Искусство Венеции: свет и цвет

Oct 01, 2024 09:08





Джентиле Беллини, Процессия на пьяцца Сан Марко (фрагмент), 1496

Публикуем отрывок из новой книги «Итальянское искусство. 1000 лет истории» о развитии венецианского искусства и великих мастерах прошлого.

Из всех чудес Италии Венеция в силу своих географических особенностей и уникальной истории всегда вызывала и у своих жителей, и у путешественников особенное восхищение. На протяжении веков без перерыва Лагуна была центром притяжения для художников, прелатов, послов, торговцев, интеллектуалов из других итальянских городов и с севера Европы. В качестве примера достаточно вспомнить Джентиле да Фабриано (начало XV века) или Леонардо и Дюрера (начало XVI века). Еще до них сюда приезжали живописцы с востока и из Константинополя, с севера и юга по дорогам христианской Европы или морскими путями, связывавшими Венецию с далекими экзотическими мирами, куда венецианские купцы добрались первыми в поисках новых рынков. Эти морские дороги проходили через владения вдоль побережья Далмации, через острова в Адриатическом и Средиземном морях - Родос, Кипр, Крит. Туда они привозили сырье - железо, дерево, шерсть, - а возвращались на кораблях, под завязку забитых специями и благовониями.



Все это всегда оказывало влияние на венецианское искусство. Сияние золота, запах пряностей и искрящиеся переливы заморских шелков «отражаются» в мозаиках, фресках, архитектурных формах, в которых глаз сразу же узнает влияние Византии, востока и исламского мира. Вспомним мозаики, которыми в течение нескольких веков украшали собор Святого Марка мастера самого разного происхождения, и пять его куполов, которые нельзя спутать ни с какими другими. Они доминируют над зданием и, несмотря на свой экзотический вид, сочетаются с отделкой фасада, бóльшая часть которого относится к XV веку. Все элементы смотрятся гармонично даже с «новыми» постройками эпохи Возрождения, возведенными во второй половине XV века опять-таки не местными архитекторами: уроженцем Бергамо Мауро Кодусси, который ввел новый стиль, вдохновленный идеями Леона Баттисты Альберти (что также заметно в архитектуре церкви Сан Микеле ин Изола, завершенной после 1468 года), и Пьетро Ломбардо, который был еще и скульптором и создал торжественные надгробные памятники для могил дожей.



Тициан, Вознесение Девы Марии («Ассунта»), 1516-1518

В XV веке изобразительное искусство и архитектура Венеции и внутренних областей Венето начинают приобретать специфические черты, которые к концу следующего столетия, с Ренессансом и маньеризмом, достигают полного расцвета. После византийских и восточных влияний, определявших искусство Венеции в Средние века, живопись, скульптура, архитектура начинают активно интересоваться западной, итальянской культурой, центром которой была Флоренция и откуда она распространялась по всему полуострову, впоследствии выйдя за его пределы. В основе этих явлений глубокие экономические, общественные и политические изменения. Италия, разделенная на множество мелких государств, находилась в состоянии хрупкого равновесия, а положение Венеции было, пожалуй, еще более нестабильным, чем у остальных крупных городов. Константинополю, с которым у Лагуны были налажены прочные торговые связи, грозили турки. Этот дамоклов меч висел и над Венецией - городом, богатым, но уязвимым. Однако, как нам уже давно рассказали историки, олигархическое правительство дожей сыграло на опережение. Они поняли, что необходимо было расширяться вглубь, и решили отвернуться от моря и дальних стран хотя бы на время, пока опасность не минует. Дожи начали расширять свои владения на суше. Уже около 1339 года они захватили Тревизо, в 1404-1406 годах покорили Виченцу, Ровиго, Верону и главным образом Падую, имевшую стратегическое значение для контроля над рекой Брента. Наконец, около 1420 года к Венеции отошли территории Беллуно и Фриули. К середине XV века Венеция (к великому огорчению миланцев) окончательно подчинила себе Бергамо и Брешию, а в 1484 году - регион Полезине, за который вела давнюю борьбу с герцогами Феррары. Таким образом, к концу XV века Венеция владела всей северо-восточной частью Апениннского полуострова, а полвека спустя ее население, включая население завоеванных территорий, составляло полтора миллиона человек.

Остальные итальянские державы, и прежде всего Милан, с подозрением наблюдали за экспансионистской политикой дожей, но после завоевания Константинополя турками в 1453 году все взгляды со страхом обратились в сторону востока. И Венеция расцвела. Благодаря мудрой политике своих правителей и активной торговле, которые привели к достаточной экономической стабильности, процветало и искусство.

Венецианские мастера всегда чутко воспринимали внешние влияния, и в XV веке им выпала возможность воспринять самые свежие веяния благодаря художникам, прибывавшим и в саму Венецию, и в ее внутренние владения. После судьбоносного визита Джотто в Падую в начале XIV века (там он расписал фресками капеллу Скровеньи. Примеч. перев.) спустя 100 лет продолжателями этой традиции стали уроженец Марке Джентиле да Фабриано и флорентиец Донателло. Это можно считать первыми свидетельствами вкуса и художественного чутья венецианских заказчиков. Все более благоприятные обстоятельства способствовали расцвету реалистичного искусства местных художников. Около 1425 года был заключен антимиланский союз между Венецией и Флоренцией. Неудивительно, что в 1434 году изгнанный из Флоренции Козимо Медичи укрылся именно в Венеции, где его радушно встретил дож Франческо Фоскари. Пребывание в городе столь выдающегося гостя оказало влияние и на искусство. Достаточно сказать, что Козимо привез с собой верного семейного архитектора Микелоццо ди Бартоломео, который позднее спроектировал дворец Медичи-Риккарди и библиотеку монастыря Сан Марко во Флоренции. Спустя столетие Джорджо Вазари писал, что в Венеции Микелоццо создал несколько проектов частных домов и государственных сооружений, а Микеланджело вспоминал, что любимый архитектор Медичи, пользовавшийся также большим уважением дожей, за одну ночь сумел восстановить палаццо одного венецианского аристократа, находившееся в аварийном состоянии. Также по следам Медичи в Лагуну прибыл Верроккьо: в 1480 году Венецианская республика заказала ему конную статую Бартоломео Коллеони. Скульптор подготовил форму для отливки, а отлил ее уже позднее Алессандро Леопарди.



Джованни Беллини, Священная аллегория, ок. 1490-1504

Тем временем под воздействием опыта великих мастеров живопись переживала период обновления. Необыкновенный Джованни Беллини, проживший долгую творческую жизнь и изначально испытывавший влияние Мантеньи, достиг настоящего величия благодаря знакомству с работами Пьеро делла Франческа и приезду в Лагуну Антонелло да Мессина. Эти взаимные пересечения лежат в основе венецианской школы XV века. Под сенью собора Святого Марка и в отдаленных провинциях республики появлялись великолепные художники, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа. Вспомним проникновенного Чиму да Конельяно, автора торжественных и деликатных картин, напоминающих о «Виргилии, о его „Георгиках“» (Роберто Лонги, «Пять веков венецианской живописи», 1946), Бартоломео Монтанья из Виченцы с более грубой композицией и явным призванием монументалиста, Витторе Карпаччо, первого поэтичного портретиста Венеции XV века, Карло Кривелли, позднее перевезшего в Марке свой необычный стиль, в котором чувствовалась тоска по готике.

Наконец, вспомним о Джорджоне, уроженце Кастельфранко, за свою короткую жизнь успевшем заложить основы венецианской живописи XV века. Это прежде всего хроматический натурализм, или «тональный колорит», то есть цвет, растворяющийся в свете и совпадающий с тоном общей атмосферы, которую он изображает. В его самой знаменитой картине под названием «Гроза» погодное явление впервые становится предметом внимания живописца. Точнее, впервые поэтическое изображение погодного явления было признано достаточным и достойным сюжетом для картины (у нее есть и глубокое символическое значение, но в данном случае знать его необязательно). Живопись Джорджоне подготовила почву для расцвета великого искусства его ученика Тициана Вечеллио.



Тициан, Любовь небесная и Любовь земная, ок. 1514-1515

Тициан прожил почти целое столетие. Даты его жизни почти совпадают с датами жизни Микеланджело, и почти столь же важное влияние он оказал на развитие мирового искусства. Как и Микеланджело, им восхищались и оспаривали его друг у друга великие правители того времени (папа Павел III, император Карл V, венецианские дожи), и почти в той же мере он стал законодателем вкусов, определив стиль нескольких поколений художников. Как и Микеланджело, на протяжении всего XVI века Тициан оставался одним из главных героев живописной сцены. В юности и ранней зрелости его кисть могла быть классической и чувственной в аллегорических и мифологических сюжетах («Любовь небесная и Любовь земная», «Вакханалия», написанная для герцога Феррары, «Венера Урбинская»), позднее поднявшись до грандиозного полифонизма в «Вознесении Девы Марии» («Ассунта»), созданной для церкви Санта Мария Глорьоза дей Фрари.

В поздний период творчества Тициан перешел к маньеризму и «разрушил абстрактное понятие формы в поисках колорита, растворенного в свете» (Родольфо Палуккини, «Тициан», 1969). Три столетия спустя Эжен Делакруа скажет: «Все мы плоть и кровь Тициана». Он был прав. Ни один другой художник эпохи Возрождения не имел такого значения для истории живописи. Однако на небосклоне венецианского Чинквеченто сияет не только звезда Тициана. Это и коренной венецианец Якопо Тинторетто, который уже в 1539 году отошел от стиля своего учителя Тициана, стал подписываться «mistro Giacomo depentor» («маэстро Джакомо нарисовал». Примеч. перев.) и владел процветающей мастерской. В Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-1587) Тинторетто создал настоящие «кинематографические спецэффекты» с экспрессивными, динамичными композициями, построенными по косой, многофигурными сюжетами и несколькими, словно перебивающими друг друга источниками света. Из владений на континенте (Терраферма) в Венецию стекались самые яркие таланты.

Уроженцем Вероны был Паоло Кальяри по прозвищу Веронезе, создавший свою оригинальную интерпретацию тосканского и римского Ренессанса, которая в XVIII веке так очарует Тьеполо. Из Бассано происходил Якопо да Понте, прославившийся главным образом своей жанровой живописью (он писал скотные дворы, пасторали, кухни со сверкающей медной утварью и прочим скарбом) и имевший необыкновенный успех у коллекционеров и в целом на рынке искусства.

Скульптор и архитектор Якопо Сансовино обустроил самую знаменитую венецианскую площадь, воздвигнув на ней Библиотеку Святого Марка, Монетный двор и Лоджетту у подножия колокольни Святого Марка. Сансовино был родом из Флоренции, но в 1529 году получил звание «proto», то есть главного архитектора Венецианской республики, и проработал здесь до самой смерти в 1570 году. Он сыграл важнейшую роль в фундаментальном обновлении венецианской архитектуры, придав ей большую монументальность и уменьшив ее декоративность, присущую местной традиции, а также способствовал проникновению в Лагуну тосканского влияния, пригласив сюда своих соотечественников Бартоломео Амманнати, Джорджо Вазари и Франческо Сальвиати. Его ученик, скульптор и уроженец Тренто Алессандро Витториа фактически всю жизнь проработал в Венеции. Он был автором выразительных портретных бюстов, а также изящных гипсовых украшений на палладианских виллах, располагавшихся на континентальных владениях Венеции.



Андреа Палладио, вилла Ротонда (вилла Капра)

В архитектуре той эпохи громко звучат имена Винченцо Скамоцци из Виченцы, которому мы обязаны проектом здания Новых прокураций, и прежде всего Андреа Палладио, который также был автором знаменитого трактата («Четыре книги об архитектуре». Примеч. перев.) и теоретиком архитектурных ордеров. Чтобы понять значение художественной культуры Венеции и ее роль в истории нашей цивилизации, достаточно привести всего одно соображение. Модели дворцов, вилл, религиозных зданий, построенных Скамоцци, и в особенности Палладио, стали образцами для всего мира от России до Америки. Именно палладианской, а значит, венецианской школой вдохновлены Белый дом в Вашингтоне, собор Святого Павла в Лондоне и неоклассические дворцы Москвы и Санкт-Петербурга.

Узнать больше об остальных вехах истории итальянского искусства можно с новой книгой Антонио Паолуччи - известного историка искусства, который учился у самого маэстро Роберто Лонги, был директором Музеев Ватикана, министром культурного наследия Италии и написал множество книг об искусстве Ренессанса. Автор рассказывает о Джотто и Микеланджело, к Леонардо и Бернини, о готике и футуризме, фресках средневековых соборов и авангарде, и завершает это короткое, но по своему охвату грандиозное путешествие по искусству, в XXI веке.


Итальянское искусство. 1000 лет истории - купить книгу в интернет-магазине с доставкой | Искусство | СЛОВО/ SLOVO

Купить книгу «Итальянское искусство. 1000 лет истории» в издательстве СЛОВО/SLOVO, оплата онлайн или наличными при получении, доставка по Москве и городам России.

slovobooks.ru

веронезе, возрождение, архитектура, тициан, ренессанс, чтение, бернини, джотто, книги об искусстве, города, искусство, книги, венеция, италия, европа, история искусства, страны, издательство слово, история, микеланджело, история италии, культура, путешествия, итальянское искусство

Previous post Next post
Up