Оригинал взят у
viking_nord в
Люди, изменившие насЯ как-то сидел совсем рядом с Юрием Любимовым. На спектакле "Шарашка", где играл Валерий Золотухин, через несколько мест от меня находился режиссерский столик со знаментиной лампой. Вошел под апдодисменты Любимов, сел на свое место и начался спектакль. Я смотрел на сцену и на Любимова. Тот будто просто в себе переживал постановку по Солженицыну. Он играл вместе с актерами.
А вообще ведь не так много людей, которые изменили нас в этом дремучем совке, поломали сознание, сделали людей чуточку лучше. Это сейчас все доступно - открыл Интернет и читай, смотри чего хочешь. А тогда "Добрый человек из Сезуана" по Брехту с баранами и барабанами был революцией в театре. Потом Таганка с Высоцким. Ночью советские люди стояли за билетами, чтобы прикоснуться к тому, чего у них не было и, может, после этих двух часов спектакля никогда не будет. Поздний совок, Брежнев, который не выговаривает уже половину букв алфавита, московская Олимпиада, всевластие спецслужб и похороны Высоцкого... Толпа скандирует ментам "Фашисты!". Весь центр Москвы забит людьми и это при том, что была только одна крохотная заметка о смерти Высоцкого, кажется, в "Московской правде". И вот это зримое свидетельство того, как поменял страну Любимов. Через одиннадцать лет, я не сомневаюсь, эти же люди выходили к Белому дому.
И, кстати, почему так корежит сейчас того же Полякова от Солженицына, потому что он тоже изменил нас. Ровно поэтому мне и был интересен Любимов, который ставит нашего Нобелевского лауреата. Две революции - "Один день Ивана Денисовича" и "Архипелаг ГУЛАГ". Представляете, глубокий совок, Сталин, несмотря на всю политику Хрущева еще не остыл в умах граждан, и Александр Твардовский, совсем советский литератор, публикует в "Новом мире" того самого Ивана Денисовича. Тем самым Александр Трифонович тоже поменял сознание людей, хотя во много ему это стоило жизни, ибо он очень быстро сгорел.
Это, кстати, история Русского мира. Не всякая шелупонь, а вот эти люди, совершившие настоящие поступки. Их вклад в разрушение совка огромен. И тяжело осознавать, что просто не нашлось людей подобного масштаба личности для нового поколения. Но, с другой стороны, они все появлялись тогда, когда это было надо - не раньше и не позже.
Вот она, великая история великой страны... И когда она уходит это очень печально.