Выписки из святоотеческих и других книг в обличение учения странников
Собрал Ф. Пермяков
Москва, тип. П. П. Рябушинского, 1911 г.
Глава 9
По учению Исуса Христа и Свв. Апостол, непокаряющиися власти - противники Христу и предотечи антихриста.
Евангелие от Матф., зач. 99
Седящу Ему на горе Елеонстей, приступиша к Нему ученицы наедине, глаголаше: «Рцы нам, когда сия будут; и что есть знамение Твоего пришествия и кончина века»; и отвещав Исус, рече им: «Блюдите, да никто же вас прельстит; мнози бо придут во имя Мое, глаголющее : Аз есмь Христос. И многи прельстят… Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, яко прельстити аще возможно и избранныя».
Деян. Соборн., послан. Петрово 2, зач. 66
«Быша же и лживии пророцы в людех, якоже и в вас будут лживии учители, иже внесут ереси погибели, и Искупльшаго их Владыки отметающееся, приводяще себе скору погибель. И мнози последствуют их нечистотам, ихже ради путь истинный похулится. И в преумножении льстивых словес вас уловят; их же суд искони не коснит, и погибель их не дремлет».
Св. пророка Даниила, глава 7, часть 4, стр. 134, изд. 1857 г.
«Созади сего видех в видении ночном: и се зверь четвертый страшен и ужасен излиха, и зубы его железны, и вели, и ногти его медные, ядый и источевая, и останки ногами своими попираше; и той различашеся паче всех зверей прежних» Феодорит: «Четвертым зверем называет пророк Римское царство».
Блаженного Феодорита, толков. На послан. Апостола Павла, часть 7, стр. 679, изд. 1861 г.
Поелику же тогдашни властители были злочестивы, явные враги благочестию.
В книге о вере, глава 21, лист 190, изд. 1888 г, единов. печати.
Иже оных лютых времен на Церковь Христову жили чрез триста лет и боле, даже до крещения Константина Великаго, погани цари и воеводы были, и над христианы неудобь носимая мучительства творили.
Святаго Ипполита, толкование на Даниила, стр. 118, 198, издан. 1898 г.
После того, как в сорок втором году, при кесаре Августе родился Господь, со времени Которого стало процветать Римское царство, после того, как Господь црез Своих апостолов призвал все племена и язычники и создал общество верующих христиан, носящих в сердце своем Господа и имя ново, с тех пор, в подражание этому и тем же самым образом, стало действовать и то царство, которое по действу сатанину (2 Солун., гл. 2, ст. 9) господствует теперь. И оно подобным же образом из всех племен, наиболее сродных себе, и называя их римлянами, само начало готовиться к борьбе. Вот почему, собственно, когда Господь родился в Вифлееме, и была произведена первая перепись при Августе, дабы люди мира сего, записавшиеся у земного царя, получили имя римлян.
Святого Иоаннна Златоустаго, беседы на разные случаи, то 2, беседа на Рождество Христово, стр. 26-27, изд.1865 г.
Бысть же, говорит евангелист, во дни тыя, изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную. Сие написание первое бысть владящу Сириею Киринею, и идяху вси написатися каждо во свой град. Взыде же Иосиф от Галилеи, из града Назарета, во Иудею, во град Давыдов, иже нарицается Вифлеем, зане бытии ему от дому и отечества Давыдова, написатися с Мариею, обрученною ему женою, сущею непраздною.Бысть же, егда быша тамо, исполнишася днии родити ей: и роди Сына своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех, зане не бе им места во обители (Луки, гл. 2, ст. 7). Ибо не произвольно и не сам от себя Август издал тогода такое повеление, но Бог подвигнул его душу, чтобы он, хотя невольно послужил явлению Единороднаго.
Святаго Григория Богослова, часть 2, стр. 129, изд. 1889 г.
Во время переписи вступает в общение сплотию и с людьми, а с другой стороны, чтобы утешить нас в рабстве и научить искренности, Сам платит дидрахму за Себя и за Петра, досточестнейшаго из учеников.
То же, часть 4, стр. 258, л. 138
И Христос принял на Себя человечество при наложении подати, когда кесарь делал перепись целой земли. Сам Бог дал смертному дань, чтобы даровать смертным облегчение от рабства.
Евангелие от Матфея, зачало 73.
Пришедшим же им в Капернаум, приступиша приемлющии дидрахмы к Петрови и реша: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы»; глагола: «ей». И егда вниде в дом, предвари его Исус, глаголя: «Что ти мнится, Симоне: царие земстии от киих приемлют дани или кинсон, ? от своих ли сынов, или от чужих». Глагола ему Петр: «От чужих». Рече ему Исус: «Убо свободни суть сынове, но да не соблазним их, шед на море, вверзи удицу, и юже прежде имеши рыбу, возьми и отверз уста, ей обрящеши статир: той взем, даждь им за Мя и за ся». Толков.: Да не явимся, рече, яко презирающее и преступающее закон и соблазним их, даждь дань: не яко должно даю, но яко онех немощь исправляя.
Тоже, зачало 90, лист 172 обор.
«Учителю, вемы, яко истинен еси и пути Божию воистину учиши и не радиши ни о ком же, не зриши бо на лица человеком, рцы убо нам, что тис я мнит: достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни». Разумев же Исус лукавство их, рече: «Чий образ сей и написание»! И глаголаша ему: «Кесарев». Тогда глагола им: «Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови».
Толкование: Исус же, понеже начертан бяше на динаре кесарь, глаголет им, яко подобает кесареви воздавати еговая, сиречь, имеющая образ его. И о телесных и о внешних повиноватися царствующему; о внутренних же и духовных Богу повиноватися.
От Марка, зачало 54, лист. 72
И послаше к нему некия от фарисей и иродиан, да Его обольстят словом. Они же, пришедшее, глаголаша Ему: «Учителю, веем, яко истинен еси, и не радиши ни о ком же, ни зриши бо на лицо человеком, но воистину пути Божию учиши, достоит ли кинсон кесареви дати или ни: дамы ли, или не дамы»: Он же, ведый их лицемерие, рече им: «Что мя искушаете, принесите ми пенязь, да вижу». Они же принесоша. И глагола им: «Чий образ сий и написание?. Они же реша ему: «Кесарев». И отвещав Исус, рече им: «Воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови». И чудишася о Нем.
Толкование: Но иже мудрости источник заграждает уста их, покажите Ми, рече, цату. Видев же, яко образ имать кесарев, рече: «Отдадите имущаго образ воображенного, се же есть кесареви, и Божия Богови. Сиречь ничтоже нас удерживает к благочестию, еже даяти кесареви».
От Луки, зачало 101, лист 215
И соблюдше, послаша таятели, творяше себе праведники бытии, да имут Его в словеси. Да быша и предали властем и области воеводы и вопросиша Его, глаголющее: «Учителю, веемы, яко право глаголеши и учиши, и не на лица зриши, но воистину пути Божию учиши, достоит ли нам кесареви дань даяти, или ни». Разумев же их лесть, речек ним: «Что мя искушаете, покажите Ми цату, чии имать образ и написание». Отвещавше рекоша: «Кесарев». Он же рече им: «Воздадите убо, еже есть кесарево кесареви, и яже Божия Богови».
Толкование: Он же сети их сокрушает, яко Силин, так обо и в песнех именова, и учить телеснее подлежати, телом нашим господствовати, аще царю, аще ли учителю: ничтоже нас губит к угождению духовне Богови духом; «воздадите бо, рече, кесарева кесареви, а Божия Богови».
Тоже, зачало 110, лист 241
И воставше все множество их, ведоша Его к Пилату. Начаша же нань вадити, глаголющее: «Сего обретохом развращающа язык наш, и возбраняюща кесареви дань даяти, глаголюща себе Христа Царя бытии».
Толкование: Явленно противятся истинне: где бо возбрани Исус дани дати, но паче долг даяти веляше, тако рек: «воздадите кесареви кесареви».
Святаго Кирилла Александр., ч. 8, стр. 229
А они (иудеи) лгали и свидетельствовали против Негно, говоря Пилату, что Он развращает народ и запрещает давать подать кесарю (Луки 23).
Толкование на Послание к римляном блаженнаго Феофилакта, глава 13, стр. 179, изд. 1866 г.
Что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению
Альфа и Омега, глава 46, раздел 3, лист 356
Господь же наш Исус Христос, егда пребываше в мире сем, власти мирской не противися, но повеле Петру дань отдати.
Св. Никифора Константинопольского, ч. 2, стр. 148, 1907 г.
Если нужно ссылаться на законы, то пусть законодательствует Павел, говоря: «Воздадите всем, емуже страх, емуже честь» (Рим. Гл. 13, ст. 7) и прочее, что он перечисляет в этом месте. Если же они не слушаются Павла, то, вероятно, не послушают и Христа, повелевшаго чтить изображение кесаря. Когда искушавшие показали монету, Он не сказал: плюйте и попирайте ее или сделайте что-либо иное безчестящее и позорящее, хотя Он был Бог и имел власть над всем, но «Воздадите кесарево кесарю и Божие Богови» (Матф. Гл. 22, ст. 21). Что это иное, как не оказание высшей чести. Говоря одинако о том и другом, как бы устанавливая закон, Он повелел воздавать подобающее Богу, также и кесарю, идолопоклоннику и язычнику.
Св. Киприана, еп. Карфагенск., ч. 2, стр. 189, изд. 1891 г.
Как диавол не есть Христос, хотя и обманывает Его именем, так и христианином нне может почитаться тот, кто не пребывает в истине его Евангелия и веры.
Деяние, посл. Иоанново, гл. 1, ст. 9
Всяк, преступаяй и не пребываяй во учении Христове, Бога не имать.
Апостол толковый, зачало 111, лист 430 обор., Златоуст
Егда же убо показует общщаго нашего Господа, сия своим всем повелевающаго, и тем заградил уста, яже на христиан клеветаху о прегрешении новоизобретенных.
Апостол толковый, зачало 58, лист 164, изд. 1888 г.
Повинитеся убо всякому человеку созданию Господа ради: аще царю, яко преобладающу, аще ли же князем, яко от Него посланном, во отмщение убо злодеев, в похвалу же благотворцем. Яко тако есть воля Божия благотворящем обуздовати безумных человек невежьство, яко свободни, а не яко прикровение имущее злобе, свободу; но яко раби Божии, всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите.
Послание к римляном святаго апост. Павла, гл. 13, зач. 111
Всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляетя: противляющийся же себе грех приемлют. Князи бо не суть боянь добрым делом, но злым. Хощеши ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся, не бо всуе без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. Тем же потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть. Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок, а емуже дань, дань, а емуже страх, страх, а емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любите друг друга: любяй бо друга закон исполни.
Блаженн. Феодорита, час. 7, стр. 679, стр. 731, изд. 1857 г.
Поелику же тогдашни властители были злочестивы, явные враги благочестию…
Св. Иоанн. Златоуста, том 11, кн. 2, 598.
«Тайна бо уже деется беззакония». Здесь он указывает на Нерона, как на прообраз Антихриста.
Св. Иоанна Златоуста, беседы на разные места, т. 3, стр. 181, изд. 1863 г.
Апостольские послания суть стены для церквей; он и ограждает ими не только современников, но и будущих людей; и эту ограду он устроил столь твердою и несокрушимою со всею прочностию, так расположил по всей вселенной, что и тогдашних людей и последующих, и нынешних, и имеющих быть после, до пришествия Христова, она избавляет от всякого нападения врагов.
Его же твор., о священстве, слово 4, стр. 78, изд. 1868 г.
Он (Павел) воспользовал и пользовать будет: да и сего творити не престанем, донельже род человеческий пребудет… Тако его писания ограждают находящияся во всей вселенной церкви.
Апостол, зач. 199, посл. Галатом
Но аще и мы, или ангел с небесе, благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте. Анафема да будет.
Толкование святаго Златоуста на послание к римляном, глава 13, беседа 23, стр. 552, 553 изд. 1855 г.
«Всяка душа властем предержащим да повинется».
Златоуст: И желая внушить, что заповедь Его простирается не на одних мирских людей, но на всех, и на священников, и на монахов, объявляет о том наперед, говоря так: «Всяка душа властем предержащим да повинуется», хотя бы ты был апостол, хотя бы евангелист, хотя бы пророк, хотя бы другой кто, повинуйся. Подчинение власти не подрывает благочестия. Апостол здесь разумеет не простое повиновение, но подчинение.
Тоже, стр. 555
«Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется». Смотри, куда ведет дело: чем устрашает и как доказывает, что повиноваться начальству есть наша обязанность. Дабы не сказал кто из верующих: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, кому предоставлено небесное царство, ? апостол доказывает, что и в настоящем случае подчиняет их не начальникам, но опять Богу, ибо подчиняющийся начальству повинуется Богу.
Тоже, стр. 556
«Кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему начальства». Как и везде, старается внушить, что повиновение начальству есть не добровольная какая с нашей стороны уступка, а наш долг… Итак, не стыдись подчиненности, говорит апостол, этот закон дал Бог и грозно отмщает презретелям онаго. Если слушаешься, то Он накажет тебя, накажет не легким, а самым строгим образом; никакия отговорки не спасут тебя; напротив, и от людей понесешь жесточайшее наказание, потому что накто за тебя не вступится, и Бога сильно прогневаешь. Сие-то самое внушает апостол, говоря: «Противляющийся же себе грех приимкт».
Апостол толковый, зачало 111, лист 430 обор.
Златоуст: Да не скверно повиновение мниши, понеже Бог сие узакони, и велий мститель есть сие презирающим, еже являющее, глаголет.
Святаго Ефрема Сирина, часть 7, стр. 51, изд. 1895 г.
Каковы бы и где бы они ни были, они, однако, существуют по повелению Божию. Итак, кто сопротивляется начальнику, который есть отмститель зла, тот Божией воле противится. А противящийся за это сами себе осуждение получают… Итак, необходимо повиноватися не только потому, что он есть отмститель гнева, но и ради совести, то есть ради ума нашего, чтобы не порицал нас за это, что мы исполнены гнева и противимся ему после данного нам повеления о несопротивлении им.
Святаго Василия Великаго, часть 5, стр. 405, гл. 22, изд. 1892 г.
Апостол Павел в послании к римляном повелевает всем властям предержащим повиноватися (Рим. 13, 1), т.е. повиноватися властям мирским, а не духовным, что и дает он разуметь в последующем, где говорит об уроках и дани, и объясняет, что даже в самой малости противящийся власти противится Богу. Посему, если Закон Божий требовал от благочестивых такого подчинения начальникам мира сего, получившим начальство по человеческому закону и притом жившим тогда в нечестии…
Его же, часть 3, стр. 396, правило 79, издан. 1891 г.
Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется, противляющийся же себе грех приемлют.
Святаго Епифания, часть 2, стр. 113, глава 4, издан. 1864 г.
И на земле в каждом царстве много начальств, но они подчинены одному Царю, ибо «Сущия власти от Бога учинены суть», как говорит апостол: «Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется».
Толкование блаженного Феодорита на посл. Св. Павла, часть 7, стр. 139, изд. 1857 г.
«всяка душа властем предержащим да повинуется». Иерей ли кто, или архиерей, или давший обет иноческой жизни, да покаряется тем, кому вверено начальство. «Темже противляяйся власти Божию повелению противляется», ? сим достаточно устрашил апостол.
Святаго Григоря Богослова, часть 1, стр. 77, слово 17, изд. 1889 г.
Покоримся Богу и друг другу и начальствующим на земли: Богу ? по всем причинам; друг другу ? для братолюбия; начальствующим ? для благоустройства, и тем в большей мере, чем более они кротки и сниходительны… Так и все обязаны давать дань, повиноватися всем властям предержащим не за гнев, но и за совесть, и не делать закона ненавистным, делая зло, не доводить себя до меча, но, очищаясь страхом, заслужить похвалу от власти.
Святаго Иринея Лионскаго, книга 5, глава 24, стр. 496, изд. 1900 г.
И апостол Павел о том же говорит: «Будьте покорны всем высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующия же власти от Бога установлены… Для сего вы и подати платите, ибо они ? Божии служители, сим самым постоянно занятые». Это и Господь подтвердил, не делая того, что внушалось диаволом, но повелел отдать сборщикам податей подать за Себя и за Петра, ибо они ? Божии служители, сим самым постоянно занятые.
Книга 4, глава 36, стр. 426, 427
Посему противящиися власти противятся Божию установлению; а противящиися сами навлекают на себя осуждение, ибо начальствующие страшны не для добраго дела, а для злого. Хочешь ли не бояться власти, делай добро и получишь похвалу от нея.
Четья-Минея, июня 22 дня, житие святаго Евсевия, лист 60
Егда же той неправедный неправеднаго царя суд, на изгнание Евсееви изданный, принесен бысть в Самосаты. Преклонившеся уже дню к вечеру, уведав то Евсевий Святый, призва к себе онаго с судом царским пришедшаго царева мужа и рече к нему: «Умолчи ныне, никому же поведая вины пришествия твоего, аще не увесть народ, абие исполнится ревности и возмятется и убиет тя, обращуся аз виновен смерти твоея». То рек и вечернее пение совершив, наставшей нощи, сказа тайну и намерение свое единому от верных слуг своих и в первосоние восстав, изыде из дому архиерейскаго с единым слугою, иже взем возглавие и книгу несяще за ним. Пришед же к реце Евфрату, близ стен градских текущей, седее в ладию, яко да пловет ко граду, Зевгма нарицаемому; и повеле гребцом ятися воднаго пути; и всю нощь труждшеся, и дню уже бывшу, достигоша онаго града. Самосатяны же, уведавше отшествие от них святаго архиерея их, исполнишася великого плача и рыдания… И абие мнози в многия ладии седше, течаху борзо за ним и достигоша его в Зевгме, и воздвигшее пред лицеем его гласы своя, рыдаху велим рыданием и тщахуся возвратити его в свой град, но святый не изволяше. Киих убо тии не творяху молений и киих не глаголаху словес, к ногам припадающее, слезами их омочающе, да к ним на престол свой возвратится. А Евсевий святый воспоминаше им апостольское слово, глаголющее: «Всяка душа властем предержащим да повинуеся, несть бо власть аще не от Бога, сущия власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется, противляющиися же себе грех приемлют». То апостольское слово им сказуя, святый глаголаше: «Не возможно мне есть, да царскому повелению буду противен: такожде и вам не безбедно есть царстей воле сопротивлятися».
Толкование блаженнаго Феофилакта на посл. св. апостола Павла к римляном, глава 13, стр. 178, 1866 года
«Всяка душа властем предержащим да повинуется». Предложив слушателем достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящие увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам: ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.
«Темже противяяся власти, Божию повелению противляется; противляющийся же себе суд примут». Да бы верующие не могли сказать: ты унижаешь нас, подчиняя начальникам тех, которые имеют получить небесное царство, показывает, что повинующийся начальствам повинуется Богу; или, что гораздо страшнее, не повинующийся начальствам противится Уставившему начальства, а противящийся будет наказан и Богом, и людьми.
Маргарит, слово 1, о Давыде и о Сауле, лист 317
Аще бо князем сих, иже от царя поставляемых, аще и лукави суть, аще татие, аще и разбойницы, аще и неправедни, аще что-либо ино суть, боимся и трепещем не ради лукавства преобидяще их, но ради сана рукопоставльшаго почитающее их.
Святаго Никифора Цареградского, часть 1, стр. 34, 35, изд. 1904 г.
Рече Лев Исаврянин: «Ради чего вы возбуждаете смуту, даже более ? неразумное возмущение против царской власти».
Выслушав, светоносец истины Никифор отвечал: «Не виновники мы, государь, разделения и смуты и не в качестве оружия против твоей власти воздвигли мы нашу молитву, ибо молитися за царей, а не зложелательствовать им научаемся Писанием» 1 Тим., гл. 2, ст. 1,2.
Святаго Феодора Студита, часть 2, письмо 120 к наместнику Никите, стр. 299, изд. 1866.
Должно быть чистым от Каиновой зависти, злословия, подвергающаго лишению царства небеснаго, почитать царя и родителей.
Преподобнаго Максима грека, часть 1, слово 17, стр. 385, изд. 1862 г.
Павел, восхищенный до третьяго небесе, посылает к римляном, сице яве завещавает им, глаголя: «Всяка душа властем преимущим да повинуется, несть бо власть точию от Бога, сущия же власти от Бога учинении суть, темже противляяйся власти, Божию повелению противится, а противляющиися осуждение себе приемлют».
Святейшаго Иеремии патриарха Цареграда, ответ лютераном, стр. 104, 105, глава 6, издан. 1866 г.
Что надобно повиноватися всякому начальству и власти, и не только начальникам благим, но и строптивым, и непогрешительно соблюдать уза-коняемое ими (ап. Петр. 2, 13, 18), но и повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком. Противящийся всякому высшему начальству приимет суд, так как «противляяйся власти, Божию повелению противляется».
Блаженнаго Иеронима. Часть 16, стр. 227, изд. 1901 г.
Незадолго до того времени, при кесаре Августе, Иудея была покорена римлянами; и когда по всему миру была совершена перепись, Иудея была обложена данью… А фарисеи, приписывавшие себе справедливость, наоборот, утверждали, что народу Божию не следует подчиняться человеческим законам… Итак, фарисеи посылают учеников своих вместе с иродинами, то есть воинами ирода, или с теми, которых фарисеи в насмешку называли иродианами за то, что они платили дань римлянам и не были преданными исполнителями Божественнаго служения… и сам Он подобным образом заплатил подать за Себя и за Петра.
Беседы евангельсия на Матфея, часть 3, стр. 192-194, изд. 1886 г.
«Рцы убо нам, что тис я мнит: достойно ли есть кинсон кесареви, или ни». Они платили уже дань с того времени, как управление общественными делами их перешло в руки римлян. Итак, поелику они знали, что не задолго пред сим Февда и Иуда «вознамерились произвесть возмущение, были за сие убиты, что хотели и исуса вопросом своим подвергнуть подобному подозрению… Того только они и смотрят, как бы предать его и уличить в противлении верховной власти… Он и теперь, как и в других случаях, их собственными устами произносит приговор и заставляет их самих сознаться, что должно платить дань кесарю… ибо платить дань не значит давать, но отдавать должное.
В Книге о вере, глава 21, лист 190.
Иконоборства ересь во грецех уже соборне была погублена; и тоя ради вины отъимати господство и едино царство на двое раздирати, и из подданства господей своих отлагатися не подобало. Не предлагали им прикладу они святи, прежде нас живущии, папежеве, патриархове, епископове, иже оных лютых времен на Церковь Христову жили через триста лет и боле, даже до крещения Константина Великаго, погани цари и воеводы были, и над христианы неудобь носимая мучительства творили. Единаче же ни Исус Христос, ниже апостоли.и по них последствующии святи епископи восточнии и западни не сметали с себе ярма царского. По соборе первом никейском, царь Константин арианин кроваво ересь свою вводил, никейский собор хотя попрати. Тогда же беяху и гонения от него терпяху афанасий Александрийский, Павел Константинопольский и инии мнози. А подданства отрещися и сами не хотели и иных не учили. Отступник иулиан, отступив православныя веры, идолослужение обновил и христиан мучительски во идолопоклонение принуждал, церкви обирал и разорял. По нем же подобный ему злый еретик Валент арианин наступил и ересь свою распространял, а правоверных изгонял; при них же бяху Василий Великий, Григорий Богослов и инии мнози, иже терпеливее гонение то ношаху, а к сопротивлению или ко отступлению христиан не приводили, иного царя избирати не советовали. Тако же и во время ереси евтихианския и единовольников Анастасий царь, Константин поганат, на них же единаче папежеве римстии не повставали и подданства им не отревали, аще и великое от них гонение имели… Герман, патриарх Константина града, свят муж, имел великую честь от граждан; того иконоборец Лнв Исаврянин, еретик, не мог на свою страну превратити, от престола согна. Он же уступи, а на царя никаковы крамолы не воздвиг. Воньми же, православный читателю, и разсуждай, како тии помяновении патриарси и папежеве большия вины имели до царей, обаче же не дерзну отступовати или сопротивлятися и из подданства не выбивалися и царей иных себе не избирали.
Катехизис малый, главы Геннадия, патрирха Царя-града, лист 68, глава 19.
Царя бойся всею силою своею. Не есть бо страх его на пагубу души, наипаче научишися от того боятися Бога.
Глава 20: Небрежение бо о властех, небрежение о Самом Бозе, еже на власть земную учиненнаго, видимаго бо владыки не бояся, како может боятися невидимаго Бога.
Книга Святая Русь, Соловьева, стр. 111.
Таким образом началось татарское иго, которое продолжалось в течение двух с половиной веков. Народ должен был платить татарам тяжкую поголовную дань, а князья должны были ездить в Орду за получением ярлыка на княжение.
История русского народа, Н. Полевого, изд. Москва, 1833 г., том 4, стр. 131.
Батый милостиво принял Ярослава, назвал его главою князей русских, отдал ему владимир и Киев и велел сыну его отправиться ко двору великаго хана и там ударить челом в знак подданства… В Киеве и Чернигове жили уже в это время баскаки монгольские, переписывали поголовно бедный остаток жителей и облагали их данью.
Четь-Минея, мес. сентября 20 дня, житие и страдание Михаила, князя Черниговскаго, и Феодора, лист 87 обор., в 1240 г.
Тогда преславный и превеликий престольный великаго княжения российскаго град разорен бысть в конец христоненавистных поган рукою: падоша сильнии от меча агарянска людие, овии избиении, друзии же в плен отведении быша… пролияша кровь их яко воду, и ни бе погребаяй. Сия вся в Российской земли сбывающаяся князь Михаил в странствовании сый слышав, рыдаше неутешно по единоверной своей братии и по опустении земли своея. Таже сотворися ему вестно, яко оставшимся по градом людем, их же немного бе избывших от меча и пленения, повеле нечестивый царь безбоязненно на местах своих житии, дани наложив на ня; и мнози российстии князи, бежавшии в далекия страны и в дальыя, и в чуждыя земли, слышавшее то, возвращахуся в Россию: и кланяющееся царю нечестивому, приемляху княжение, и дани ему дающее, и живяху в разоренных своих градех… Святый же князь Михаил тех словес царских, от Елдеги глаголанных, слушая, не устрашися немало, но дерзновенно отвеща, глаголя: «Рцы, царю, тако глаголет тебе Михаил князь, раб Христов: понеже тебе, царюЮ вручено есть от Бога царство и слава мјра сего, и нас грех ради наших десница Вышняго твоей власти покорила, убо должны есмы тебе, яко царю, кланятися, и подобающую честь твоему царству воздавати, а еже Христа отврещися и богом твоим поклонитися, да не будет: не суть бози, но создание».
Книга Кирилова, знамение 4, лист 29
Диавол же ненавистник, того основания милости Христовы и любви нетерпя зрети, первое злых духом мужей , добру сопротивных некии, тамо же писанных, взусти о сем бранию и войною. Потом же обще множество народа нача на то приводити противящияся ему, еже нам повелено до конца любити апостола, глаголюща: «Бога бойтесь, а царя чтите», се бо есть угодно пред Господом Богом, еже житии братии вкупе; о сем бо обеща нам живот вечный: сие же не ино что зрим, токмо прелесть сатанинскую.
Библия, святаго пророка Иеремии, глава 27.
И ныне аз дах всю землю сию в руце Навуходоносору, царю вавилонскому, да ему работают, и звери сельныя дах делати ему: и послужат ему вся языцы. И сыну его и сыну сына его, дондеже придет время земли его и его самого; и послужат ему мнози народи, и цари велицы: страна же и царство, елицы аще не поработают царю вавилонскому, и елицы не вдежут выи своея на ярем царя вавилонска, мечем и гладом посещу их, рече Господь, дондеже скончаются в руце его. Вы же не слушайте лжепророков ваших и волхвующих вам, и видящих сония вам, ни чарований ваших, ни обаятелей ваших, глаголющих: «Не послужите царю вавилонскому», яко лжу прорицают тии вам… Не послушайте глас пророков, глаголющих вам: «Не послужите царю вавилонскому», яко неправедно тии прорицают вам, яко не послах их, рече Господь, тии же прорицают именем Моим о неправде, еже вы погубити вас, ? и погибнете вы и пророцы ваши, прорицающии вам о неправде ложная.
Толкование на Новый Завет, на соб. посл., т. 5, ч. 2, стр. 126, изд. 1905 г.
Итак, кто соглашается с этою ложью, тот антихрист.
Блаженнаго Иеронима, часть 6, стр. 451, изд. 1880 г.
Все такие, говорит, обольщают вас ко вреду вам советуют не служить царю вавилонскому.
Четь-Минея Макария, митрополита московскаго, месс. августа, слово св. Козьмы презвитера, на еретики, лист 670 обор., ст. 2, рук. синод. библ., № 183.
Пророцы бо о себе ничтоже глаголаша, но якоже им веляше святый Дух, тако провозвестиша нам: «Аще ли не имеете веры и сим словесем, яко Бог усты пророческими глаголаше древле, то послушайте святых апостол, что глаголят о пророцех; аще ли и апостолом не имеете веры, то и неверных горейши есте и бесов пронырливейше есте».
Тоже, лист 677, столб. 1.
Еретицы же сугубо си осуждение творят, ино учение воздвижуще, нови апостоли сущее и предотечи антихристовы, готовящее люди на приятие сына погибельнаго; учат же своя си не повиноватися властем своим, хулящее богатыя, отец ненавидят, ругаются старейшим, укоряют бояры, мерзски Богу творят, работающа царю и всякому рабу не велят работати господину своему. Но и о том помянем христолюбцем: словеса и учения апостольска и пророческа ? на посрамление безумных еретик, яко цари и бояри Богом суть учинены. Послушайте, что рече премудрость Божия: «Мною цари царствуют и могущии о Мне держат землю» (Притч. Сол., гл. 13, ст. 15).
Послание многословное инока Зиновия, мудрование Косого, изд. Москва, 1880 г., стр. 144.
В церквах же попы учат по книгам и по уставам их человеческая предания и повелевают себе послушати и земских властей боятися и дани даяти им… Не подобает же повиноватися властем.
Ин. Зиновия, Ответ на отступников.
Сия убо прешелцев ваших и такова лжая сквернословия писасте ми… Ибо никая же злочестивая ересь таковыя хулы извеща. И своими их глаголы являются пришельцы ваши, яко не суть христиане, но еллини сущее они, аще и черническая одеяния носящее быша. И не токмо отступницы от Бога показашася глаголы своими, но и самого антихриста яко предотечи суть и апостоли его.
Истины показание Зиновия мниха, глава 32, стр. 477.
Понеже дух лживый сатанин живет в Косом с седмию злейшими духи лукавыми, по отвещанию Господню на него: тем же и хульная словеса вещает к вышнему, яко же о нем пророк глаголет: «Зверь восходя от бездны, рать творя со святыми» (Апокалипсис, глава 13, ст. 1.7).
Многословное послание инока Зиновия, изд. 1880 г., стр. 284.
Ныне же видим вас не нищих духом, но яко антихриста гордящася, возносящася на вся власти и владычества, учиненныя Богом… рцыте нам, чесо же ради отбегаете начальник владычества, не яве ли, яко сего ради, да злобу всякую творящее, вы антихристу пропутие творящее учением своим, никим же возбранени будете.
Летопись Барония, в лето господне 1. Число 8, лист 10 обор.
Того же лета воста ересь галилейская, о ней же есть в деянии апостольских, в словесех гамалиила, о ней же пишет Иосиф: «Яко Иуда гавланитянин от града Гамалы, согласився с Садохом фарисеем, отводил от него людей, дабы августу, кесарю римскому, дань по всем мире собирати повелевшему, даней, аки людие вольнии, не давали; глаголющее, яко людем Божиим того порабощения терпети не подобает, довлеет единому Богу десятину давати и Его Самого Господем нарицати, не кесаря, ниже Ирода. И тако людей возмутиша и многое число к себе обратиша, смятения на властей творящее. А римляне противо им воинство послаша и Иуду того мятежника убиша и его наследников разгнаша.Но ересь тая по смерти Иудине пребысть и нарицается галилейская».
Летопись Арсения, лето 1140, стр. 411, изд. 1899 г.
В мае сего года патриарх Лев Стипион соборне осудил сочинения некоего Константина Хризомала, давно умершаго. Мы уведали от монахов обители святаго Николая, что там и двух других монастырях обретаются некоторыя сочинения Константина Хризомала. И при частном. И при соборном разсмотрении мы нашли в них, кроме суесловий и нелепостей, не мало и явных ересей: так, например, говорится там, что кто повинуется государю, повинуется сатане… все это не еретическое ли учение, посему анафематствуем и те сочинения, и одобряющих оныя. Монахи, у коих найдены книги, подвергнуты церковной епитимии.
Преподобного Максима грека, часть 1, слово 9, стр. 178.
Оно же буди ведый, яко всяка ересь начальника и учителя имать диавола.
Деяние вселенскаго седьмаго собора, том 7, стр. 48.
Ересь отделяет от Церкви всякаго человека.
Св. Феодора Студита, том 2, стр. 416, изд. 1908 г.
Действительно, брат, это бездна и сеть диавола. Общение с еретиками попавшаго (в эту сеть) отлучает от Христа и отводит далеко от стада Господня. Каково различие света и тьмы, таково же и православнаго причащения от еретическаго общения. Первое просвещает, второе омрачает; одно соединяет со Христом, другое ? с диаволом; одно оживляет душу, другое убивает.
Евангелие от Марка, зачало 59, лист 79.
ТОЛКОВАНИЕ. Мнози придут, яков же бе Иуда, яков же бе Февда, иже глаголахуся, от Бога послании. Рати же услышити рече, яко Иосиф изобразует бывша прежде погибения, восташа бо и не даяху дани; римляне же разгневавшееся, приидоша и часто воеваху, но не у конец Иерусалиму.
От Иоанна зачало 35, лист 165.
ТОЛКОВАНИЕ. Тать убо, иже не Писаньми входяй во двор овчий, яко же промышдяти ими, но прилазя инуде; се же есть, ин себе просекая путь необычен, яко же Февда и Иуда, иже прежде Христа, прельставша люди, погубиста же и истлиста. Яков будет и антихрист, не от писаний бо тех свидетельство. Разумей же, яко входяй дверьми ? тать есть и разбойник; се же глаголет о Февде и Иуде и подобных им.
Акты, 3 послание Иоанна Вишенскаго Афонской горы, стр. 247.
Всяк сопротивляйся святому благовестию Христову антихрист глаголется и есть, и ныне той с вами борет, и кое убо причастие свету к тьме, не буди се примешатися в веки нам.
Блаженнаго Феодорита, часть 7, стр. 548, изд. 1861 г.
«Тайна бо уже деется беззакония».
Но думаю, что апостол означил сим породившиися ереси; потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония потому, что сеть беззакония в них сокрыта, сам же диавол явно аедет людей к богоотступничеству.
Блаженного Иеронима, часть 15, стр. 149, изд. 1900 г.
Так и извращенное учение еретиков обращает в идола то, что старается подделать, и производит то, что люди покланяются вместо Христа антихристу.