При всех достоинствах рассказов о путешествиях, они все-таки очень мало связаны с повседневной жизнью, с нашими обычными радостями и тревогами. Ну да, где-то там построили супернебоскреб, или по озеру бродит
жираф, и я смотрю на это дело с той стороны стекла объектива и думаю - где я в этой картинке?
Поэтому иногда хочется писать о чем-то более насущном и человеческом, например о деньгах. В данном случае - об их экономии
.
Начнем с куала-лумпурского парка птиц: вход туда стоит 45 ринггит, это примерно 450 рублей. Любой нормальный человек, если только он не понтующийся транжира, вам непременно скажет, что это очень дорого за каких-то птиц. Поэтому рассмотрим варианты экономии.
Самый простой и эффективный способ сэкономить на куала-лумпурском парке птиц - это просто туда не ходить. Снижаются до нуля расходы, потери времени и риск быть заклеванным взбесившимися птицами. Экономия: 45 ринггит, или 450 рублей.
Второй вариант для тех, кому по каким-то причинам не подошел первый - это сходить в ресторан при парке.
Ресторан открытый, поэтому те же птицы будут прилетать и воровать еду у вас из тарелок. Крупных птиц тут увидеть вблизи даже проще, чем в самом парке.
Из минусов - в другие части парка пройти нельзя, а еда стоит почти как в средней московской кафешке, то есть безумно дорого - скромный салатик и стакан сока обойдутся примерно в 250 руб. То есть получается экономия в 20 ринггит, из дополнительных плюсов - еда и возможность спокойно посидеть.
Интересно, что птицы воруют из тарелок мясо и хлеб от гамбургеров, картошку фри и т.п. - а на мой овощной салат смотрели презрительно и обходили стороной.
Выработанный тысячелетиями инстинкт не может ошибаться - так что перед нами еще одно наглядное подтверждение того, что здоровый образ жизни неестественен и вреден.
Третий вариант экономии: пойти сначала в океанариум, получить там купон на скидку в 10 рингит,
и предъявить его на входе к птицам. Экономия, как нетрудно вычислить, составляет в таком случае
10 рингит, или 100 руб.
Итак, у нас есть три основных варианта экономии, из которых можно выбирать при посещении парка. Есть еще более продвинутые способы - например получения малайзийского гражданства - но они выходят за рамки этой короткой заметки.
Мне удалось совместить второй и третий способ экономии: я сначала сходил в ресторан, а на
следующий день уже в сам парк со скидкой. Итого я заплатил 25 ринггит в ресторане и 35 в парке, всего 60. Вычисление cэкономленной таким продвинутым способом суммы денежных средств оставим читателю в качестве домашнего задания.
И перейдем ко второй части - экономии на самолетах.
Все, кто много путешествует по Юго-Восточной Азии (если только это не понтующиеся транжиры) знают и любят компанию Air Asia. Это такой дискаунтер, у которого на очень многих направлениях
самые дешевые билеты.
Когда я покупаю их билет, я вспоминаю гостиницу Экономическая из "Незнайки на Луне". Там тоже сам номер стоил дешево, но доплачивать надо было за свет, за телевизор, за постельное белье, за саму кровать и так далее.
Вот у Air Asia все то же самое - сам билет может на распродаже продаваться вообще за 10 руб (хотя такая дешевизна все-таки редкость), но отдельно оплачиваются сборы аэропорта, отдельно - багаж, отдельно - еда, отдельно - выбор мест, отдельно - карточная транзакция.
Но фишка в том, что все в сумме выходит все равно дешево. Мне доводилось брать билеты в районе 30 долларов за часовой международный перелет, и около 50 баксов за трехчасовой - это включая все вышеизложенное.
Отдельного рассказа стоит выбор мест. Самые лучшие места в самолете - возле аварийного выхода. Главный их плюс в том, что если не понравится, как проходит полет - можно быстро выскочить.
Дополнительное преимущество - аварийный проход положено делать широким, соответственно на этих местах больше всего места для ног. Может не всем актуально, но при росте 190 см разница очень заметна. Даже несмотря на то, что у Air Asia это дополнительное расстояние совсем маленькое по сравнению с другими авиакомпаниями.
У всех компаний разная политика в отношении этих мест. Иногда их можно забронировать заранее, иногда раздают только при регистрации в аэропорту. Мне однажды такое место досталось вообще
без просьб с моей стороны. Я ознакомился с критериями раздачи и был немало польщен, узнав, что их раздают мужчинам, не склонным к панике.
Вот, а Air Asia их продает за деньги. Большинство пассажиров на этом экономят, что меня всегда удивляло. Почему-то всегда находятся желающие лететь за 3000 баксов в бизнес-классе вместо 1000 в экономе, а желающих лететь за 57 долларов на удобном месте вместо 50 на неудобном не хватает.
В итоге, купив такое место у окна, можно получить полностью свободный лежачий ряд в битком набитом самолете.
У Air Asia практически все перевозки на A320, и там таких широких ряда три: первый, 12-й и 14-й (на самом деле он 13-й, но от пассажиров эту страшную тайну скрывают). Вот 12-й брать хуже, потому что там спинка не откидывается, берите 14-й или первый.
Главный хаб у Air Asia - в Куала-Лумпуре, вообще контора малайзийская, но сумевшая пробиться много куда - в том числе на внутренние перевозки по Таиланду. Под нее там отведен практически полностью отдельный терминал.
И вот приехал я значит в этот отдельный терминал, сижу жду посадки в самолет, чтобы лететь в знаменитую страну Аомынь. А поскольку перевозчик бюджетный - там посадка происходит несколько специфическим образом.
Никаких автобусов, люди просто выходят по сигналу разводящего и топают за ним по дорожке до самолета пешком. Топать сравнительно далеко, терминал сделан в виде перевернутой буквы П. В нижней ее части зал ожидания, а вдоль торчащих слева и справа отростков стоят самолеты - в большом количестве.
На табло сначала было написано, что посадка на Аомынь надо ждать у третьего гейта. Я честно там и ждал, пока номер гейта не сменился на 11. Я опять-таки безропотно проследовал к одиннадцатому гейту - сижу, жду дальше, на табло там пока другой рейс, до вылета по расписанию осталось 20 минут, но я стараюсь не нервничать.
Большинство пассажиров почему-то любит стоять в очередях, даже когда в этом явно нет необходимости. Открыли гейт - все тут же выстраиваются, человек лучше будет стоять в хвосте очереди в 100 человек, чем спокойно посидит, пока она пройдет, и спокойно зайдет в тот же самолет и сядет на то же место, но без давки.
А сейчас временно отвлечемся от самолетов и обратимся снова к птицам. Птицы-носороги экономят на еде двумя способами: они ее либо просто находят прямо на земле, либо воруют в ресторане наверху.
При этом в процессе участвуют трое: один главный самец (на фотках он поярче) находит или ворует, чуть поклюет - и передает второму самцу. Тот тоже поклюет, после чего они еду передают
самке, которая сидит взаперти за стеной.
Самка в свою очередь иногда тоже поклюет-поклюет и возвращает еду, а иногда оставляет себе. Некоторые кусочки пищи могут так и десять кругов пройти от птицы к птице.
Ну так вот - сижу я себе спокойно, уткнувшись в ноутбук, изредка поглядывая на табло - никаких изменений. За 15 минут до вылета я все-таки решил выяснить, что происходит. Подхожу к родному третьему гейту - а там моя прекрасная страна (она же город) Аомынь (оно же Макао) и надпись "гейт закрыт". За то время, что я сидел, все остальные пассажиры успели пройти на посадку.
Подхожу к соседнему гейту, говорю стоящим там людям - мне бы вот в Макао. Никаких проблем - отвечают люди и открывают гейт. На улице я спрашиваю у случайных сотрудников аэропорта - а где тут самолет на Макао, не видали ли? А вот говорят, на 63-м парковочном месте твой самолет, вон там справа. Я иду туда, и чем дальше - тем тревожнее мне, потому что 62-е место я вижу и 64-е тоже, а 63-го нет.
Но там на 62-м стоит самолет и люди садятся в него. Дохожу до самолета и спрашиваю у пассажиров - не подскажете, он до Макао летит? Нет - отвечают пассажиры - это вообще на Пхукет. С этого момента я с очень быстрого шага перехожу на бег.
На бегу выясняется, что у гейта мне сотрудники махнули не в ту сторону - четные гейты справа, нечетные слева, мне надо в другую ногу перевернутой буквы П. И вот я бегу в эту другую ногу, до вылета меньше 10 минут, льет проливной дождь.
На бегу я держу рукой шорты, потому что иначе они сваливаются. Я их покупал за какие-то гроши летом для фестивалей, чтобы не жалко было на земле в них валяться - а они оказались живучими, но спадучими. И вот так я бегу, а дождь все льет, и перевернутая буква П большая.
Добегаю таки до самолета и мне оттуда уже кричат: Макао, макао! Ну, как у нас в маршрутки у метро людей зазывают - так у них там в самолеты. Мне на бегу чертят какую-то закорючку в посадочном талоне и вот я у трапа, успел-таки!
Забегаю вверх по трапу - и тут дверь самолета закрывается у меня перед носом. Вот чего-чего, а такого облома я никак не ожидал.
Недоуменно смотрю на стоящих на земле людей - мол чо за ботва? Они мне руками показывают крестообразный жест, мол все, закрыто, хана. Тут мне становится очень обидно - дело накануне Китайского Нового Года, новые билеты покупать будет дорого, если вообще они будут, плюс пропадет оплаченное место в гостинице, плюс вообще - ну как так можно, я же уже вот тут. И я начинаю стучаться в закрытую дверь самолета.
Подбегает сотрудник чего-то там такого, связанного с авиационной безопасностью. Я еще сильнее огорчаюсь, потому что наверняка он идет меня повязать и уволочь подальше от самолета. Видимо, у них такие правила - раз дверь закрыли-герметизировали кабину, то больше ее уж не откроют.
Но нет, сотрудник меня не трогает, стоит у двери и смотрит на нее - и от его взгляда дверь чудесным образом открывается.
Видимо, там так положено - открывать двери только в присутствии соответствующих лиц. И вот оно, счастье - я сижу на своем месте в 14-м ряду, хотя на самом деле он 13-й. Самолет полон китайцами - вообще все пассажиры китайцы, кроме я.
Китайцы, кстати, оказались изрядными халявщиками. Увидев свободный широкий ряд, они все время
пытались туда пересесть, а стюардессы их оттуда выгоняли раз за разом. Сначала при посадке в самолет, потом перед взлетом, потом после взлета, потом после еды, потом перед посадкой подходили разные китайцы и садились на эти места.
Но стюардессы были непреклонны: пожалел 10 баксов - сиди давись в своей тесноте, а на пустой ряд не лезь.
Так и долетели мы до Макао - я вышел в шортах из самолета и поразился пронизывающему холодному ветру. Оказывается, аэропорт там насыпной и находится посреди моря, потому что нормальной земли
под него в этой компактной стране уже просто не было.
В Макао с меня содрали 15 баксов за визу - я был единственным разумеется человеком, которому нужно было такую визу покупать даже для краткосрочного путешествия. Но к концу 2011 года обещают безвизовый режим, поэтому последний на сегодня совет по экономии - отложите поездку в Макао хотя бы до зимы, если у вас российский паспорт.
Но вообще это я уже вперед забегаю, про Макао будет отдельный выпуск.