.Если попросить любого более-менее грамотного человека назвать три самые великие, глубокие и необычные сказки, то почти наверняка он назовет следующие: «Алиса в стране чудес», «Винни-Пух и Все, все, все» и «Маленький принц». (Вчера, кстати, исполнилось 180 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла. А чуть больше недели назад исполнилось 130 лет со дня появления на свет Алана Милна, придумавшего Винни-Пуха и всех-всех-всех… Круглая дата (110 лет) у автора третьей волшебной сказки на все времена, Антуана де Сент-Экзюпери, была два года назад.) Удивительно (хотя мне-то это кажется вполне естественным), но все три автора этих "сказочных" перлов были в той или иной степени… математиками.
То, что Кэрролл был патентованным математиком и логиком, знают все - об этом даже написано в Википедии:-).
Илл. Калиновского
А вот то, что Милн получил профессиональное математическое образование и с 1900 по 1903 годы изучал царицу всех наук в Кембридже, знают немногие.
И только единицам известно, что математиком, в сущности, был и Сент-Экс (так звали Экзюпери друзья).
Вот лишь несколько извлечений из замечательной книги Куртиса Кейта «Антуан де Сент-Экзюпери. Небесная птица с земной судьбой» (М. 2003), подтверждающих этот факт: «Антуан де Сент-Экзюпери, философ и математик, инженер и авиатор, поэт и воин…», «Он обладал незаурядным математическим талантом…», «Практически единственный среди летчиков, в основном из народа, Сент-Экзюпери получил образование по высшей математике», «И пока он волновался за свою судьбу в Тулузе, все дождливые дни проводя перед школьной доской, где даже дипломированные офицеры, окончившие Эколь политекник (Политехническую школу), приходили в изумление от того, с какой легкостью он справлялся с запутанными математическими задачами…», «Это было своего рода движение по замкнутому кругу, наглядный образец силлогизмов, которые Сент-Экзюпери в свободные минуты любил испытывать на друзьях, и особенно на тех из них, кто гордился своим «логическим» мышлением. В этом он сходен с Чарльзом Доджсоном, больше известным как Льюис Кэрролл, выдающимся математиком, любившим изобретать теоремы, сложным путем опровергавшие их аксиомы», «Робер Бордаз, на которого довольно часто ссылаются, оставил описание этой небольшой комнаты, где открытые чемоданы занимали всю поверхность пола. Здесь всегда была пачка напечатанных страниц и стол у окна с листами тонкой гладкой бумаги, на которых Антуан набросал самую последнюю идею в форме сложных математических загадок», «Лионель Шассен, заходивший к Антуану почти каждый вечер поиграть в шахматы, часто находил его поглощенным какой-нибудь новой математической или физической загадкой, которую он только что выдумал как вызов своему беспокойному мозгу», «Что касается математических шарад Антуана, они столь впечатлили профессора из университета Алжира, что он как-то сказал Шассену: «Ваш друг - математический гений. Вам следует попросить его доказать теорему Ферма. Этого никто не сумел начиная с XVII столетия. Но в нем есть нечто такое, что позволит ему это сделать»»…
Странно, что я ни разу не встречал упоминания про этот общий математический знаменатель трех гениально-странных сказок. Думаю, появись рассказ (хотя бы очень короткий) об этом и других подобных фактах в школьных учебниках математики, традиционно скучных и схоластических («Учебник - книга, которая по определению должна быть уничтожена» Б. Шоу), многие записные гуманитарии открыли бы для себя «математику с человеческим лицом», прекрасную и загадочную, как инопланетная богиня…
Добавлю, между делом, что у этих трех шедевров, способных очаровать не только ребенка, но и вдумчивого взрослого (вспоминаю, как мы, пятеро аспирантов МГУ, до слез смеялись, читая вслух чудесную историю, про то, как сын Буриданова осла и Валаамовой ослицы, ослик Иа-Иа узнал «великую и могучую» букву А), есть и еще одно общее свойство, выгодно отличающее их от других знаменитых детских книжек (например, сказок про Карлсона и Хоббита) - все они имеют глубокий философский подтекст, что отразилось в многочисленных трудах и комментариях разных мыслителей. Опять-таки про интерес философов и прочих разных яйцеголовых к «Алисе» много писалось. Не меньше манит интеллектуалов неповторимый, полный блестящих абсурдных диалогов, языковой игры и доброго тонкого юмора текст «Винни-Пуха» (такую добрую книгу мог написать только математик, сказал мне недавно один физик (!), с которым мы почти час к обоюдному удовольствию обсуждали эту книгу) - достаточно вспомнить известную книгу Вадима Руднева «Винни Пух и философия обыденного языка». Что уж говорить про «Маленького принца», полного мудрых иносказаний, странных фантазий и логических парадоксов («- Почему ты пьешь? - Чтобы забыть.. - Забыть что?? - Что мне стыдно... - Стыдно за что? - За то, что пью..")! Упомяну лишь вскользь точку зрения знаменитого немецкого философа Мартина Хайдеггера, считавшего «Маленький принц» одним из «величайших трудов экзистенциализма XX столетия».
Интересно, а какие три сказки выбрали бы вы?