Парадокс: при острой нехватке отечественных продуктов питания на селе появилась безработица, которая породила бедность и нищету сельского населения. Сельская бедность и нехватка отечественных продуктов питания в РФ в концентрированном виде выражает просчеты нашей аграрной и социальной политике на селе. Мы вступили в опасную фазу, когда овцеводство Нечерноземной зоны РФ близко к самоликвидации.
По мнению наших реформаторов, в результате преобразований общественное животноводство должно было освободиться от всего лишнего и после реорганизации обрести хозяина, а попав в частные руки, взмыть вверх. Однако за годы реформ в сельском хозяйстве животноводство не только никуда не взмыло, но и не смогло даже выйти на устойчивое динамичное развитие. Ежегодно численность крупного рогатого скота, овец и коз постоянно снижается на 2-3%.
Последствия этих реформ сказались не только на животных, но и на людях. За чертой бедности находятся свыше 50% сельского населения, их средняя заработная плата составляет 3580 рублей, уровень занятости трудоспособного возраста на селе по официальным данным составляет 68%.
На внутреннем рынке снижается доля отечественных сельхозтоваропроизводителей и растут импортные закупки. Так, в 2006 году импортировано продовольствия и сырья на 18% больше, чем в предыдущем. Доля импорта на российском рынке перешла все дозволенные границы продовольственной безопасности и составляет около 40%.
В период реорганизации особенно пострадало овцеводство в Нечерноземной зоне РФ, в частности грубошерстное. На 1 января 2006 г. численность овец романовской породы составила около 19,2 тыс. голов, что в 18,5 раза меньше, чем было в 1990 году.
Между тем овцеводство имеет не только хозяйственное, но и социальное значение. Эта отрасль способствует накоплению первичного капитала на селе, решает проблему не только занятости селян, но служит дополнительным источником продуктов питания собственного производства, а также одежды и валяной обуви.
Для развития овцеводства не требуется капитальных помещений, дорогостоящего оборудования, как для содержания других видов животных. От фермы, где находятся овцы, нет даже характерного запаха.
При нынешнем огромном количестве заброшенных земель, коих сейчас насчитывается около 33 млн га, овец без труда можно прокормить на дешевых пастбищных кормах. В рационе овцы должно быть всего около 30% (по питательности) зерновых кормов. Для сравнения: в рационе коровы зерновых должно быть 55%, свиньи - не менее 80%.
Чиновники шарахаются от овцеводства, как черт от ладана. Оно и понятно: отрасль малозатратная, что с неё возьмешь? Чиновникам гораздо «интереснее» заниматься отраслями с большими объемами затрат и вложений.
Овца никогда не была конкурентом корове, всегда паслась с ней на одном и том же пастбище. При этом благодаря особому строению челюстного аппарата овца осваивает пастбище на 25-30% эффективнее коровы.
Уникальность романовской породы овец заключается в том, что она выведена крестьянами Ярославской губернии в конце 17 века специально для зоны Нечерноземья. Скороспелость этих животных доведена до идеала: ярки, родившиеся зимой, уже поздней осенью приносят ягнят. Благодаря такой скороспелости романовская овца быстро возвращает затраченный капитал своему хозяину. По многоплодности ей нет равных: от романовской овцы можно получить до 6 ягнят за одно ягнение, 3-4 ягненка не редкость, а 2-3 - обычное явление.
Период расцвета романовки пришелся на 1886 год, когда в России насчитывалось 2 млн 200 тыс. овец. В то время действовала разумная система государственных и частных интересов: большую часть полушубков закупала армия.
За год только одна матка с приплодом (2-3 ягненка) дает 70-80 кг мяса в живой массе. Мясо романовских овец нежирное, без специфического запаха - это обстоятельство очень ценится среди гурманов. Полиэстричность маток (способность к воспроизводству ягнят во все сезоны года) позволяет получать продукцию в любое удобное для потребителя время.
Дубленки, сшитые из романовских овчин, отличаются мягкостью, пушистостью, хорошим завитком и имеют металло-голубой цвет,отлично удерживают тепло. Аналогичная дубленка, сшитая из овчин других пород, весит на 1 м2 площади на 250-300 г больше.
Раньше в готовом продукте цена овчинно-шубного сырья составляла 19%, а в отдельные годы 20-25%. В настоящее время в романовском овцеводстве поставщик овчинно-шубного сырья получает 5-7% цены готового продукта. Кто же будет разводить овец на таких условиях?
К 1990 году практически все цеха по переработки шерсти и овчин прекратили свое существование как энергоресурсозатратные. Однако других взамен не предложили. Но выращивать овцу только на мясо, не используя её шерсть и овчину, значит все издержки закладывать в цену баранины, которая в результате увеличивается на 35-40%. Следующий шаг - закрывать производство как нерентабельное. Вот и удивляется наш покупатель, почему отечественная баранина такая дорогая, а из Новой Зеландии вдвое дешевле. А ведь при нормальных экономических отношениях баранина должна стоить на 15-20% больше, чем окорочок бройлера.
В Ярославской области сегодня получает развитие шитье полушубков. Мордовия прославилась своими валенками, да не простыми, а с орнаментом. К сожалению, подобные факты не получили массового распространения, что в значительной степени сдерживает сбыт овчинно-шубного сырья, а значит и рост поголовья овец.
Романовская порода успешно работает на всю Европу: её разводят в Болгарии, Венгрии, Португалии, Испании, но наибольшее количество романовских овец во Франции - 16,5 тыс. голов.
Назрела острая необходимость поддержать российское овцеводство посредством финансирования Программы восстановления романовского овцеводства в Нечерноземной зоне России, которая давно разработана ведущими учеными страны под эгидой Всероссийского института животноводства. Иначе в ближайшем будущем будем закупать эту породу овец в той же Франции.
Вячеслав Николайчев, доктор сельскохозяйственных наук, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Центральных районов Нечерноемной зоны РФ
http://www.agroobzor.ru/ovcy/a-111.html