Великие готические соборы Франции

Feb 04, 2025 09:18





Внутреннее убранство готического собора

Джорджо Вазари назвал готической (по названию племени готов), то есть варварской, странную архитектуру, зародившуюся в Иль-де-Франс и распространившуюся оттуда по Европе. Определение осталось, но со временем изменилась оценка: теперь период готики (XII - XV века) считается одним из наиболее творческих и новаторских в истории искусства. Язык готики, впервые со времен древнего Рима, собрал все европейские выразительные средства под одно знамя - материального и духовного преодоления пределов, отведенных человеку. Развитие инженерных знаний и совершенствование конструктивных систем позволило сбросить оковы, наложенные в романскую эпоху из-за применения сводчатых перекрытий. Введение стрельчатой арки, а также системы нервюр, контрфорсов и аркбутанов позволило сосредоточить вес свода в немногих узловых точках, освободив стены от опорной функции. Церкви значительно выросли в высоту, в наружных стенах появились проемы с огромными цветными витражами, фронтоны и остроконечные башенки подчеркнули вертикальность композиции.



Готика не отрицает, а скорее продолжает - в определенных отношениях - романскую архитектуру: в готике находят выход некоторые тенденции, возникшие в зданиях XII в. Непрерывность обусловлена и тем, что большая часть готических построек не возводилась на пустом месте: основой служили предроманские или романские церкви. Готическая архитектура предпочитает развертывание в высоту - особенность, заметная уже в романских церквях Франции и Германии; на фасаде появляются две башни, как в нормандских зданиях XI в.; применяется крестовый свод, который уже встречался в Ломбардии. Однако все эти композиционные решения пересматриваются в целях господства линии над материалом и пространства над массой. Для интерьера собора становится характерной стрельчатая арка - хотя бы просто аркады, соединенные крестовым сводом. Стрельчатая арка, образуемая пересечением двух дуг, имеющих одинаковый радиус, но разные центры, устроена так, что вес конструкции распределяется по бокам, освобождая от излишней нагрузки вершину арки. Как правило, боковые нефы ниже центрального, и их высота часто рассчитывается математически. Они служат дополнительной опорой центральному нефу и примыкают к нему в основании свода. Арки часто опираются на столбы, в которые переходят нервюры свода. Нервюры, сходящиеся в следующие один за другим пучки, усиливают ощущение вертикальности. Чтобы подчеркнуть устремление в высоту и придать интерьеру большее величие, архитекторы прибегали также к некоторым оптическим приемам: например, пучки пилястров переходили в нервюры, которые пересекались, образуя своеобразную точку схода в перспективе, - тем самым увеличивалась дистанция между зрителем и сводом. Другое ухищрение: боковые нефы понижались и сужались по мере их приближения к апсиде, которая казалась из-за этого более далекой. Благодаря опорным конструкциям стены освобождались от нагрузки - их можно было заменить витражами. Снаружи для готических соборов характерны контрфорсы, примыкающие к стенам и берущие на себя боковой распор свода, и аркбутаны, упирающиеся в контрфорсы и присоединяющиеся к стене непосредственно над боковым нефом. Эта система опор дала возможность достичь большой высоты в центральном нефе, поскольку вес здания переходил на боковые конструкции.

Готическую архитектуру разрабатывали школы разных стран, но ее колыбелью была территория Шампани и Иль-де-Франс, где за короткий срок благодаря финансовой поддержке французских королей возводились величественные соборы. Снаружи на всех зданиях располагались скульптурные композиции - их сосредоточением стали порталы. Скульптура постепенно обретала самостоятельность, вычленяясь из архитектурного целого, которому подчинялась вплоть до конца романской эпохи; в пропорциях и формах тел проявился натурализм.

С 1200 г., с расширением власти Капетингов при Филиппе Августе, новый архитектурный стиль стал распространяться по всей Франции.

НОТР-ДАМ В ПАРИЖЕ



Вид собора с юга - южный вход трансепта

Несмотря на разрушения, вызванные пожарами во времена Французской революции, и на вмешательство Вьоле-ле-Дюка, который в середине XIX в. провел обширную реставрацию, заново создав недостающие части, Нотр-Дам остается одним из первых и наиболее интересных образцов французской готики. К строительству собора приступили около 1160 г. по приказу епископа Мориса де Сюлли. Работы начались с хора и продолжились сооружением нефа (завершен до конца XII в.). В течение первой половины XIII в. был возведен фасад с двумя высокими башнями, как в романских церквях Нормандии, а между концом века и 1320 г. был создан деамбулаторий с треугольными сводами, образованными мощными профилями поддерживающих свод стрельчатых арок и диагональными нервюрами, делящими свод на два треугольника.

Хотя в плане собор представляет собой базилику, здание как бы центрировано благодаря трансепту, пересекающему нефы и делящему их практически пополам, а также двойным боковым нефам, окаймляющим обширное пространство центрального нефа. Сложному плану здания соответствует смелый подъем в высоту: вдоль всего центрального нефа идут пучки колонн, поднимающихся к стрельчатому своду.

Снаружи давление свода передается посредством аркбутанов на контрфорсы. У пресбитерия аркбутаны выше боковых нефов и присоединяются непосредственно к стенам центрального нефа.

ШАРТРСКИЙ СОБОР



Шартрский собор, вид с юга

Шартр, важный друидический центр Галлии, играл значительную религиозную роль и в Средневековье: паломники стекались туда поклониться реликвии - покрывалу Пресвятой Девы, которое было на ней в момент Благовещения. Величественный собор Богоматери, предназначенный для хранения этой святыни, был заложен в 1020 г., но уничтожен в 1194-м пожаром, пощадившим лишь крипту, башни и западный фасад. Отстроенный заново за 25 лет и освященный Людовиком IX (Святым) в 1260 г., он сохранил в готической по преимуществу конструкции некоторые романские элементы. Это сочетание стилей особенно отчетливо проявляется на фасаде, прорезанном вверху многоцветной розой и обрамленном двумя башнями - старой и новой колокольни (к новой в XV в. был добавлен шпиль в стиле пламенеющей готики). Интерьер делится на три нефа, которые выходят в широкий трансепт, а затем переходят в двойной деамбулаторий с радиальными капеллами. Стены размечены тонкими ребрами, поднимающимися к своду и кажущимися еще легче благодаря большим окнам, через которые проникает заливающий помещение свет. В архитектуре здания немало новшеств - позже они будут воспроизведены в других готических соборах. Система контрфорсов и аркбутанов придает сооружению небывалый размах.

Портал западного фасада Шартрского собора, так называемый Королевский портал, к счастью, пощаженный пожаром 1194 г., - один из шедевров позднероманского искусства и одновременно исходный пункт готической пластики. Созданный между 1145 и 1170 г., он обязан своим названием композиции со сложной иконографией, цель которой - воздать хвалу Христу Спасителю в его предках и последователях.

РЕЙМСКИЙ СОБОР



Реймский собор

Реймский собор, епископская резиденция с IV в., был вплоть до 1825 г. местом коронации французских королей - в память о короле франков Хлодвиге, который крестился в этом городе в ночь на Рождество 496 г.

Нынешний собор Нотр-Дам строился в стиле зрелой готики с 1211 г. на месте, где раньше стоял каролингский храм, уничтоженный пожаром. Фасад, оживленный фронтонами и пинаклями, характеризуется стремительным движением в высоту, чему способствуют ажурные башни, возведенные в XV в. В нижнем ярусе располагаются три портала, украшенные поразительной скульптурой XIII в., которая прекрасно вписывается в архитектурный замысел, выявляя сложную композицию фасада и оживляя его плоскость. Выше находится огромная роза и изображение Пресвятой Девы, окруженной апостолами; по бокам помещены двойные окна (бифорий), а сверху идет галерея со статуями 54 французских королей - Галерея королей.

Интерьер воспроизводит план Шартрского собора, но в увеличенном масштабе: пространство делится на три нефа, доходящих до трансепта, и хоры с деамбулаторием и радиальными капеллами. Высокие столбы, завершающиеся капителями с богатым растительным орнаментом, придают интерьеру ощущение легкости и простора; снаружи свод опирается на украшенные табернаклями контрфорсы, отделяющие друг от друга капеллы апсиды.

Над центральным порталом Реймского собора, посвященным Богоматери, работали с 1240 г. до конца века по крайней мере шесть различных скульптурных мастерских. Созданные ими вимперги, вытянутые в высоту, придали новую окраску привычному типу готического портала со статуями-колоннами на откосах. Скульптуры различаются по стилю: в суховатой манере выполнено Принесение во храм; строгим и возвышенным предстает Благовещение; особенно выделяется сцена Встреча Марии и Елизаветы. Здесь человеческая фигура уже совершенно независима от конструктивной системы, поскольку опорная колонна смещена в сторону и чрезвычайно тонка. Изгиб тел Марии и Елизаветы, гибкость шеи, положение рук и ног переданы натуралистически. Множество ниспадающих складок подчеркивает объемы фигур, подобранный у живота край покрывала образует горизонтальные складки. Скульптурный декор реалистически изображает эпизод из Священной Истории, придавая ему необычайную теплоту. Глубокое чувство и необычайная человечность свойственны обеим женщинам, образы лишены драматизма, они полны классического величия.

ЛАНСКИЙ СОБОР



Собор Нотр-Дам в Лане

Собор Нотр-Дам в Лане, построенный в 1170-1215 гг., - один из крупнейших образцов так называемой протоготики: деление стены на четыре яруса, шестилопастные своды в центральном нефе, высоко расположенная галерея для женщин встречаются во многих базиликах начального периода готики.

По первоначальному проекту базилика должна была иметь в плане крест, в ней предполагались галерея для женщин, башня средокрестия (башня на пересечении трансепта и продольного корпуса храма, так называемая нормандская башня) и три пары башен - на центральном фасаде и на двух фасадах трансепта. Однако в процессе строительства шесть башен свелись к пяти.

Внутри базилики характерное членение на три нефа воспроизведено также в трансепте.

Снаружи, как и внутри, сохраняется деление на четыре яруса; их горизонтальный ход прерывается вертикалью табернаклей, возвышающихся над столбами входных порталов. Глубокий козырек, примыкающий спереди к откосам порталов, создает эффектный контраст света и тени, что подчеркивает оптический вес барельефов, расположенных в тимпанах, под широкими стрельчатыми сводами порталов. Чередование каменных масс и пустот продолжается затем на уровне розы и окон, прорезающих сплошную стену фасада, над которым возвышаются две монументальные башни. Их основание сливается с фронтальной плоскостью здания, но выше они отличаются от нее своей сложной структурой: незавершенный восьмиугольник со стрельчатыми окнами по четырем сторонам накладывается на восьмигранник.

АМЬЕНСКИЙ СОБОР



Собор Нотр-Дам в Амьене

Собор Нотр-Дам в Амьене, поврежденный пожаром в 1218 г., был заново отстроен в 1220-1288 гг. в новом, готическом, стиле.

Реконструкцию сначала поручили Роберу из Люзарша, который, поработав над интерьером нефа, приложил руку к центральному фасаду и к созданию розы; затем Тома и Реми де Кормоны возвели радиальные капеллы и в 1236 г. начали строительство хора. В целом собор по праву считается образцом классической готики, однако по богатству витражей хоры являются одним из важнейших образцов «лучистой» готики. В трифории хоров (в отличие от нефа) задняя стена заменена витражами, благодаря чему этот ярус ярко освещен; здесь проявляется склонность к ажурности, складывается впечатление легкости и стремления в высоту.

Строительство собора вышло далеко за рамки готической эпохи: две башни фасада относятся к XII-XIV вв., а шпиль средокрестия - к первой половине XVI в. В плане собор представляет собой базилику с трансептом, с традиционным членением на три нефа, разделенных аркадами с опорами в виде пучка пилястров. В вертикальном разрезе выделяются три яруса: над аркадами идет галерея, а над ней ряд окон.

Продольный корпус храма завершается апсидой с несколькими радиальными капеллами - центральная, наиболее глубокая, посвящена Пресвятой Деве.

Фасад, как и интерьер, делится на три яруса: первый образуют порталы, столбы которых богато украшены скульптурой; далее идет галерея, соответствующая галерее нефа; верхнюю часть занимает Галерея королей. Выше того уровня, на котором кончается неф, на фасаде располагается величественная роза, обрамленная по бокам стрельчатыми окнами, входящими в основание башен.

Фасад свидетельствует об изменении роли и места скульптуры: скульптурный декор становится непрерывным, теперь он располагается не только на откосах порталов, но и на опорных столбах.

СОБОР В БОВЕ



Собор Святого Петра в Бове

Собор Святого Петра в Бове, городке в 60 км от Парижа, был построен в X в. на обломках возведенного в каролингскую эпоху собора Нотр-Дам. Его разрушили два пожара: в 1180 и 1225 гг., и по случаю второго епископ Нантейля приказал начать восстановительные работы. Сначала взялись за хор - он был завершен в 1272 г. Однако в 1284 г. слишком хрупкая и высокая конструкция обвалилась. Реконструкция хора началась в 1322 г., когда решили в центре каждой арки боковых аркад поставить по дополнительному столбу и превратить четырехлопастные своды в шестилопастные. Трансепт был завершен в середине XVI в., а высокая башня средокрестия - в 1558-1569 гг. В 1773 г. эта башня рухнула и уже не восстанавливалась. Еще и сегодня собор остается незавершенным: от хора осталась лишь часть с апсидой, деамбулаторием и радиальными капеллами. В высоту интерьер делится на три яруса: первый образуют высокие аркады с двойными стрельчатыми арками, второй занимает галерея, в третьем располагается высокий трифорий с розетками над ним. Снаружи бросается в глаза плотная конструкция из контрфорсов и аркбутанов.

СОБОР НОТР-ДАМ В СТРАСБУРГЕ



Страсбургский собор

Страсбургский собор показывает, какое влияние оказал на рейнских архитекторов новый, «французский», стиль: они усвоили его, видоизменив в соответствии с собственной архитектурной традицией, и довели до крайности. На первом этапе работ, в 1176-1225 гг., конструкция восходит к позднероманским формам, очевидным в трансепте и хоре. Новый архитектурный стиль вступает в свои права с 1225 г., когда новый архитектор принимается за южный рукав трансепта и за капеллу Святого Иоанна, а затем с 1240 г., когда романский неф был разрушен и лишь части его вошли в новую постройку. Новый храм имел ту же высоту, что предыдущий, то есть был довольно приземистым, однако интерьер делился по вертикали на три яруса - характерная черта соборов Иль-де-Франс, - а вес свода принимали на себя и перераспределяли пучки колонн. В 1227 г. началось сооружение фасада, образцом для которого послужил Нотр-Дам в Париже: три портала, украшенные статуями; роза, над которой помещены два окна и две башни (одна из них, увенчанная великолепной колокольней, возведена уже в следующем столетии). Эта монументальность призвана уравновесить восточную часть здания - тенденция, распространенная в германском регионе в каролингскую эпоху, однако фасад приобретает и совершенно новые черты: подчеркнуто стремление в высоту, стены облегчаются, становятся ажурными, обильно декорируются, превращаясь в каменное кружево.

Больше об истории архитектурных стилей - в Большой истории искусства в 16 томах!

Архитектурный вокабуляр

Апсида - полукруглый, многоугольный или прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В религиозной архитектуре - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри апсиды помещался алтарь.

Аркбутан - (франц. arc-boutant - подпорная арка) полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор внутренних сводов на специальные устои - контрфорсы.

Бифорий - арочное окно или проем, разделенный колонкой или столбиком на две части.

Вимперг - высокий треугольный фронтон над порталом или оконным проемом в средневековой западноевропейской архитектуре. Имеет преимущественно декоративное значение.

Деамбулаторий - обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов, смыкающихся за главным алтарем; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры.

Капелла - небольшое сооружение или отдельное помещение в храме, церковный придел, предназначенные для частного алтаря, молитв и хранения реликвий.

Капитель - верхняя часть колонны или пилястры, служащая непосредственным переходом к покрытию.

Контрфорс - дополнительная опора, принимающая на себя тяжесть перекрытия; вертикальный устой внутри или снаружи здания.

Крипта - сводчатое помещение в христианском храме, расположенное ниже уровня пола.

Нервюра - выступающее укрепленное ребро свода (главным образом в архитектуре готики), основа его конструкции.

Неф - одна из пространственных зон в базилике, на которые в продольном направлении поделен ее интерьер между притвором и алтарной частью.

Пилястра - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения, обычно имеющий базу и капитель; тем самым пилястра схожа с колонной, но отличается от круглой колонны или полуколонны прямоугольным сечением.

Пинакль - декоративная башенка в романской и готической архитектуре. Часто увенчана миниатюрным шатром - фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание. В романской и готической архитектуре, более или менее роскошно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другое значительное здание.

Пресбитерий (пресвитерий) - (от греч. πρεσβυτέριον - совет старейшин, духовенство, лат. presbyterium), пространственная ячейка - место расположения алтаря перед апсидой в христианском храме.

Табернакль - сооружение в виде навеса или балдахина, как правило, с навершием. Табернакли располагались в католических храмах с раннехристианского периода, создавая внутри себя особое сакральное пространство, в котором могли помещаться алтарные престолы, реликвии, молельные образы.

Тимпан - заглубленное и обрамленное карнизом поле фронтона. Может быть украшен рельефами, статуарной группой, мозаикой или живописью. В архитектуре романского стиля и готики - поле полуциркульного или стрельчатого очертания, ограниченное перемычкой над проёмом портала и архивольтами арки; декорируется скульптурой.

Трансепт - это поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.

Трифорий - в средневековых романских и готических соборах Западной Европы - узкая невысокая галерея второго яруса главного нефа. Название «трифорий» происходит от сдвоенных или, чаще, строенных, арочных проемов таких галерей.

Фронтон - часть фасада здания, портика или колоннады, которая находится между карнизом и чердаком. Это треугольное поле, украшенное скульптурными фигурами.

церковь, большая история искусства, архитектура, история искусства, соборы, чтение, издательство слово, история, религия, франция, париж, культура, книги, нотр-дам

Previous post
Up