Томас Гейнсборо, Портрет мистера Эндрюса с женой, ок. 1750
Томас Гейнсборо родился в 1727 г. в городе Садбери (графство Саффолк). Его отец был богатым торговцем тканями. Устойчивое материальное положение семьи позволило Гейнсборо заниматься живописью, склонность к которой он проявлял уже в детстве. В тринадцать лет мальчика отправили учиться в Лондон, где он жил вплоть до 1748 г., знакомясь с современной манерой письма и наблюдая за новыми, входящими в моду тенденциями в искусстве. Молодой Гейнсборо уделял внимание главным образом пейзажу, ориентируясь на произведения голландских мастеров XVIII в. Его работы сразу же заслужили высокую оценку крупнейших английских художников того времени. Под влиянием фламандского искусства, а также изящных полотен Фрагонара и Ватто, выполненных в стиле рококо, Томас Гейнсборо постепенно отошел от жанра пейзажа и занялся портретной живописью, которая к тому же была более прибыльной, хорошо оплачивалась и обеспечивала стабильное материальное положение, и именно здесь добился максимального успеха. На первых его портретах изображены крестьяне и представители среднего класса графства Саффолк. Эти работы отличаются тонким психологизмом и демонстрируют удивительную способность художника к наблюдению.
Томас Гейнсборо, автопортрет, ок. 1758-1759
Кисть Гейнсборо движется медленно и плавно, легкими, точными мазками передавая выразительность поз и жестов, указывающих на социальное положение и образ жизни человека. С особенной тщательностью и неповторимой виртуозностью Гейнсборо выписывает детали одежды и покрой костюма, мастерски воспроизводя текстуру тканей, бережно акцентируя мягкие складки и невидимое скольжение света по гладкой поверхности льна и шелка, из которых сшиты платья англичанок.
Постепенно цветовая гамма картин Гейнсборо становится все светлее и прозрачнее, оттенки приобретают нежность, изысканность, воздушность - это касается как причесок и фрагментов костюма, так и пейзажей, помещенных в качестве фона на задний план и по-прежнему обладающих для Гейнсборо непреодолимой притягательностью. С течением времени его творческая манера претерпевает изменения: от гибкого, элегантного, точно струящегося стиля Фрагонара и Буше художник переходит к изображению утонченной и простой, словно дыхание самой жизни, красоты, и его эстетика тяготеет к идеалу неуловимого и таинственного очарования, который Джошуа Рейнолдс назвал «творческой фантазией» за отсутствие натурализма, вытесненного поэтичностью.
Томас Гейнсборо, Портрет дамы в голубом, 1777-1779
В 1758 г. Гейнсборо переезжает в Бат, славящийся своими целебными термальными источниками, в надежде найти богатых и влиятельных заказчиков. Здесь он создает несколько парадных портретов для аристократов и состоятельных буржуа.
Популярность Гейнсборо быстро росла, он сблизился с высшими кругами лондонского общества и с 1774 г. прочно обосновался в столице, выставляя картины в залах Королевской академии. В 1784 г. из-за разногласий с руководством Академии он был вынужден забрать оттуда все свои работы. С этого момента и до своей смерти в 1788 г. Гейнсборо устраивал только частные выставки в Шомберг-Хаус - особняке в квартале Пэлл-Мэлл, где он тогда жил.
ПОРТРЕТ ДОЧЕРЕЙ ТОМАСА ГЕЙНСБОРО
Томас Гейнсборо, Портрет дочерей художника, ок. 1756
Эта картина, написанная около 1756 г., по праву считается одной из лучших работ Томаса Гейнсборо: художнику удалось необыкновенно тонко и проникновенно передать на полотне живую детскую непосредственность. Мэри, которой исполнилось восемь лет, держит за руку свою четырехлетнюю сестру Маргарет: девочки бегут за бабочкой. Все внимание художника сосредоточено на лицах детей, чьи взгляды обращены в сторону пестрой бабочки. Даже на камерном портрете, изображающем обыденную бытовую сценку, Гейнсборо остается верен своей манере письма и с присущей ему технической виртуозностью воспроизводит порывистое движение Маргарет, которая нетерпеливо устремилась вслед за бабочкой, с помощью колышущихся складок светлого передника, развевающегося от быстрого бега. Природа на заднем плане несет важную композиционную нагрузку и является настоящим действующим лицом картины: пейзаж наполнен поэзией, мощью, драматизмом и, без сомнения, предвосхищает романтическое искусство. Цветы и растения в левой части холста написаны легкими, словно поспешными и небрежными, мазками кисти, что рождает ощущение прохлады и душистой свежести, которыми веет из лесной рощи.
Большая история искусства издательства СЛОВО/SLOVO
Узнать больше об особенностях творчества признанных мастеров от древности до ХХ века поможет
Большая история искусства в 16 томах. Это редкая возможность единовременно собрать всю необходимую информацию для изучения истории искусств самых разных эпох и стран.
Библиотека позволит всем желающим сориентироваться в удивительном мире искусства, дать неспециалисту общее представление о предмете, не перегружая его подробностями.
Большая История Искусства в 16 томах - купить в интернет-магазине | СЛОВО/ SLOVO
Издательство СЛОВО/SLOVO представляет уникальный проект - 16 томов об истории искусства в шёлковом переплёте ручной работы, в которые вошли мировые шедевры и комментарии искусствоведов и историков.
slovobooks.ru