В конце прошлого года компания Файдаль, занимающаяся производством и продажей лакокрасочных материалов, предложила мне возобновить наше сотрудничество, прерванное когда-то в связи с рождением моего младшего сына.
Я была почти что "главной волшебницей" по декоративным покрытиям. Работа творческая и интересная. Придумывать всевозможные варианты нанесения декоративных штукатурок, тестировать новые материалы. Можно воплощать любые идеи и фантазии. И при этом тебе никто не говорит "Не-не-не! Делай так, а не так, Делай быстрее, Нам это не подходит..." и тд. Всем все подходит и все нравится, и тебя реально воспринииают как волшебницу. Разумеется, от такой работы никто не отказыаается).
А совсем недавно мои прекрасные работодатели предложили расширить творческий диапазон моей деятельности и писать статьи о декоративных штукатурках, о техниках их нанесения и прочем, связанном с данной темой.
Предлагаю первую из таких статей, адресованную тем, кто решил в первый раз познакомиться с декоративными штукатурками и попробовать себя в роли мастера по их нанесению. А также тем кто, возможно, еще даже и не решился на такое знакомство, а только хотел бы, но не знает как воплотить в жизнь свои идеи и желания. И с чего начать.
(Я остановлюсь на общих для всех декоративных покрытий моментах, не вдаваясь в подробности, какие именно существуют виды декоративных штукатурок. Подобную информацию легко можно найти на сайтах производителей или в статьях посвященных именно видам таких покрытий.)
"Несколько слов о несомненных плюсах декоративных штукатурок в принципе.
Почти все декоративные покрытия имеют большую и очень большую износостойкость. То есть, служить они будут долгие-долгие годы, не теряя своего внешнего вида и не требуя замены и реставрации, за исключением случаев повреждений в результате механического воздействия. В такой ситуации возможно проведение небольшой реставрации отдельных, повреждённых участков.
Большинство декоративных покрытий не боится влажной уборки с применением щадящих моющих средств. Многие покрытия обладают хорошей трещинностойкостью. Большинство штукатурок возможно использовать в помещениях с повышенной влажностью. А при обработке поверхности водостойкими составами, возможно использование и при прямом попадании воды. Также для использования в ванных комнатах и в зоне готовки на кухне можно покрыть поверхность штукатурки эпоксидной смолой. Это уже, практически, вечный вариант покрытия повышенной прочности и влагонепроницаемости. Проверено на собственном опыте. И об этом эксперименте я подробнее расскажу позднее в статье «Нарушаем правила» (О том чего делать нельзя, но если очень сильно хочется, то можно).
Можно долго перечислять достоинства декоративных покрытий, их действительно много, но самое главное это то, что они придают интерьеру особую индивидуальность. Не бывает двух совершенно одинаковых рисунков. Двух совершенно одинаковых стен или помещений. Могут использоваться одни и те же покрытия, одинаковые цвета, способы нанесения, фактура. Но, в любом случае, это «хэнд мейд». У каждого мастера своя рука, своя техника, свой стиль, своя энергетика. Также, как у художников.
Возможности применения
При отделке помещения можно нанести штукатурку на всю стену, на отдельный участок или участки, создать акцент, комбинировать с другими материалами и фактурами. Можно создать панно, отдельные элементы декора, можно нанести на мебель. И используя различные техники нанесения возможно создать имитацию практически любого материала и любой поверхности. Камень, дерево, ткань, металл. Можно создать лёгкую, полупразрачную, как акварель фактуру, можно брутальную, или вызывающе тяжеловесную, аскетичную, или же создающую атмосферу старины. Возможности буквально безграничны.
Сложности
При всех этих достоинствах «декоративок» имеется один существенный момент, умалчивать о котором не стоит. Т.к. к возможным трудностям нужно быть готовым. Нанесение всех без исключения декоративных покрытий процесс трудоемкий и в той или иной степени сложный.
В идеале нужен опыт нанесения. Потому что стена имеет достаточно большие размеры. Даже, если это какое-то небольшое пространсиво. Чтобы покрытие хорошо смотрелось его необходимо нанести равномерно и чтобы края границ во время нанесения не подсыхали, пока Вы доделываете участок под потолком или наоборот внизу стены. А посередине все уже высохло, и впоследствие это место «стыка» высохшего и свежего материала будет заметно. И, как правило, самые видные места таких границ образуются, по закону подлости, именно в самых заметных местах.
Я так подробно останавливаюсь на этом моменте, потому что и у имеющих значительный опыт мастеров, порой, возникают сложности с тем, чтобы не оставалось границ. А когда опыта нет и движения не отработаны, и дело, с не привычки, идет медленнее, и еще не чувствуешь что как и когда нужно сделать. И начинаешь испуганно исправлять какой-нибудь косяк, задеваешь кельмой поверхность рядом еще сильнее. Начинаешь снова пытаться исправлять. А время идёт. Материал сохнет. Начинаются метания вдоль стены - и там не так, и тут нужно подправить. И все, паника, в голове мысли: «Все пропало!... Да зачем я решил(решила) связаться с этой дурацкой штукатуркой!...Да у меня точно ничего не получится…» и тд. Это всегда так происходит поначалу. И не только поначалу, если честно). Подобное состояние случается и у тех, кого нельзя назвать дилетантом и кто «прошёл» в своей практике не одну и не две стены.
Поэтому, чтобы добиться желаемого результата и получить на выходе «Красиво, супер! Вау! То что я хотел! » и т.д. нужно усвоить несколько правил (это поможет сохранению нервных клеток и вообще положительно скажется как на процессе работы так и на её результате).
Правило 1
Вы знаете что вы хотите видеть на своей стене или стенах. У вас есть желание и решимость, но нет опыта. Поэтому прежде чем начать наносить штукатурку непосредственно на поверхность стены, «познакомьтесь» с ней. Нанесите на кусок оргалита. Попробуйте сделать равномерный слой, затем проделайте разнонаправленные движения, попробуйте создать фактуру. Просто почувствуйте материал, с которым вам предстоит работать. Это может занять не пять минут и не полчаса. Вы должны почувствовать уверенность движений до того как перейдете к серьёзной работе, где все должно быть правильно и красиво. Когда результат этой вашей тренировки вас удовлетворит, опять же на куске оргалита попытайтесь сделать небольшой образец именно того, что планируете изобразить на стене. Сделайте два, три образца (выкраса). Набейте руку. И вот когда почувствуете, что да, вы можете это сделать, приступайте к работе.
Правило 2
Начинайте нанесение с той стены, где, в случае чего, будут меньше всего заметны какие-то недочеты.
Правило 3
Не торопитесь. Движения должны быть плавными, чёткими и лёгкими. Чрезмерные усилия при нажиме на инструмент никакого и полезного для дела результата не дадут. Вы только устанете раньше времени и раскрошите зерно присутствующие в штукатурке. А на создаваемой вами поверхности будут оставаться следы от инструмента. Кисть должна быть расслаблена и удобно охватывать ручку кельмы. Угол наклона между рабочей поверхностью кельмы и стеной должен быть не более 45 градусов, а желательно даже меньше, ближе к 30 градусам. Кельма должна плавно скользить по наносимому материалу всей длиной своего ребра.
Важно!!! Время от времени нужно протирать рабочий край кельмы куском ткани, убирая образующиеся на нём во время нанесения комочки, которые мешают равномерному распределению штукатурки, царапают и портят внешний вид покрытия.
Правило 4
Для получения правильного результата, необходимо соблюдать технологию нанесения конкретного вида покрытия, рекомендованную производителем.
Стена должна быть правильно подготовлена. Для тонкослойных и мелко дисперсных покрытий необходима подготовка «под покраску». Все неровности и погрешности будут видны на поверхности покрытия после окончания работ.
Для правильного нанесения необходимо использовать соответствующий инструмент. Правильно подобранный инструмент, это половина успеха в предстоящей работе.
Обязательно давать каждому нанесенному вами слою время рекомендованное для его высыхания.
Правило 5
Формирование рельефа поверхности при различных способах нанесения и для различных декоративных покрытий отличается по времени начала его исполнения. Для создания одних поверхностей рельеф формируется сразу, в момент нанесения. Для других необходимо подождать и дать верхнему слою штукатурки слегка подсохнуть ( «подвять»). Т.е. нужно дождаться пока штукатурка будет еще не совсем высохшей, но уже перестанет прилипать к инструменту). (О таких способах нанесения будет подробнее рассказано позднее в разделе «Техники и способы нанесений»)
У некоторых покрытий рельеф образуется при нанесении каждого из слоев (например у веницианки).
Эти и другие моменты можно уточнить при покупке покрытия или же посмотреть видео в интернете. Очень полезно сходить на мастер класс по нанесению, которые регулярно и совершенно бесплатно проводят в своих студиях многие крупные продавцы декоративок.
Правило 6
Если Вы выбрали вариант нанесения с созданием финишного(завершаюшего) слоя методом натирки (воском, лаком или каким-либо лессирующим составом) очень важно, как и при нанесении штукатурки, не оставлять в процессе работы подсыхающих границ. Они будут иметь ярко выраженный более насыщенный цвет и совершенно точно портить общую картину.
Рекомендуется производить натирку стены за один проход «от угла до угла». Т.е. не оставлять часть стены «на потом». Если речь идет об очень большой площади поверхности рекомендуется работать вдвоём. Один человек наносит материал для натирки, второй идет следом за ним и распределяет его равномерно, удаляя излишки и тд.
Нужно внимательно следить не только за подсыханием границ, но и что бы на поверхности не оставались «внеплановые» пятна, подтеки. И важно не переусердствовать с затиркой, во избежание образования белесых слишком сильно затертых участков ( если только они не предусматривались специально заранее).
Правило 7
Короткое, но важное правило - не переусердствовать в старании доведении доведения результата до совершенства. Совершенства не бывает. Всегда будет казаться, что можно было бы сделать ещё лучше, и ещё. Отличное - враг хорошего, в данном случае. Важно вовремя остановиться в тот момент когда все хорошо и все нравится. В попытке сделать еще чуточку получше очень легко испортить то, что есть. Неоднократно испытано на собственном опыте. И чувство, что ты сам, своими руками все запорол, всегда очень неприятное. И, порой, исправить и вернуть «как было» довольно сложно.
---
Если что-то пошло не так
Еще одно правило-не правило, скорее рекомендация на случай « если что-то пошло не так». Очень надеюсь, что ниже изложенное никому не пригодится и у всех все прекрасно получится, и результат не только не разочарует, а превзойдет ожидания. Но, на всякий случай, вдруг, все же так случилось и кого-то постигла неудача, несколько маленьких советов могут вполне пригодится.
Совет первый. Не падать духом из-за того, что столько сил, времени, а также (что немаловажно) денежных средств потрачено напрасно.
Ничего непоправимого и действительно ужасного не произошло. Обидно - да. Вы планировали, мечтали, представляли, а вышло все иначе, не так и что теперь?… Но это вовсе не катастрофа и не конец света.
Есть такая шутка про главное правило кондитера - то что страшное, засыпь сахарной пудрой.
Вот и тут, раз уж что-то пошло не так и получилось не то что ожидалось, нужно найти ту самую сахарную пудру, которая из «не то» сделает «то что надо» и даже лучше. Придаст изюминку, скроет недостатки и возможно даже превратит их в достоинства, придав дополнительный шарм и эксклюзивность именно вашей работе.
Совет второй. Успокойтесь и расслабьтесь. Все уже произошло. Нужно мыслить спокойно и конструктивно, не поддаваясь бесполезным негативным эмоциям. Желательно, отвлечься на время от разочаровавшего вас «объекта». А спустя какое-то время, когда уже немного «отпустит», взгляните «свежим взглядом» на свое творение. Очень возможно, все покажется совсем не так плохо как вначале. А может быть все даже и очень хорошо. Такое часто бывает. В процессе работы устаешь, глаз «замаливается» и периодически в конце процесса кажется, что все просто ужасно. А на самом деле, вы просто не так видели и воспринимали то что видите в тот момент, в том состоянии.
Но, если все по прежнему ни коим образом не устраивает, попробуйте, если это возможно, расставить мебель, и опять же, на сколько возможно создать ту обстановку, которая планируется после окончания ваших ремонтно-декоративных работ. И после этого, имея перед собой более-менее полную картину, попытайтесь представить что можно добавить к этому «не то», с наименьшими затратами труда и материалов (которых часто бывает хватает впритык, на запланированную работу, без учёта того, что что-то придется исправлять). Возможно, какие-то отдельные штрихи, или, какой-нибудь дополнительный цвет, спасут положение, помогут как-то обыграть допущенные ошибки.
В общем, попробуйте себя в роли дизайнера, декоратора, экспериментатора и даже авантюриста. И возможно, результат пришедших в голову решений не просто хоть как-то исправит допущенные ошибки, но, по итогу, у вас получится настоящий шедевр.
Отрицательный результат это тоже результат. В любом случае, у вас появился опыт. И вы вполне можете оценить что именно было сделано неправильно, и если уж необходима кардинальная правка или даже полная переделка того что есть, знание собственных промахов и полученные за время работы навыки помогут вам не допустить тех же ошибок вновь.
---
О различных способах «исправления» больших и малых косяков я подробнее расскажу в статье, которая будет называться «Работа над ошибками».
А в конце этой, получившейся довольно долгой вводной части для начинающих мастеров, хочу пожелать всем творческих идей и успехов в их воплощении, и чтобы создаваемые вами покрытия радовали ваш взгляд и вы неизменно испытывали чувство удовлетворения и заслуженной гордости результатами своего труда.