Этот образ святого великомученика, целителя Пантелеймона я написал для своего друга из США. Икона выполнена в подражание известному византийскому произведению 14 в., только в более миниатюрном формате. Стилистика этого образа относится к переходному периоду между комниновской и палеологовской культурными эпохами и сочетает изобразительные средства обеих живописных школ.
Выбор подобного образца был довольно рискованным: упрощение грозило профанизацией, а скрупулезное следование оригиналу чрезмерно усложняло работу; к тому же, нужно было масштабировать изображение в уменьшенный формат.
Не знаю, как бы мне удался подобный замысел еще пару лет назад, но после эмиграции в Украину я сделал ряд портясающих технологических открытий, которые позволили заново переосмыслить технику иконописания. Уходя от преследования российских чекистов, я оказался в незнакомой стране в жестких жизненных условиях, без средств к существованию. Это обстоятельство вынудило меня искать новые направления в творчестве и углубиться в исследования и поиски новых решений. Нет худа без добра, и в результате напряженной работы я вышел на новый профессиональный уровень и уже мог достигать живописных эффектов ранее недоступных. Обидно только, что многие годы я не имел таких знаний, и получил их уже в преклонном возрасте.
Когда я вслух так размышлял, некто из присутствующих заметил, что последними своими свершениями я более чем обязан трогательной заботе ФСБ России; и что если бы не чуткое внимание этих органов, которое побудило срочно все бросить и уносить ноги, то - не видать бы новых горизонтов. - И тут я прозрел: оказывается, даже мрачная чекистская организация товарища Дзержинского может быть полезна и рекомендована художникам, подвижникам, мыслителям и ученым, страдающим творческой прокрастинацией. Яды ведь тоже успешно применяются в медицинских целях и имеют целительное действие; вот и ЧК - ФСБ (в умеренных дозах) генерирует мощный креативный импульс, благоприятный личностному росту...