"Это же брат моего деда". Вечерняя Уфа, 2 августа 2014 г.

Apr 14, 2015 18:28

Оригинал взят у borisovdimitry в "Это же брат моего деда". Вечерняя Уфа, 2 августа 2014г.
Наконец-то я добрался до этой замечательной статьи, но она не потеряла своей актуальности и историчности. Думаю, что даже для Володи Агте эта публикация будет неожиданностью.



Дело в том, что в октябре прошлого года я с группой товарищей https://fotki.yandex.ru/next/users/borisovmitia/album/153744/view/1018032?page=0 посетил эту выставку. Такой выставке мог позавидовать любой город, я уже писал о ней http://borisovdimitry.livejournal.com/21696.html , теперь предлагаю текст и фото из упомянутой выше газеты.
«ЭТО ЖЕ БРАТ МОЕГО ДЕДА!"
На выставке «Забытая война» в Национальном музее уфимец обнаружил утраченные снимки родственника, ветерана Первой мировой.


Если задаться вопросом: какую песню можно считать негласным гимном Великой Отечественной, то ответ будет однозначен - "Священная война" ("Вставай, страна мная, вставай на смертный бой..."). В случае с Русско-японской войной 1904-1905 гг. многие наверняка сразу вспомнят бессмертного "Варяга". А что можно назвать негласным гимном Первой мировой?
Этот вопрос, в числе прочих был задан организаторам выставки «Забытая воина», открытие которой состоялось вчера в стенах Национального музея Республики Башкортостан, и фотографий и архивных документов,
артефакты вековой давности, многие из кото­рых, без всякого сомнения, можно отнести к разряду уникальных, точная копия ручного пулемета "Льюис" и многое-многое другое было представлено первым посетителям уни­кальной экспозиции. В числе приглашенных на вернисаж оказались председатель Госуда­рственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев и министр культуры РБ Амина Шафикова.
В памяти моего поколения события Пер­вой мировой войны находились, если так можно выразиться, на периферии интересов,
- сказал Константин Толкачев. - А ведь это часть нашей истории, искусственно вычеркну­тая из памяти народа. Сейчас идет активный процесс восстановления трагических событий столетней давности. И эта выставка позволя­ет устранить пробелы в познании этой стра­ницы нашей истории.
Отвечая на "песенный вопрос", спикер рес­публиканского парламента без колебания назвал знаменитый марш Василия Агапкина "Прощание славянки".
Для меня здесь ответ совершенно очеви­ден, - улыбнулся Константин Борисович.
  В роли экскурсовода выступила заведую­щая отделом истории края Национального му­зея Вера Макарова, рассказавшая о подвигах уфимцев на фронтах Первой мировсй и вкла­де жителей Уфимской губернии в обороно­способность страны. Было отмечено что уже в первые дни войны уфимцы проводили на фронт свой гарнизон функции которого с 1910 года выполнял 190-й пехотный Очаковский полк. Местная периодическая печать старалась отслеживать судьбу родных «очаковцев», публиковала судьбу раненых и погибших чинов полка - первое упоминание о потерях появилось в газете «Уфимский вестник» уже 7 сентября 1914 года.


Кроме того, тыловую Уфу, входящую в Казанский военный округ, превратили в сборный пункт для новобранцев, здесь формировались ополченческие части и запасные полки, мар­шевые роты которых направля­лись на фронт. За три года войны из Казанского военного округа была отправлена в дей­ствующую армию 7951 марше­вая рота, а с марта по октябрь 1917-го - еще 1160, что соста­вило около 300 тысяч солдат.
  Кстати, если в столичных го­родах излишне "патриотично настроенные" громили немец­кие магазины, то провинциалы ненависти к "германам” не ис­пытывали. Уфимцы с сочувст­вием относились к пленным австрийцам и не считали своих уфимских немцев ответствен­ными за развязывание войны - в городе продолжала действо­вать как лютеранская кирха, здание которой сохранилось до наших дней, так и австрий­ская община верующих.
С большой благодарностью Вера Макарова отметила нео­ценимую помощь, оказанную музею в организации выставки со стороны уфимских краеве­дов Владимира Буравцова, Владимира Агте и особенно коллекционера Игоря Данило­ва. По словам Веры Никола­евны, именно безвозмездная помощь краеведов сделала экспозицию насыщенной уни­кальными артефактами, внесла определенный "человеческий фактор" в её концепцию.
Знаток военной истории Игорь Данилов увлечен темой Первой мировой вот уже более 30 лет. В представленной им музею коллекции более 400 единиц хранения: документы вековой давности, письма, фотографии, личные вещи, предметы амуниции, награды и холодное оружие. Причем все образцы холодного оружия подлинные, не новоделы.
- Клинки в основном гер­манские и российские, - рас­сказывает Игорь Владимиро­вич. - В частности, представ­лено оружие унтер-офицеров немецкой армии, уланский палаш, сабля офицера тяже­лой полевой артиллерии, от­личающаяся от кавалерий­ской более коротким клинком. Из русских - драгунская шаш­ка, выпущенная в 1914 году, пехотный тесак, кортик морского офицера. Ору­жие подлинное, и хотя не все со­хранилось в пер­возданном виде, несет на себе ау­ру того грозного времени...


Касательно не­официального гимна Первой ми­ровой, Данилов сказал, что для него это, конечно, гимн Российской империи "Боже, царя храни", а из числа наиболее точно отражав­ших солдатское представленной им музею коллекции более 400 единиц хранения: документы вековой давности, письма, фотографии, личные вещи, предметы амуниции, награды и холодное оружие. Причем все образцы холодного оружия подлинные, не новоделы.
- Клинки в основном гер­манские и российские, - рас­сказывает Игорь Владимиро­вич. - В частности, представ­лено оружие унтер-офицеров немецкой армии, уланский палаш, сабля офицера тяже­лой полевой артиллерии, от­личающаяся от кавалерий­ской более коротким клинком. Из русских - драгунская шаш­ка, выпущенная в 1914 году, пехотный тесак, кортик морского офицера. Ору­жие подлинное, и хотя не все со­хранилось в пер­возданном виде, несет на себе ау­ру того грозного времени...
Касательно не­официального гимна Первой ми­ровой, Данилов сказал, что для него это, конечно, гимн Российской империи "Боже, царя храни", (здесь я позволю себе вставить клип Вари Стрижак "Имперский дух. Боже царя храни" Д.Б.)

image Click to view


а из числа наиболее точно отражав­ших солдатское настроение того времени песен - "Когда мы были на войне".

image Click to view


В ней точно передается на­строение людей, оказавшихся на чужбине, оторванных от родного дома и семьи, - поды­тожил Игорь Владимирович.
А вот у меня с Первой ми­ровой никакая песня не ассо­циируется, - вступил в разго­вор Владимир Агте. - Видимо не случайно на долгие годы она стала для нас действи­тельно "забытым", вытравлен­ным из народной памяти воен­ным конфликтом.
Замечу, в отличие от Игоря Данилова, вклад Владимира Агте поражает не столько ко­личеством, сколько качеством, ибо в экспозиции представле­ны плакатные снимки, сделан­ные на основе фронтового фо­тоальбома его деда, Владими­ра Антониновича фон Агте, офицера 22-й пехотной диви­зии. https://fotki.yandex.ru/users/borisovmitia/album/154222/ (Этот журнал прислал мне Владимир. Д.Б.) Снимки вековой давности оказались настолько четкими, что на их качество не повлия­ло даже многократное увели­чение, благодаря чему про­сматриваются даже мельчай­шие детали: выражение лиц, особенности униформы рус­ских солдат и офицеров и так далее.
Не обошлось вчера и без приятных неожиданностей. Один из посетителей выстав­ки. коим оказался профессор имени Мифтахетдина Акмуллы Владимир Иванов, обнаружил среди представ­ленных Игорем Даниловым фотографий два снимка своего дальнего родственника, вете­рана Первой мировой.
- Это родной брат моего де­да Александр Александрович Надеждин, - не без волнения рассказал Владимир Алексан­дрович. - Сын купца второй гильдии, на войну ушел пра­порщиком 111-го пехотного Донского полка. Последние сообщения о нем с фронта поступили летом 1917 года, когда русская императорская армия предприняла свое по­следнее наступление.
...Возвращаясь к песенной теме, возьму на себя ответ­ственность заявить, что наи­более отвечающей печально памятному для нас времени Первой мировой войны, столь неудачно сложившейся для России, является, как мне ка­жется, песня "Милосердная сестра" ("Неизвестная, чужая, из походного шатра, всем близка и всем родная - мило­сердная сестра..."). Найдите её в исполнении ансамбля древнерусской музыки "Руси­чи", думаю, придете к такому же выводу.

image Click to view



Сергей ШУШПАНОВ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

История, Великая война, Выставки, Статьи, Музеи, Газеты, Память

Previous post Next post
Up