«Грандиозное искушение» Франса Снейдерса

Oct 08, 2024 10:35





Франс Снейдерс, Натюрморт со служанкой и мальчиком, 1640-1650 гг.

Рассказываем про творческий путь автора знаменитых натюрмортов и его картины, хранящиеся в Государственном Эрмитаже.

В собрании Государственного Эрмитажа хранятся 13 работ известного фламандца, мастера натюрмортов XVII века и одного из первых анималистов Франса Снейдерса (1579-1657), который внес в популярный жанр натюрморта яркое дыхание настоящей жизни. И прежде всего это его серия «Лавки» - невероятно красочное зрелище! В пиршественном богатстве продуктовых лавок - апофеоз фламандского любования жизнью, удивительное приобщение к природе и утонченное смакование прелести и вкусности (да, вкусности!) вещей.


«Великий современник (и зачастую сотрудник) Йорданса и Рубенса - Снейдерс <…> специализировался на животных и живностях, и это явление вполне естественно в такой среде, как Фландрия, обращавшей едва ли не главное свое внимание на удовлетворение желудка. Снейдерс и был таким гениальным метрдотелем фламандского общества, каким-то волшебником, обладавшим даром будить невоздержанные аппетиты в самых усталых и равнодушных людях. Его творчество - грандиозное искушение, направленное на дразнение обжорства. В зале Эрмитажа, в котором собраны едва ли не лучшие из картин Снейдерса, точно готовится лукулловское пиршество: груды сочного мяса лежат рядом с редкой дичью и роскошнейшими рыбами; на других картинах навалены редкие золотистые, лопающиеся от спелости фрукты, прохладные устрицы, душистые грибы и овощи. И все это выглядит прекраснее, красочнее, богаче, прельстительнее, чем в природе, все это сгруппировано и разложено человеком, который лучше других смаковал особенные прелести каждого лакомства». Александр Бенуа. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. Раздел «Фламандская школа». 1911

Начался творческий путь Снейдерса в мастерской Питера Брейгеля Младшего, чьим учеником он стал в 13 лет. К 22 годам Франса приняли в гильдию Святого Луки (объединение художников), после чего он отправился в Италию, где до 1608 года изучал творчество великих мастеров.



Антонис ван Дейк, Портрет Франса Снейдерса с женой (1-я треть XVII в.)

По возвращении в Антверпен Снейдерс стал работать - вместе с Антонисом ван Дейком, Якобом Йордансом и другими художниками - в мастерской Питера Пауля Рубенса, который сначала поручал ему писать на своих полотнах фрукты, цветы, животных. Под влиянием великого живописца Снейдерс вскоре обратился к жанру декоративно-монументального натюрморта, став в нем непревзойденным мастером. На эти работы у него появились свои заказчики, что приносило коммерческий успех.

В 1636-1639 годах Рубенс привлек Снейдерса к выполнению заказов испанского короля Филиппа IV по декорированию охотничьего павильона Торре де ла Парадо, дворца Алькасар и королевского дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, и тот написал около 60 полотен.

«Таким странным и нелепым парадоксом звучит выражение «мертвая природа» - натюрморт - в применении к картинам Снейдерса. Во всех этих нагромождениях предметов чувствуется органический процесс жизни: они не стали вещами, частью домашней обстановки, как лимоны, персики и омары на голландских завтраках. Тяжелые груды спелых золотистых плодов, лопающихся от избытка жизненных соков, огромные массы всевозможной живности, уравновешивающие друг друга лишь собственной тяжестью, создают внутренние напряжения в картине, полной какой-то скрытой динамики». Владимир Левинсон-Лессинг. Снейдерс и фламандский натюрморт. 1926

В Государственном Эрмитаже работы фламандца представлены в отдельном зале (зал Снейдерса). Жемчужины среди них - конечно же знаменитые «Лавки». Эта серия была создана художником в конце 1610-х годов по заказу знатного буржуа Жака ван Оффема для его дома в Брюсселе.



Фруктовая лавка, 1618-1621



Лавка дичи, 1618-1621



Рыбная лавка, 1620-е гг

Размещены картины именно в том порядке, в котором они находились в большой прихожей перед кабинетом хозяина дома: «Рыбная лавка», затем рядом друг с другом парные «Зеленная лавка» и «Фруктовая лавка», и - напротив первой - «Лавка дичи». С истинно барочным размахом построены полотна, на которых художник собирает, кажется, все, что дают человеку огороды и сады, леса и водоемы. Разнообразная морская живность наполняет лохани и кадки, грудами свалена на прилавке и на полу. Извиваются угри, шевелят щупальцами крабы, скользят влажные рыбьи тела, повторяя своими очертаниями изгибы морских волн. Кроме того, каждая из картин - это своеобразная аллегория времени года: «Рыбная лавка» - зима, «Зеленная лавка» - весна, «Фруктовая лавка» - лето, а сезон охоты, о которой напоминает «Лавка дичи», - осень.



Этюды головы кошки, 1609

Самая ранняя из тринадцати хранящихся в Государственном Эрмитаже картин Снейдерса - это «Этюды головы кошки», датированная 1609 годом. Вероятно, она была выполнена молодым живописцем во время посещения Италии: по утверждению знатоков, здесь изображены дикие кошки южной породы, водившиеся в развалинах римского Колизея. На вертикальном поле холста Снейдерс расположил наподобие букета четыре кошачьи головы, запечатлев четыре разных состояния животного - от покоя до открытой агрессии. Поражают острота наблюдения и точность в изображении натуры. Уже в этом живописном наброске проявился интерес фламандского мастера к звериной «психологии», тонким знатоком которой он покажет себя в анималистических произведениях зрелого периода.



Птичий концерт, 1630-1640

Блестящий образец этого - большое полотно «Птичий концерт» (1630-1640). С поразительным мастерством на нем переданы особенности строения и оперения всевозможных птиц - от павлина до удода. Сюжет, весьма популярный в искусстве XVII века, восходит к басне Эзопа. На сучке перед раскрытой нотной тетрадью сидит сова, и под ее руководством птицы оглашают воздух целым хором звуков. Смотришь на картину, и кажется, что слышишь веселый щебет, тихий посвист, переливчатые трели, резкий щелк, нежное воркование. И если добиться от таких исполнителей стройного пения нелегко, то свою задачу - задачу композиционного единства - Снейдерс решает виртуозно. Десятки птиц, больших и малых, непринужденно размещенных в пространстве, образуют на фоне светлых облаков великолепный красочный ансамбль.

Франс Снейдерс умер бездетным, завещав свое состояние сестре. Торговец из Антверпена Маттейс Муссон приобрел его обширную коллекцию произведений искусства, в которую входили работы ведущих фламандских и голландских художников XVI-XVII веков - современников, учителей и друзей мастера.

В заключение приведем еще одну цитату из работы Александра Бенуа, ведь лучше него сказать о картинах Снейдерса просто невозможно!

«Писал Снейдерс свои картины в каком-то подлинном вдохновении - подобно тому, как Тициан писал Венеру или Рембрандт библейских патриархов. Он находил такие изгибы мазка, которые вызывают определенное представление о вкусе, он знал такую густоту и плотность краски, которая напоминает об осязательной прелести разных живностей; он, наконец, и великий чародей краски, которая льется из-под его кисти неистощимым легким и сочным потоком и получает все нужные, самые звучные оттенки. И какая жизнь во всей этой «мертвой натуре»! Какое понимание существа вещей! Снейдерс не списывает рабски, следуя натуре. Поистине, он творит вдохновенно, в экстазе, с таким знанием, каких не встретишь в художниках, бравшихся за более возвышенные темы». Александр Бенуа. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. Раздел «Фламандская школа». 1911



Альбом издательства СЛОВО/SLOVO

Рассмотреть картины Снейдерса в высококачественном исполнении можно в альбоме «Эрмитаж» издательства СЛОВО/SLOVO. Автор книги - Михаил Пиотровский - директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент РАН, действительный член Российской Академии художеств, доктор исторических наук. Книга построена по хронологическому принципу, и каждому периоду истории живописи предшествует емкая, но познавательная характеристика.

эрмитаж, фламандцы, издательство слово, история, франс снейдерс, музеи, пиотровский, культура, книги по искусству, искусство, картины, живопись, книги, великие музеи мира

Previous post Next post
Up