было нужно и важно в свое время. И потому, что подобные убеждения будут враньем со стороны родителей, которые сами так не считают. Почему не включить в программу стихи Блока, Мандельштама, стихи о войне, стихи современных поэтов. Те, пронзительные, переворачивающие душу. Которые будут близки, понятны. Которые заставят поискать и прочесть другие, похожие, такие же сильные и пронзительные. Почему не давать побольше заданий самим проявлять инициативу в поиске близких, интересных и действительно волнующих произведений. Почему не включить в программу просмотр фильмов о войне, о о сегодняшнем дне страны. Так много замечательных старых фильмов, которые дети, порабощенные тик-токами, компьютерными играми, не видели. И много замечательных документальных фильмов снято за последнее время.
С начальной школой тоже настоящая беда. В отношении литературы, складывается впечатление, что проза и стихи, включенные в программу, что литературного чтения, что учебников русского языка, берутся с потолка. Первое, что попалось составителю, включается в учебник. Мы же не племя тумба-юмба, где выбор, возможно и ограничен, и приходится выбирать уж из того, что есть, ничего не поделаешь. У нас такая богатейшая и разнообразнейшая литература! В начальной школе закладывается фундамент всех знаний, начинается формирование и воспитание личности, это начальный этап развития способности к умению мыслить, делать выводы. Ну что же вы делаете?! Ну, что нельзя выбрать из богатейшего, невероятного наследия, для всех возрастных категорий, что-то достойное!
Предмет, который, по моему представлению, должен как раз являться первой ступенью в воспитании гражданской позиции и патриотизма, «Окружающий мир», ну это просто слезы. Я говорю не голословно, а как мама воспитывающая не только сына старшеклассника, но еще и сына, который обучается в начальной школе и проходит этот самый «Окружающий мир». Ну половина учебника более-менее ничего. Но ровно половина, это просто как будто написанная не слишком образованным человеком белиберда, и задания в конце каждой темы зачастую сформулированы так, что что там дети, родители не могут раазобраться, что, собственно, автор имел ввиду. А предмет важный, по крайней мере темы, включенные в него, действительно имеют важное значение. Задумка хорошая, но теперь неплохо бы ее довести до ума. Чтобы это превратилось не в лишнюю, никому не нужную, порой лишенную смысла, информацию, а приносило пользу.
Очень нужны перемены в системе образования. Очень нужно, чтобы этими вопросами занимались неравнодушные люди. Те, кому не безразлично что закладывается в наших детей сегодня, что они будут представлять собой как наше продолжение завтра.
И при уходе от прошлого, при изменении ранее существующего, что становится, вроде как устаревшим, тем что нужно менять, очень важно не забывать извлекать из этого прошлого хорошее и мудрое и находить ему применение, а не отмахиваться от него. Построить новое, разбрасываясь опытом, достижениями, тем что было действительно хорошо, конечно можно. Но будет ли это новое приносить благо. Даст ли оно правильный, нужный результат. Не принесет ли больше вреда, чем пользы.

Общество, школа, патриотизм, дети, нравственные ценности, образование

Previous post Next post
Up