Ежегодно 6 июня в России отмечаются Пушкинский день и День русского языка, приуроченные к дню рождения поэта.
Творчество Александра Сергеевича востребовано и актуально до сих пор, и смеем надеяться, что эта популярность никогда не ослабеет. Каждый год в репертуарах театров по всей стране появляются всё новые спектакли по произведениям поэта. Нетленная пушкинская классика не перестает вдохновлять и кинорежиссеров. Тысячи книг с иллюстрациями современных художников открывают всё новые смыслы в знакомых строках Пушкина. Дети знакомятся с его сказками, еще не научившись читать, а фразы из стихотворений запоминаются со школьной скамьи на всю жизнь.
Каждый художник, обращаясь к сказкам Пушкина, интерпретирует их по-своему. В день рождения поэта предлагаем вам подборку наиболее известных и знаковых иллюстраций к его произведениям.
И. Я. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) - признанный мастер книжной и театральной графики. Благодаря билибинскому стилю, где орнаментально-декоративный фольклорный мир переплетается с реалиями прошлого, сформировалось большинство наших визуальных представлений о Древней Руси.
Оформленные художником в начале ХХ века «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке» сложились в своеобразный ансамбль. Кроме страничных и разворотных иллюстраций, он создал для внешнего оформления монохромные фронтисписы, которые перекликаются с полноцветными рисунками внутри книги. Эти работы Билибина были столь высоко оценены публикой и критиками, что Музей Александра III выкупил все иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а цикл «Сказка о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.
Т. А. Маврина. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина
Татьяна Алексеевна Маврина (1902-1996) иллюстрировала произведения Пушкина с конца 1940-х годов.
«Сначала был Пушкин, потом уже сказки, - писала она. - Задумала я делать сказки еще во время войны, пленившись загорскими розовыми башнями, мысленно рисуя на обломанных тогда шпилях, вместо простых флюгеров - пушкинского “золотого петушка”. Но пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки».
Будучи ученицей Роберта Фалька, одного из самых знаменитых авангардистов, Маврина привнесла в иллюстрации красочность и экспрессию этого художественного направления. Первой была «Сказка о мертвой царевне», опубликованная в 1949 году, затем мультфильм Михаила Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке», к которому художница выполнила заставку «Лукоморье» и эскизы декораций. В 1951 году он получил премию «За лучший мультфильм» на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. Ее иллюстрации и к другим сказкам Пушкина, к его поэме «Руслан и Людмила» получали медали ВДНХ и Международной книжной ярмарки в Лейпциге. Вне всяких сомнений, работы Мавриной выделяются среди множества иллюстраций к творениям Пушкина.
Б. А. Дехтерёв. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993) более 30 лет (с 1945 года) был главным художником издательства «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки многим поколениям маленьких читателей.
Собственные работы Дехтерёва к сказкам Пушкина во многом близки к билибинскому стилю: в них та же точная реалистическая передача образов с многочисленными подробностями, тонкие цветовые сочетания. Отличают же иллюстрации Дехтерёва акварельная мягкость передачи объема при помощи света и тени, многоплановость пространства, изящество, сдержанность цветовой гаммы, особая «дехтерёвская» образность.
Первые рисунки были сделаны художником в 1946 году - к готовящемуся юбилейному трехтомнику произведений поэта. В него вошли по три его рисунка к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о мертвой царевне» и «Сказке о рыбаке и рыбке». Чуть позже, в сборнике сказок для детей, Дехтерёв проиллюстрировал пером «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о попе и работнике его Балде". А в 1951 году им была подготовлена большая серия карандашных рисунков ко всем пяти сказкам Пушкина.
Б. В. Зворыкин. Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина
Первым удачным опытом в иллюстрировании детской книги для Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1942) стала «Сказка о золотом петушке». Издана она была в 1903 году Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона - одной из лучших типографий того времени. Его стиль схож с работами Ивана Билибина и Виктора Васнецова, что вряд ли можно считать подражанием - скорее особенностью русского декоративного стиля рубежа XIX-XX веков.
Сказки Пушкина в иллюстрациях Зворыкина - это изысканный многоцветный орнамент, отчасти напоминающий древнерусские миниатюры.
А. М. Куркин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина
Александр Михайлович Куркин (1916-2003) работал в технике лаковой миниатюры, служа в Товариществе художников Палеха. Все особенности этой техники художник уникально использовал при иллюстрировании произведений Пушкина. Можно сказать, что и сама она будто бы пришла из русской народной сказки. На благородном темном фоне яркие и красочные сюжеты предстают в волшебной ипостаси, а герои будто оживают во всем своем великолепии. Особенно запоминаются работы, созданные Куркиным к «Сказке о царе Салтане».
В. М. Конашевич. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Несомненно, знаковыми иллюстрациями к сказкам Пушкина являются и работы Владимира Михайловича Конашевича (1888-1963) - признанного мастера книжной графики.
«Сказка о рыбаке и рыбке» была первой, которую начал иллюстрировать художник по просьбе Самуила Алянского - в 1929-1932 годах руководителя Издательства писателей в Ленинграде, а затем редактора «Детской литературы» в Москве. Подлинными творческими удачами их совместного труда были иллюстрации к английским и французским песенкам, к произведениям Корнея Чуковского. Обратившись к сказкам великого поэта, Конашевич стремился передать русский дух пушкинских строк. Все здесь, по мысли художника, должно было говорить о Древней Руси: и костюмы, и типажи, и архитектура. Рисунки Конашевича - пестрые, немного театральные, легко воспринимаемые детьми.
«Ваше чудотворное искусство, - писал художнику Корней Чуковский, - воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись - добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты - огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям».
Погрузиться в волшебный мир пушкинских сказок вы можете вместе с
«Библиотекой детской классики» в 50 томах. В ней собраны лучшие произведения отечественной и зарубежной литературы, которые будут интересны школьникам, а многие из них родители могут читать и дошкольникам или с удовольствием перечитывать сами. Все они украшены цветными иллюстрациями и черно-белыми гравюрами признанных мастеров живописи.
Каждый том
«Библиотеки детской классики» содержит краткую биографическую справку о жизни и творчестве писателя, а постраничные примечания объясняют детям устаревшие или непонятные слова.
Каталог товаров
Каталог книг издательства СЛОВО/SLOVO - уникальные и коллекционные издания, редкие книги и подарочные издания. Заказывайте в нашем магазине, доставка по всей России.
slovobooks.ru