Подлинный нравственный багаж революции

Mar 23, 2017 09:06

Снова начинаются разговоры о том, как оценить проходящую революцию! И снова всплывают те же положения: большевицкая революция совершилась потому, что не могла не совершиться, она есть вполне закономерное явление, и сколько бы жертв она ни унесла, какое бы ужасное разрушение ни причинила, она всетаки послужит фундаментом лучшаго будущаго. С этих двух точек зрения революцию оправдывают.
Еще Кузьма Прутков рекомендовал смотреть в корень! А тут вся беда именно в том, что огромное большинство людей и не умеют смотреть в корень.
Странная, между прочим, вещь человеческая логика. С ея помощью можно перевернуть мозги так, что они, как будто разсуждая совершенно правильно, потеряют всякий смысл...
Да, революция явление закономерное. Но, ведь, и чума явление закономерное в высшей степени. Эпидемия чумы вспыхивает не по капризу собственному, не по воле какого либо лица. Чума приходит потому, что она в данных условиях и не может не придти. Но разве на этом основании можно "оправдать" чуму? "Хвала тебе чума!" может возопить только человек, окончательно обалдевший и запутавшийся.
Еще более правильно, что революция послужит фундаментом будущаго. Лучшаго или худшаго это еще, конечно, вопрос. Но если можно допустить, что именно лучшаго, то не надо забывать, что понятие о фундаменте вещь растяжимая. Фундаментом может послужить и куча обломков, и настоящий фундамент, заложенный строителем совершенно обдуманно, в строгом соответствии со всем планом и стилем будущаго здания.
Весь ход октябрьской революции, начавшийся с крутого и прямого поворота к коммунизму и заканчивающийся политикой уступок и приспособлений, указывает на то, что о настоящем, обдуманном, строительном фундаменте не может быть и речи.
Здесь, именно, мы имеем дело с диким разрушением и кучей обломков, которую стараются приспособить под постройку, в качестве фундамента.
О, конечно, жизнь такая штука, что в конце концов она все переварит. В общем историческом процессе и нашествие варваров является толчком к новому подъему культуры. Но сказать, что именно нашествие варваров есть шаг вперед к культуре, что именно варвары - носители культуры, очевидная нелепость.
Да, из большевицкой революции будущия поколения извлекут полезные уроки, и в этом смысле она сыграет свою роль в прогрессе человечества. Но это вовсе не значит, что именно она и является носительницей прогресса.
Когда мы говорим, что пожар много способствовал Москве к украшению, мы, конечно, говорим логический абсурд. К украшению служит то, что непосредственно украшает. Если мы приделаем к фронтону пару колонн и колонны эти будут красиво гармонировать с фронтоном, это значит, что мы украсили фронтон. Но если мы сломаем старый, хотя бы и безобразный, фронтон, и на место его водрузим новый, прекрасный допустим, то это будет значить не то, что мы украсили фронтон, а то, что мы сломали старый и сделали новый.
Пожар не способствовал украшению Москвы, пожар просто уничтожил Москву и оставил от нея одно погорелое безобразное место. И то, что на этом месте новыя поколения построили новую, лучшую Москву, это уже совсем другое дело. Ужас московскаго пожара от этого отнюдь не уменьшается. Большевицкая революция сожгла Россию, уничтожила миллионы людей, испепелила безчисленное количество ценностей всякаго рода, отняла у человечества несколько лет жизни, во время которых оно не двигалось по пути культуры и цивилизации, а бешено топталось на одном месте, топча под ногами все, что попадалось.
И если впоследствии на месте этого пепелища, на месте этого дикаго тополома новые люди создадут новое общество, это нисколько не уменьшит непосредственнаго ужаса и фанатическаго безобразия революции.

II.

Все, что некогда возникает на месте революционнаго разрушения, будет прекрасно или безобразно само по себе и не будет иметь прямой преемственной связи с деянием революции.
Непосредственное производное от революции есть то, что происходит во время ея, что ложится печатью на людей, ныне живущих.
Это вот что: небывалое нравственное разложение миллионов людей, падение культуры до уровня 12-го столетия, голод, холод, нищета, взаимное истребление, эпидемии, деспотизм и произвол безпримерные.
Те поколения, которые воспитаются на уроках революции, я не знаю, какими будут, но я вижу, какими стали те, которых воспитала революция.
Русские люди, в возросте от 6 до 80 лет, т. е. 74 поколения нравственно изуродованы.
Быть может они оправятся, опомнятся, этого я опять таки не знаю, но пока, пока они дышут воздухом революции, ею живут и к ней приспосабливаются - они ужасны!
Во первых, все они, от 6-летняго младенца до глубокаго старца, торгаши, спекулянты и воры, ибо условия революционнаго быта таковы, что не спекулируя и не воруя жить нельзя - умрешь с голоду.
Во вторых, они невежи и неучи, ибо оторваны от общемировой культуры, ничего не знают, ничему не учатся.
В третьих, они грубые эгоисты, самаго животнаго толка, ибо нужда так обострилась, что им впору думать только о себе.
Наши женщины стали проститутками, от 14, и даже раньше, лет, ибо не торгуя и не спекулируя жить нельзя, а соблазн спекульнуть собственным телом слишком велик, а прежние стыд и страх исчезли вместе с разрушением общества и семьи.
Я уже не говорю о том, что цена жизни безмерно пала, что миллионы людей превратились в головорезов, для которых война и убийство - самое естественное, отнюдь не ужасное дело. В основе революции легло знаменитое "грабь награбленное", поэтому все благосостояние ныне живущих основано на грабеже.
Сначала мы ограбили друг друга, теперь делим награбленное, стараясь и в дележе ограбить, очевидно до конца следуя тому же лозунгу.
И это подлинный нравственный багаж революции.

М. Арцыбашев. Из политического дневника // Неугасимая лампада. Памяти Арцыбашева. Издание группы "Единение". Варшава, 1928. С. 5 - 8.

Параллели, Авторы, Архивное, Антибольшевизм, Статьи, Современность

Previous post Next post
Up