Музей Жакмар-Андре, Париж
Рассказываем историю редкой коллекции необычного парижского музея.
Эдуар Андре (1833-1894), выходец из семьи банкиров, наследник крупного состояния, всю жизнь посвятил своей страсти - собиранию произведений искусства. Коллекционировать предметы декоративно-прикладного искусства - керамику, гобелены, ювелирные изделия - он начал в 1860 году. Чуть позднее стал покупать картины современных ему французских живописцев - пейзажи и жанровые сцены, написанные Делакруа и художниками его круга, а также работы барбизонцев. А еще через несколько лет Андре решил построить особняк на участке недавно проложенного бульвара Осман: так, в период с 1869 по 1876 год специально приглашенный архитектор Анри Паран (1819-1895) возводил роскошный особняк в классическом вкусе, достаточно просторный, чтобы вместить с каждым годом увеличивавшееся разнообразное художественное собрание.
Нели Жакмар, Автопортрет, 1880
Благодаря интересу к живописи Эдуар Андре познакомился со своей будущей супругой, парижской художницей Нели Жакмар (1841-1912). Это случилось, когда в 1872 году он решил заказать свой портрет - художнику молодому, но уже заслужившему хорошую профессиональную репутацию. Его выбор пал на Корнелию Барб Гиацинт Жакмар, известную как Нели Жакмар. Обучавшаяся в мастерской Леона Конье (уроки ей давала преимущественно сестра Конье, художница Мари-Амели Конье), Жакмар впервые выставила свою работу в Салоне в 1863 году, когда ей было всего двадцать два года. В 1866 году ее картину приобретает государство для размещения во дворце Тюильри.
Вот как о ней писал знаменитый русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов в статье Нынешнее искусство в Европе (1873), посвященной Всемирной выставке в Вене: «Между этими [приславшими свои работы на выставку] женщинами, писавшими не только цветы и фрукты (с чего почти всегда начинают женщины), но и пейзажи, народные сцены, портреты, исторические картины, первое место занимает Нели Жакмар (девица), приславшая в Вену десять портретов, истинно поразительных. Одна половина из них - женские, другая - мужские портреты, и, что всего любопытнее, мужские гораздо выше женских. Талант Нели Жакмар сильный, энергический, совершенно мужской. Она удивительно схватывает типы и характеры, но это не мешает колориту ее быть великолепным, а рельефу - изумительным. Она передает самым различным образом тип старого солдата, маршала Канробера, и сладковатого, мечтательного и гнущегося как резинка министра Дюрюи и продажного судьи Наполеона III, президента Бенуа-Шампи. Дамы и кавалеры - все это бомонд Второй империи, все они тут, кто в шитых мундирах, кто в скромных сюртуках (однако же, без сомнения, с ленточкой Почетного легиона в петличке), в сотнях аршин бархата и кружев, в красных судебных рясах и тогах. Эти портреты, наверное, лучшие из всех французских нового времени, навряд ли уступят в чем-нибудь совершеннейшим портретам прочих школ нашего века».
Девять лет спустя после создания портрета, в 1881 году, Нели вышла замуж за Эдуара, хотя и не осталось каких-либо документальных свидетельств того, что за прошедшие с момента их первой встречи годы у пары были романтические отношения. Их союз, соединивший двух людей, противоположных по своему происхождению и положению (он - из протестантской бонапартистской среды, наследник двух богатых фамилий, она - из католической роялистской крестьянской семьи, художница, зарабатывавшая на жизнь собственным трудом), тем не менее оказался очень успешным: страсть к искусству и общие вкусы наполнили счастьем тринадцать лет их совместной жизни.
Франц Ксавер Винтерхальтер, Портрет Эдуара Андре, 1857
Когда Андре решил жениться, у него уже были проблемы с здоровьем, и поэтому его семья, защищая свои финансовые интересы, добилась заключения брачного контракта, который устанавливал разделение их собственности, включавшей, безусловно, и произведения искусства. Несмотря на эту договоренность, коллекции супругов, начатые за много лет до вступления в брак, с первых дней их семейной жизни стремительно сливались в единое собрание. Пара много путешествовала по Европе, кроме того, они совершили несколько поездок на Ближний Восток: в Каир Луксор и Асуан, вернувшись через Бейрут, Константинополь и Афины, - и в каждой стране пополняли свою, уже общую коллекцию. Особенно их интересовало искусство итальянского Ренессанса, настолько, что, несмотря на скандал (итальянская пресса активно призывала запретить вывоз произведений из Италии), они купили и привезли во Францию фрески Тьеполо Старшего, выполненные для виллы Контарини-Пизани, недалеко от Падуи, а ныне украшающие особняк на бульваре Осман.
Во время этих поездок в их парижской резиденции проводились реставрационные и ремонтные работы, необходимые для размещения все новых и новых поступлений. Несмотря на то, что в 1887 году Андре продал часть своей коллекции старой живописи (при этом он сохранил работы Франческо Гварди, Рембрандта и французских художников XVIII века) и пожертвовал вырученные деньги на благотворительность, количество произведений в собрании Жакмар-Андре по-прежнему было очень значительным.
В 1894 году произошла трагедия - Эдуар Андре умер. Нели, оставшись одна, была безутешна. Тогда же семья Андре обвинила ее в незаконном вступлении в наследство, оставленное мужем. Действительно, как отмечалось выше, до заключения их брака был подписан документ, согласно которому, в случае кончины супруга, Нели получала лишь свое собственное добрачное имущество, а также незначительное содержание. Однако незадолго до смерти Эдуар изменил последнюю волю, завещав все состояние жене. Несмотря на неопровержимые доказательства, Нели пришлось отстаивать свои права в суде. И она выиграла дело.
Зал Музея Жакмар-Андре
Овдовев, она продолжила расширять коллекцию: в 1890-х годах собрание пополнили медали и картины английских художников. В 1902 году Нели отправилась в длительное путешествие, намереваясь доехать до Китая и Японии согласно первоначальному плану. Однако ей удалось добраться только до Индии - там она получила телеграмму, сообщавшую, что на продажу выставлено аббатство Шаали.
Это аббатство, основанное в 1136 году, просуществовало как цистерцианский монастырь до Великой французской революции. Монахи этого ордена ведут затворнический образ жизни, а в их духовной практике большую роль играют аскетизм и созерцательность, поэтому для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи и роскошно украшенных интерьеров. Однако в середине XVI века аббатство попало под режим комменды - мирского управления, и первым его владельцем стал покровитель искусств кардинал Ипполито II д’Эсте. Кардинал заказал художнику Франческо Приматиччо фресковую роспись в часовне монастыря, что стало первым шагом на пути его трансформации в центр искусств.
После революции, в 1793 году здания аббатства пошли с молотка и в XIX веке, превратившись в загородное поместье, несколько раз меняли собственников, переходя от одной дворянской семьи к другой. В 1850 году его купили супруги Роза Августа Эмилия Памела Айнгэрло (1802-1881) и Альфи Бурдон де Ватри (1793-1871). В юности Нели часто бывала в их поместье, потому что Роза Айнгэрло покровительствовала ее художественным занятиям.
Музей Жакмар-Андре
Именно для того, чтобы приобрести Шаали, Нели немедленно вернулась. После покупки она переместила часть семейного собрания туда, а также заказала надгробную плиту (на которой она представлена в образе художницы, с палитрой и кистью в руках) для своего будущего погребения в аббатстве.
Нели умерла в 1912 году, в своем доме на бульваре Осман, и была похоронена в Шаали, в часовне, украшенной фресками Приматиччо. В соответствии с соглашением Нели и Эдуара все ее имущество было завещано Институту Франции. Незадолго до смерти художница тщательно классифицировала и архивировала всю документацию, касавшуюся музейных коллекций. В завещании она подчеркнула свое желание сделать собрание доступным для широкой публики, чтобы открыть его для всех посетителей, а не только для горстки ценителей и экспертов. Чрезвычайно прагматичная, Нели Жакмар продумала все до мелочей и даже оговорила в завещании часы и условия работы музея, а также точное положение некоторых произведений в экспозиции.
Вскоре после ее кончины, 8 декабря 1913 года музей был открыт для посетителей, с большой помпой, лично президентом Французской Республики Раймоном Пуанкаре. Заработали сразу оба отдела музея, - один в Париже, другой в аббатстве, - и их ждал впечатляющий успех, отчасти благодаря известности и доброму имени пары Жакмар-Андре.
Спальня хозяина
Сегодня музейное пространство в парижской резиденции включает несколько выставочных залов и картинных галерей. В первой из них, расположенной при входе в особняк, представлены художники XVIII столетия - Буше, Шарден, Каналетто, Натье, которых супруги заново открывали (наряду с приобретением произведений своих современников), потому что работы этих живописцев долгое время считались слишком легкомысленными и фривольными. В Большом салоне расположена коллекция скульптуры XVIII века, в соседнем Музыкальном зале - живопись того же времени, картины Юбера Робера, Оноре Фрагонара, Жан-Батиста Перронно. Потолок столовой украшен фреской Джованни Баттисты Тьеполо, а вторая его фреска расположена неподалеку, над парадной лестницей. Зал шпалер в свое время был спроектирован, чтобы разместить в нем гобелены из коллекции Андре. Единственное произведение другого вида искусства в этом зале - небольшая гуашь венецианского художника Гварди. В строгом интерьере кабинета разместились Фрагонар, Лагрене, Койпель, Патер, Грёз. Библиотеку - самую уединенную комнату особняка, где Эдуар и Нели просматривали каталоги продаж в предвкушении грядущих покупок, - украшают полотна фламандских и голландских живописцев XVII столетия. В 1865 год Эдуар приобрел первую работу Рембрандта - Портрет доктора Толинкса, позже к нему добавилось небольшое полотно Ужин в Эммаусе. Кроме того, в библиотеке находятся работы Антониса ван Дейка, Франса Халса, Филиппа де Шампаня и Якоба ван Рейсдала. Завершает экспозицию так называемый Итальянский музей, включающий две галереи (зала) живописи и один зал скульптуры. Всему другому итальянском искусству Нели предпочитала живопись Флоренции, поэтому итальянскую галерею она посвятила религиозной живописи флорентийских мастеров. Здесь выставлен один из шедевров собрания - Святой Георгий, поражающий дракона Паоло Уччелло. Венецианская же галерея больше обязана личному вкусу Эдуара Андре и объединяет произведения мастеров из Венеции и других школ Северной Италии - Беллини, Мантеньи, Кривелли, Скьявоне и Карпаччо.
Рассказываем о семи картинах из собрания музея и сюжетах на них изображенных.
Паоло Уччелло (Паоло ди Доно, ок. 1397-1475)
Святой Георгий, поражающий дракона, 1430-1435
Одна из самых известных работ (и первая версия из двух существующих на эту тему) флорентийского художника Раннего Возрождения Паоло Уччелло хранится в коллекции Музея Жакмар-Андре. История о герое, побеждающем чудовище, чтобы спасти прекрасную девушку, имеет дохристианское происхождение: хорошо известны греческие мифы со схожим сюжетом, - например, легенда о Персее и Андромеде. В христианстве это предание трактовалось иносказательно: царевна олицетворяла церковь, а змей (дракон) - язычество, таким образом своим подвигом рыцарь спасал христианскую церковь от язычников. Кроме того, чудо святого Георгия символизировало и победу над «древним змием» - дьяволом. Существует несколько вариантов сказания: в одном из них святой усмиряет змея молитвой, и предназначенная в жертву девушка ведет победителя в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство. Для работ Уччелло характерна изысканная декоративность, красочность и фантастичность, которые проявляются в трактовке объектов, персонажей и в передаче пространства. И эта картина не стала исключением: сочетание плоскостного изображения фигур и элементов прямой (Паоло Уччелло был одним из создателей теории научной - линейной - перспективы) и обратной перспективы в пейзаже, традиционных и новаторских живописных приемов создают двойственное впечатление и усиливают ощущение сказочности, порождаемое этим произведением.
Андреа Мантенья (ок. 1431-1506)
Се человек (Ecce homo), ок. 1500
«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины (Ин. 19:5-6). Художник выбирает именно этот момент из евангельского повествования - суд Понтия Пилата над Иисусом Христом в присутствии разъяренной, беснующейся толпы, подстрекаемой первосвященниками и старейшинами. Впервые в искусстве Возрождения второстепенные персонажи этой сцены получили такое яркое, характерное, почти карикатурное воплощение и стали своего рода олицетворением первобытной ярости и жестокости человека по отношению к себе подобному. Кроме того, расположение фигур вплотную к картинной плоскости, впечатление, будто они сдавлены и где-то даже «обрезаны» границами полотна, а также явная скульптурность формы в решении персонажей, словно высеченных из серого камня, позволили Мантенье передать удушающую атмосферу происходящего и бесконечный трагизм этого события.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)
Прием Генриха III на вилле Контарини (Прибытие Генриха III на виллу Контарини), ок. 1745
Эту большую фреску, написанную для одной из вилл патрициев Контарини (в дальнейшем она принадлежала семейству Пизани и сегодня носит тройное название вилла Контарини-Пизани деи Леони) на венецианской терраферме, в местечке Мира недалеко от Падуи, Андре обнаружил в 1893 году во время очередной поездки в Италию. Сюжет из французской истории представлен здесь в очень живой манере: на фреске изображено прибытие в 1574 году сына Екатерины Медичи Генриха III (на тот момент - польского короля) из Польши в Венецию, откуда он должен был проследовать в Париж, чтобы наследовать своему скоропостижно скончавшемуся старшему брату Карлу IX и взойти на французский престол. Во время остановки в Италии Генриха принял на своей вилле один из представителей знаменитой венецианской семьи, прокуратор собора Сан Марко Федерико Контарини.
Французская пресса тепло приветствовала прибытие фрески в Париж: «Никакая другая работа Тьеполо не могла бы быть ближе нашим сердцам, так как она, кажется, была создана для нас. Последний великий венецианский художник и один из эпизодов в истории Франции: разве это не лучшее сочетание всего венецианского и французского?» Кроме этой фрески Андре приобрел и парную к ней роспись Слава, объявляющая о прибытии короля, выполненную Тьеполо для плафона виллы и относящуюся к той же серии. Оба произведения, в которых Тьеполо вновь продемонстрировал виртуозность живописного иллюзионизма и свой талант монументалиста, были перевезены в Париж, что оказалось непростой задачей: на ее осуществление потребовалось восемь месяцев - с мая 1893 по январь 1894 года.
Антонис ван Дейк (1599-1641)
Время обрезает крылья Амуру, ок. 1627
В греческой мифологии Кронос (или Хронос - Время) был сыном бога Неба Урана и богини Земли Геи. С ним связано несколько ключевых сюжетов, в частности война старых и новых богов и воцарение Зевса. Согласно мифам, Кронос боялся пророчества своего отца Урана, который предсказал, что кто-то из детей свергнет его, и потому бог Времени проглатывал своих потомков одного за другим - Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Последним его ребенком был Зевс. Тогда Рея, супруга Кроноса, скрыв рождение сына, дала своему мужу камень, который он проглотил. Когда Зевс вырос, он, следуя предречению своего деда, бросил вызов Кроносу и сверг его, навеки заключив в Тартар, вместе с титанами, ставшими на его сторону. Сюжет Кронос (Сатурн), пожирающий своих детей приобрел большую популярность в искусстве Нового времени: тогда отличительной характеристикой архаического бога виделась его неумолимость и жестокость. Эта же черта доминирует и в другом, связанном по смыслу сюжете - Кронос (Время) обрезает крылья Амуру, что прочитывается и в интерпретации Антониса ван Дейка. На этой картине Кронос изображен устрашающим старцем, обрезающим крылья Амуру, сыну богини Любви Афродиты, что воспринималось как аллегория неумолимого времени, уничтожающего любовь. Коса, включенная в композицию, в западноевропейском контексте отсылает к образу смерти, «мрачного жнеца», и может быть истолкована как эволюция серпа, традиционного атрибута Кроноса, говорящего о связи этого древнего божества с природой и аграрным циклом.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Ужин в Эммаусе, ок. 1628
Голландский мастер XVII века, Рембрандт был одним из величайших художников своей эпохи. Обладая уникальным талантом, в своих работах он исследовал характеры отдельных людей и судьбу всего человечества, опираясь на знакомые и окружавшие его в повседневной жизни образы и сюжеты. Так, он часто изображал свою семью и близких - жену Саскию, Хендрикье Стоффельс, ставшую его музой и возлюбленной после смерти жены, своего сына Тита и себя. В коллекции Жакмар-Андре находятся три картины Рембрандта: Ужин в Эммаусе, Женский портрет (1632) и Портрет доктора Арнольда Толинкса (1656).
Каждая из этих работ иллюстрирует разные этапы в творчестве Рембрандта: ранние годы в Лейдене, быстрый успех первых лет в Амстердаме и, наконец, художественную зрелость. В этой картине Рембрандт использует технику кьяроскуро в сочетании с караваджистским приемом: устанавливает источник света позади фигуры Христа и таким образом создает контражурное освещение, в результате чего вся сцена преображается, и в этой темной комнате, на фоне стены, от которой с такой силой отражается свет, появляется почти нематериальный силуэт сына Божьего. Благодаря этому таинственному сиянию раскрывается божественная природа Христа, сверхъестественное становится видимым и возникает мощный драматический эффект. На протяжении своей долгой творческой жизни Рембрандт не раз обращался к этому сюжету. Однако ни в одной другой версии не был достигнут подобный уровень совершенства и драматизма, когда тайна и чудо были явлены зрителю с такой простотой.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779)
Натюрморт с атрибутами искусств, 1731
В искусстве XVIII века натюрморт и изображения сцен повседневной жизни в сравнении с исторической или религиозной живописью считались более низкими жанрами. Однако именно в них Шардену удалось добиться признания и прославится. Две работы, хранящиеся в Музее Жакмар-Андре, оказались в числе первых приобретений Эдуара Андре и происходили из собрания Лорана Лаперлье (1805-1878), в XIX веке сумевшего сформировать самую большую частную коллекцию работ Шардена. В свое время эти полотна были заказаны французским дипломатом, военным и кавалером ордена Святого Духа графом Конрадом Александр де Ротенбургом (1683/1684-1735) для его парижской библиотеки и предназначались для размещения высоко под потолком, поэтому пропорции предметов на картинах слегка искажены, чтобы создавать нужный оптический эффект при взгляде снизу. Изображенные здесь атрибуты символизируют разные виды искусства: мраморный бюст и рельеф - скульптура, палитра и кисти - живопись, а свернутые рулоны бумаги, вероятно, отсылают к архитектуре.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779)
Натюрморт с атрибутами наук, 1731
Картина является парной к Натюрморту с атрибутами искусств. В этой строго уравновешенной, сдержанной и благородной по колориту композиции науки символически представлены глобусом, телескопом, микроскопом, географическими картами и несколькими книгами. Кроме того, художник решил дополнить этот ряд другими предметами - среди них выделяются курильница для благовоний, изящная ваза с восточным орнаментом и роскошный ковер (возможно, один из двух «турецких ковров», фигурировавших в инвентарной описи 1737 года и использованных для покрытия дубовых столов в мастерской Шардена), - которые привносят атмосферу экзотики и напоминают о дальних путешествиях и исследовании мира.
Текст: Катарина Лопаткина
Интересное по теме: