Пять картин Ильи Репина из собрания Русского музея

Aug 05, 2024 08:29





В. Д. Поленов, портрет И. Е. Репина, 1879

5 августа исполняется 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина (1844-1930) - великого русского художника. Выпускник, а затем академик и профессор Императорской Академии художеств, педагог, член Товарищества передвижников, он был одной из ключевых фигур среди живописцев реалистической школы конца XIX - начала ХХ века.

Репин проделал огромный творческий путь от талантливого юного иконописца в родном городе Чугуеве до руководителя мастерской в Академии художеств. Выдающийся портретист и жанрист, он стал учителем многих известных в будущем художников.

Слава пришла к Илье Ефимовичу в 1880-е годы, когда он создавал галерею портретов своих современников. Во время работы над портретами художник, по его собственному признанию, «на короткое время влюблялся» в изображаемого персонажа: читал книги писателей, слушал музыку композиторов, наизусть декламировал стихотворения поэтов, которые становились героями его картин.

В исторической живописи, которая занимает значительное место в творчестве Репина, его привлекала возможность раскрыть эмоциональный накал изображаемых событий. Но даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он, остро чувствуя настоящее, хотел, чтобы переживания героев его произведений были близки и понятны современному зрителю.



Принципы своей работы Репин сформулировал в мемуарах «Далекое близкое», написанных им в Куоккале в 1900-е годы. В ее основе - «материя как таковая»: «Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело». Свой реализм Илья Ефимович называл «простонародным», подчеркивая, что попытки сфальшивить ему никогда не удавались. По словам его друга Корнея Чуковского, кисть художника «была правдивее его самого».

Остановимся же чуть подробнее на пяти картинах Ильи Ефимовича Репина из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге.

Бурлаки на Волге, 1870-1873



Бурлаки на Волге, 1870-1873

В 1868 году, живя в Петербурге, во время прогулки на пароходе по Неве Репин впервые увидел бурлаков и был поражен зрелищем оборванных, впряженных в лямку людей, что особенно контрастировало с гуляющей вокруг публикой. После двух поездок на Волгу, близко познакомившись с бурлаками, он обратился к созданию образа нового героя, которого еще не знала русская живопись.

На фоне широкого волжского пейзажа в жаркий летний день движется многоликая бурлацкая ватага. Но каждый из героев картины для Репина - живой человек со своей судьбой, характером, внутренним миром. Лаконично, просто и мощно решил художник тему подневольного, рабского труда, волновавшую многих людей в пореформенной России. Соединив в одной композиции десять портретов, Репин этим, однако, не ограничился. Картина «Бурлаки на Волге» шире и глубже, чем просто групповой портрет или жанровая сцена. Это еще и метафора силы и бессилия, порыва к свободе и невозможности вырваться из рабства.

Появившись в 1873 году на выставке Академии художеств, картина сразу же привлекла к себе внимание публики и критики. В том же году она была высоко оценена и на Всемирной выставке в Вене, после чего началась уже европейская известность Репина.

Садко, 1876



Садко, 1876

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на шестилетнее обучение в качестве пенсионера Академии в Италии и Франции, где и завершил художественное образование. Отправившись в вояж по Европе, он в конце 1873 года снял мастерскую на Rue Véron в Париже. Там художник и начал работу над картиной «Садко», за которую, по возвращении в Россию, получил звание академика.

На этом холсте, написанном на сюжет новгородской былины, изображен купец Садко в подводном царстве. Перед ним проходят заморские красавицы, олицетворяющие, по мысли Репина, различные страны и народы. Но, восхищенный ими, Садко выбирает в жены все-таки видимую в глубине русскую девушку Чернаву. «Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства», - писал в то время художник.

Однако в процессе работы над «Садко» Репин постепенно терял интерес к фантастическому сюжету, вызванный увиденными им произведениями французских художников. Новый импульс работе придал официальный заказ на эту картину от наследника российского престола, будущего императора Александра III.

Стремясь к предельной достоверности изображаемого морского царства, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских гостиных.

Выставленная в 1876 году на Салоне в Париже, картина не пользовалась успехом у заграничных критиков, зато стала известной в России.

Л. Н. Толстой босой, 1901



Л. Н. Толстой босой, 1901

Дружба с писателями, композиторами, общественными деятелями позволила Репину в разные годы писать их портреты. В частности, художник не раз гостил в Ясной Поляне у Льва Толстого и оставил целую галерею его портретов.

В 1891 году Репин исполнил этюд, где Толстой стоит на молитве, по обыкновению, в своем любимом кленовом лесу, а потом решил создать на этот же сюжет большое полотно. Портрет в определенной манере отражает духовные искания писателя: в то время он стремился к «опрощению», занимался крестьянским трудом. Лишь по прошествии десяти лет художник закончил работу над этим портретом, в котором передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя.

Портрет необычен форматом (207×73), цветом, композицией. Зеленовато-коричневая, несколько мрачноватая гамма, в полный рост стоящая фигура с лицом, обращенным в сторону от зрителя, придают образу тональность одиночества. Отрешенность, вполне соответствовавшая тогдашнему состоянию души Толстого, запечатлена в его облике.

Правда, ведя аскетический образ жизни, Толстой позволял себе ходить босиком только по своему имению. Когда он выходил за пределы Ясной Поляны, то всегда надевал сапоги, чтобы выглядеть прилично. Именно поэтому его реакция на картину «Л. Н. Толстой босой» была неоднозначной и даже ироничной. Он написал Репину: «Благодарю Вас, Илья Ефимович, что, разув меня, Вы оставили на мне хотя бы панталоны».

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1903



Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1903

Эта работа - правительственный заказ, над которым Репин работал в течение двух с половиной лет с помощью своих учеников Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Первый писал левую часть картины, второй - правую. Репин же взял на себя центр. Это самая большая по размеру картина мастера - 400 х 877 см.

Все члены тогдашнего Государственного совета, который был учрежден еще Александром I, присутствуют в Круглом зале Мариинского дворца. На центральном месте - Николай II, справа от царя - его младший брат, в то время наследник престола цесаревич Михаил Александрович, слева - великий князь Михаил Николаевич (старший из царского рода, брат Александра II). Поблизости от царской семьи - председатель Комитета министров И. Н. Дурново, министр иностранных дел В. Н. Ламздорф, обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев и другие.

Групповой портрет из более чем 80 персонажей потребовал от Репина огромной подготовительной работы. Им были сделаны этюды с большинства членов Государственного совета, также входящие в коллекцию Русского музея. Талантливый психолог, Репин не просто зафиксировал внешний облик тогдашней государственной элиты, но и оставил целый ряд интереснейших портретных характеристик людей, призванных решать судьбу России.

«Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма. По существу это - потрясающие наброски кистью, почти мимолетные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений», - делился своими впечатлениями от полотна Игорь Грабарь.

После завершения работы над картиной Илья Ефимович, ссылаясь на болезнь, переехал из столицы в Куоккалу, в свою усадьбу «Пенаты», где прожил до конца жизни.

«Какой простор!», 1903



«Какой простор!», 1903

На этой картине изображена молодая пара, которую стихия застала на берегу моря. Но юноша и девушка весело смеются - их не испугала волна, которая вдруг набежала и чуть не сбила их с ног. Молодой человек всем своим видом показывает, что бояться нечего, но в то же время бушующие мутно-зеленые воды создают тревожную атмосферу вокруг беззаботно улыбающейся пары. Картина дышит динамикой и свободой. Техника написания отчасти напоминает работы импрессионистов, но у Репина такие неровные резкие мазки только способствовали реалистичности воплощения замысла.

Илья Ефимович говорил, что поводом для этого произведения послужило всего лишь непосредственное жизненное наблюдение в Куоккале, на берегу Финского залива. Однако эта необычная работа прославленного художника-реалиста, написанная в стиле романтического оптимизма, породила множество разнообразных толков. Современники усматривали в образах юноши и девушки, упоенных бушующей стихией, своего рода аллегорию. Итог разноречивым мнениям подвел художественный критик Владимир Стасов, которому виделась в произведении «русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших ее бед».

Познакомиться с другими знаковыми работами Ильи Ефимовича Репина вам позволят книги из серии «Великие музеи мира», отличающиеся высоким качеством полиграфического исполнения. Это альбомы «Русский музей» и «Третьяковская галерея» - в собраниях именно этих музеев хранятся великие шедевры художника.



Альбомы серии "Великие музеи мира"

репин, история искусств, музеи, третьяковка, художники, русский музей, искусство, топ, книги, альбомы по искусству, издательство слово, история, пенаты, толстой, портрет, ясная поляна, культура, живопись, картины, писатели, великие музеи мира

Previous post Next post
Up