Абсолютно бесполезная интеллигенция

Oct 05, 2014 22:58

Оригинал взят у matveychev_oleg в Абсолютно бесполезная интеллигенция
В 1922 году Владимир Ленин придумал эффективный способ избавления от инакомыслия в стране

29 сентября 1922 года из Петрограда в Штеттин отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», на борту которого находилось около 70 представителей русской интеллигенции и членов их семей. Значительную часть депортационных списков составляли ученые-гуманитарии, в частности философы, поэтому весь процесс переселения «контрреволюционеров» за границу или в отдаленные районы советской России получил название «Философский пароход».



Пароход «Обербургомистр Хакен».

С принятием в марте 1921 года новой экономической политики советское правительство отказалось от продразверстки и, столкнувшись с большим неурожаем, было вынуждено искать новые способы борьбы с голодом. В июле с подачи экономиста Сергея Прокоповича при посредничестве писателя Максима Горького был создан Всероссийский комитет помощи голодающим (Помгол). Возглавляемый председателем Моссовета Львом Каменевым, комитет объединил представителей власти и русской интеллигенции: агрономов, врачей и писателей.

Помгол занимался сбором средств и продовольствия с помощью различных благотворительных акций и смог быстро наладить связь с Западом. Это обеспокоило большевиков, и, едва комитет установил договоренности о помощи из-за границы, власти нашли повод для его разгона. Ленину сообщили, что Прокопович на собраниях Помгола произносит «антиправительственные речи», и вечером 27 августа 1921 года большинство членов Помгола были арестованы. На следующий день вышло постановление ВЦИК о ликвидации комитета.

Разгон Помгола, свидетельствовавший о неудачной попытке сотрудничества советской власти с представителями культуры и науки, принято считать началом борьбы Ленина с «буржуазной интеллигенцией».

Помимо этой неудачи большие идеологические проблемы назревали в академической среде. Согласно специалисту по НЭПу Юрию Голанду, многие ученые восприняли провозглашение свободного товарообмена как свободу мысли, так как по их убеждению экономическая система была неразрывно связана с идеологией. Несогласные с марксизмом философы и экономисты открыто критиковали созданный в России строй и выражали скептицизм относительно дальнейшей судьбы социализма.

Ленин не был доволен таким положением вещей. Для того чтобы ввести в вузах жесткий контроль над идеологией, надо было очистить их руководство от «буржуазной профессуры». Новое, утвержденное Совнаркомом «Положение о вузах» лишало высшую школу автономии и наделяло большевиков полномочиями по замене высших руководящих должностей. Кроме того, правительство планировало сократить ассигнование высшей школы. Осенью 1921 года вузы Москвы, Петрограда и Казани охватили профессорские забастовки.




Семья голодающих чувашей, 1921 год.

Сильнее всего вмешательству в свои внутренние дела со стороны власти сопротивлялось Московское высшее техническое училище (МВТУ), и в феврале 1922 года Ленин порекомендовал Каменеву и Сталину уволить 20-40 его профессоров. Позднее в списки на высылку были включены четыре профессора МВТУ, около 20 членов объединенного Совета профессоров Петрограда и декан физико-математического факультета МГУ Всеволод Стратонов.

За профессорскими протестами начались выступления студентов, которые в большинстве своем поддерживали своих преподавателей, а также требовали отмены запрета на обучение по идеологическим причинам.

Встревоженные забастовками власти разработали меры по пресечению воздействия «антисоветских группировок интеллигенции» на воспитание советского общества. В начале августа 1922 года Политбюро приняло решение о создании комиссии по определению благонадежности студентов, чтобы в будущем учебном году ограничить прием студентов непролетарского происхождения.

Оппозиционно настроенных ученых и профессоров было решено депортировать. Бывший член Помгола Прокопович и его жена Елена Кускова были высланы за границу еще в июне. К 10 августа Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР составило три списка людей, рекомендованных к депортации: московский, петроградский и украинский. Попавшие в них представители научной и творческой интеллигенции согласно декрету ВЦИК подлежали выселке «за границу или в определенные местности РСФСР в административном порядке».

Обыски в домах у «инакомыслящих» проводились с 16 по 18 августа, все, кто по мнению ГПУ мог скрыться, были арестованы. В конце месяца газета «Правда» опубликовала итоги «подготовки к избавлению» от русской интеллигенции. В статье сообщалось, что «по постановлению Государственного политического управления наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов, высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу». При этом ни одного имени в газете названо не было, но отмечалось, что среди высылаемых «почти нет» крупных ученых.

Далее следовал вывод, что принятое Советской властью решение будет радостно встречено русскими рабочими и крестьянами, «которые с нетерпением ждут, когда, наконец, эти идеологические врангелевцы и колчаковцы будут выброшены с территории РСФСР».

Последним штрихом к подготовке операции по выселению стали обыски среди «антисоветского студенчества», в результате которых были арестованы 15 человек.



«Русская идея. Философский пароход» Ольги Цуцковой.

Первый пароход с «инакомыслящими» вышел из Одессы в Константинополь  19 сентября 1922 года. На его борту находилось 17 человек из украинского списка, включая историка Антония Флоровского и физиолога Бориса Бабкина. Через четыре дня Россию покинули ранее отстраненный от преподавания  социолог и культуролог Питирим Сорокин и экономист Алексей Пешехонов. Также осенью на поезде Москва-Берлин уехал русский философ Федор Степун с женой.

Пароход «Обербургомистр Хакен», отплывший из Петрограда 29 сентября, увозил в Штеттин около 70 человек, среди которых были философы Николай Бердяев, Семен Франк, Сергей Трубецкой, Иван Ильин, Борис Вышеславцев, Александр Кизеветтер, Михаил Осоргин, Михаил Новиков, а также профессор МВТУ Всеволод Ясинский. 16 ноября по тому же маршруту отправился пароход «Пруссия», на котором принудительно уезжали из России философы Николай Лосский, Лев Карсавин, Иван Лапшин и еще около 40 человек.

Больше половины из высланных во второй половине 1922 года «контрреволюционных элементов» составили люди гуманитарных профессий - педагоги, писатели, журналисты, экономисты, юристы. Всего на «философском пароходе» Россию покинули больше 200 человек.

Депортация отдельных представителей интеллигенции продолжилась и в 1923 году. В начале года в Константинополь из Крыма прибыл философ, теолог и священник Православной Церкви Сергей Булгаков, а в феврале из РСФСР был выслан его однофамилец, заведующий домом-музеем Льва Толстого и бывший член Помгола Валентин Булгаков.

Нарком просвещения Анатолий Луначарский в середине октября 1922 опубликовал в «Петроградской правде» программную статью, посвященную интеллигенции. «С некоторым знаком минуса оцениваем мы ту часть интеллигенции, которая занимается абсолютно бесполезными, а порою прямо вредными специальностями. Сюда в значительной степени относятся очень многие общественники, философы и т.п. специалисты», - объяснял Луначарский необходимость как можно скорее избавиться от людей, чьи взгляды противоречит «зреющему пролетарскому мировоззрению»

источник

Большевизм, Подумать, История, Память

Previous post Next post
Up