225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

Jun 06, 2024 09:03


Ежегодно 6 июня в России отмечаются Пушкинский день и День русского языка, приуроченные к дню рождения поэта.

Творчество Александра Сергеевича востребовано и актуально до сих пор, и смеем надеяться, что эта популярность никогда не ослабеет. Каждый год в репертуарах театров по всей стране появляются всё новые спектакли по произведениям поэта. Нетленная пушкинская классика не перестает вдохновлять и кинорежиссеров. Тысячи книг с иллюстрациями современных художников открывают всё новые смыслы в знакомых строках Пушкина. Дети знакомятся с его сказками, еще не научившись читать, а фразы из стихотворений запоминаются со школьной скамьи на всю жизнь.

Каждый художник, обращаясь к сказкам Пушкина, интерпретирует их по-своему. В день рождения поэта предлагаем вам подборку наиболее известных и знаковых иллюстраций к его произведениям.



И. Я. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) - признанный мастер книжной и театральной графики. Благодаря билибинскому стилю, где орнаментально-декоративный фольклорный мир переплетается с реалиями прошлого, сформировалось большинство наших визуальных представлений о Древней Руси.



Оформленные художником в начале ХХ века «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке» сложились в своеобразный ансамбль. Кроме страничных и разворотных иллюстраций, он создал для внешнего оформления монохромные фронтисписы, которые перекликаются с полноцветными рисунками внутри книги.  Эти работы Билибина были столь высоко оценены публикой и критиками, что Музей Александра III выкупил все иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а цикл «Сказка о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.



Т. А. Маврина. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина

Татьяна Алексеевна Маврина (1902-1996) иллюстрировала произведения Пушкина с конца 1940-х годов.

«Сначала был Пушкин, потом уже сказки, - писала она. - Задумала я делать сказки еще во время войны, пленившись загорскими розовыми башнями, мысленно рисуя на обломанных тогда шпилях, вместо простых флюгеров - пушкинского “золотого петушка”. Но пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки».

Будучи ученицей Роберта Фалька, одного из самых знаменитых авангардистов, Маврина привнесла в иллюстрации красочность и экспрессию этого художественного направления. Первой была «Сказка о мертвой царевне», опубликованная в 1949 году, затем мультфильм Михаила Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке», к которому художница выполнила заставку «Лукоморье» и эскизы декораций. В 1951 году он получил премию «За лучший мультфильм» на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. Ее иллюстрации и к другим сказкам Пушкина, к его поэме «Руслан и Людмила» получали медали ВДНХ и Международной книжной ярмарки в Лейпциге. Вне всяких сомнений, работы Мавриной выделяются среди множества иллюстраций к творениям Пушкина.



Б. А. Дехтерёв. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993) более 30 лет (с 1945 года) был главным художником издательства «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки многим поколениям маленьких читателей.

Собственные работы Дехтерёва к сказкам Пушкина во многом близки к билибинскому стилю: в них та же точная реалистическая передача образов с многочисленными подробностями, тонкие цветовые сочетания. Отличают же иллюстрации Дехтерёва акварельная мягкость передачи объема при помощи света и тени, многоплановость пространства, изящество, сдержанность цветовой гаммы, особая «дехтерёвская» образность.

Первые рисунки были сделаны художником в 1946 году - к готовящемуся юбилейному трехтомнику произведений поэта. В него вошли по три его рисунка к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о мертвой царевне» и «Сказке о рыбаке и рыбке». Чуть позже, в сборнике сказок для детей, Дехтерёв проиллюстрировал пером «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о попе и работнике его Балде". А в 1951 году им была подготовлена большая серия карандашных рисунков ко всем пяти сказкам Пушкина.



Б. В. Зворыкин. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

Первым удачным опытом в иллюстрировании детской книги для Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1942) стала «Сказка о золотом петушке». Издана она была в 1903 году Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона - одной из лучших типографий того времени. Его стиль схож с работами Ивана Билибина и Виктора Васнецова, что вряд ли можно считать подражанием - скорее особенностью русского декоративного стиля рубежа XIX-XX веков.

Сказки Пушкина в иллюстрациях Зворыкина - это изысканный многоцветный орнамент, отчасти напоминающий древнерусские миниатюры.



А. М. Куркин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина

Александр Михайлович Куркин (1916-2003) работал в технике лаковой миниатюры, служа в Товариществе художников Палеха. Все особенности этой техники художник уникально использовал при иллюстрировании произведений Пушкина. Можно сказать, что и сама она будто бы пришла из русской народной сказки. На благородном темном фоне яркие и красочные сюжеты предстают в волшебной ипостаси, а герои будто оживают во всем своем великолепии. Особенно запоминаются работы, созданные Куркиным к «Сказке о царе Салтане».



В. М. Конашевич. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Несомненно, знаковыми иллюстрациями к сказкам Пушкина являются и работы Владимира Михайловича Конашевича (1888-1963) - признанного мастера книжной графики.

«Сказка о рыбаке и рыбке» была первой, которую начал иллюстрировать художник по просьбе Самуила Алянского - в 1929-1932 годах руководителя Издательства писателей в Ленинграде, а затем редактора «Детской литературы» в Москве. Подлинными творческими удачами их совместного труда были иллюстрации к английским и французским песенкам, к произведениям Корнея Чуковского. Обратившись к сказкам великого поэта, Конашевич стремился передать русский дух пушкинских строк. Все здесь, по мысли художника, должно было говорить о Древней Руси: и костюмы, и типажи, и архитектура. Рисунки Конашевича - пестрые, немного театральные, легко воспринимаемые детьми.

«Ваше чудотворное искусство, - писал художнику Корней Чуковский, - воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись - добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты - огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям».

Погрузиться в волшебный мир пушкинских сказок вы можете вместе с «Библиотекой детской классики» в 50 томах. В ней собраны лучшие произведения отечественной и зарубежной литературы, которые будут интересны школьникам, а многие из них родители могут читать и дошкольникам или с удовольствием перечитывать сами. Все они украшены цветными иллюстрациями и черно-белыми гравюрами признанных мастеров живописи.

Каждый том «Библиотеки детской классики» содержит краткую биографическую справку о жизни и творчестве писателя, а постраничные примечания объясняют детям устаревшие или непонятные слова.


Каталог товаров

Каталог книг издательства СЛОВО/SLOVO - уникальные и коллекционные издания, редкие книги и подарочные издания. Заказывайте в нашем магазине, доставка по всей России.

slovobooks.ru

отечественная классика, билибин, творчество, детские книги, чтение на лето, день рождения пушкина, сказки пушкина, художники, искусство, книги, многотомники, иллюстрации, внеклассное чтение, библиотека, пушкин, сказки, классика, книги для детей, живопись, писатели

Previous post Next post
Up