В связи с преыдушей частью возник законный вопрос о том, насколько заявки летчиков-истребителей на уничтоженные паровозы соответствали дейстивительности. Я не знаю ответа на это вопрос, хотя бы потому, что не знаю где его искать. Попробую посмотреть документы финской МПВО, может что найду. Если найду - то напишу.
44-й ИАП
В 44-м ИАП главной ударной силой стали пушечные И-16 из состава 2 аэ и Управления полка, которые на первых порах часто действовали в тесной связке с истребителями 3 аэ. С 21 февраля истребители полка начали перебазирование на аэродром Горская, откуда ранее действовали 1-я и 4-я эскадрильи. Перебазирование задержалось из-за нелетной погоды, установившейся 22-24 февраля, но к 25 числу полк уже в полном составе собрался в Горской. Основным районом действия полка стала ж/д ветка, идущая от Вийпури на северо-восток к Антреа, а с выходом частей Красной армии к Вийпури усилия самолетов полка сместились далее к северо-западу, в район Коувола - Лаппеенранта - Йоутсено - Иматра.
Поскольку во второй половине февраля финны активно перебрасывали на рушащийся фронт подкрепления с других участков, то у советских истребителей появилась прекрасная возможность нанести противнику существенный урон, атакуя станции выгрузки в районе Вийпури, чем собственно они не преминули воспользоваться. Например, в 15.40 20 февраля группа из шестнадцати И-16 под командованием комполка капитана Андреева на станции Тали обнаружила и атаковала сразу три эшелона и большое скопление пехоты.
Естественно противник упорно защищался, атаки обладающих неплохим зенитным прикрытием станций разгрузки было делом непростым, да и путь к ним таил немало опасностей. 27 февраля группа из тринадцати И-16 Управления, 2 и 3 аэ полка под командованием Андреева при перелете линии фронта в районе Хейниоки была обстреляна зенитно-артиллерийским огнем. И-16 военкома 2 аэ ст. политрука А.С. Пасечника получил попадание, последствия которого сказались только при возвращении. Поврежденное шасси не вышло, и Пасечник сажал свой истребитель на «живот». В результате был помят винт, но летчик не пострадал. В качестве «компенсации» «ишачки» группы Андреева на ст. Карисалми расстреляли и подожгли стоящий у разгрузочной платформы эшелон из 30 вагонов.
Надо отметить, что летчики 44-го ИАП, в отличие от своих коллег из 19-го ИАП, штурмовавших главным образом эшелоны и лишь в отдельных случаях отвлекавшихся на «посторонние» цели, типа зенитных точек, пехоты и других «не железнодорожных» объектов, наносили удары по любой подходящей цели. Так утром 29 февраля тринадцать И-16 (пять самолетов под командованием помощника командира полка капитана Г.К. Пасечника и семь под командованием комэска-2 капитана Приемова) сперва расстреляли эшелон с двумя паровозами (в обоих концах поезда), подходивший от Вийпури к Карисалми, а затем на шоссе, идущем на северо-восток от Вийпури, проштурмовли смешанную колонну, насчитывающую до двух взводов пехоты, полуэскадрона кавалерии и 15-17 крытых грузовиков. В результате атаки колонна в панике разбежалась, по наблюдениям пилотов противник понес большие потери.
Спустя около трех часов те же пушечные И-16 2 аэ на дороге разгромили автоколонну из восьми цистерн и примерно 26 автомашин с людьми. При этом пять цистерн были сожжены, а остальные машины «в беспорядочном состоянии остались по обочинам дороги. Находящиеся на машинах люди понесли большие потери». В течение дня И-16 продолжали громить автоколонны противника, поскольку участок ж/д Антреа - Вийпури по наблюдениям летчиков бездействовал.
1 марта охота за автотранспортом продолжалась, однако не следует думать, что летчики без разбора кидались на все, что замечали внизу. Так в первом вылете шестерка И-16 капитана Приемова, обстреляв четыре автомобиля у мызы Хяюря северо-восточнее Вийпури, не стала атаковать замеченный там же обоз из 8-9 подвод и 15-20 голов скота, поскольку командир группы посчитал, что это эвакуируются беженцы. А уже спустя пять минут та же шестерка расстреляла колонну из пяти грузовиков и 15-20 саней, поскольку с последних по самолетам был открыт пулеметный огонь. В результате было убито 8-9 лошадей, подожжена одна машина. Во второй половине дня шестерка И-16 под командованием все того же Приемова отправилась на охоту на участок ж/д идущий на северо-запад от Антреа к ст. Иматра и на ст. Энсо подожгла оба стоящих там эшелона (70-80 вагонов) и уничтожила единственный замеченный паровоз.
Хотя плохая погода в марте большую часть времени препятствовала боевым вылетам на штурмовку, любое прояснение или улучшение метеоусловий использовалась для нанесения штурмовых ударов по финским коммуникациям. Не обошлось и без встреч с воздушным противником. Утром 5 марта девятка И-16 капитана Приемова вылетела на очередную охоту за подвижным составом противника на участке Лаппеенранта - Иматра. В период с 10.45 до 11.05 в районе Йоутсено «ишачки» расстреляли два эшелона, уничтожив паровозы и вызвав пожары вагонов и цистерн. Пока ударное звено Приемова громило эшелон на ст. Йоутсено, прикрывающие атаку звенья заметили в 3-4 км к северо-востоку на высоте 500 м звено истребителей противника, опознанных как «Бульдоги». Советские истребители немедленно бросились в атаку, в результате завязавшегося воздушного боя звено комэска-3 капитана Кузьмина (ведомые Анохин и Мацаков) сбило один истребитель, а звено ст. лейтенанта Ступина (ведомые Зараменских и Воркунов) - еще один. Третий «Бульдог» вышел из боя на бреющем, преследовать наши истребители видимо не стали, тем более что со стороны Йоутсено по ним был открыт сильный зенитно-пулеметный огонь. В этот раз пилотам «ишачков» 44-го ИАП можно сказать, что повезло, ведь их противниками в первом бою оказались не закаленные в предыдущих воздушных боях финские летчики-истребители, а разведчики из состава LLv 12.
Согласно финским данным, в этот день в воздушных боях было повреждено два «Гладиатора». Интересно, что один из подбитых в бою «Гладиаторов» (GL-253) только 29 февраля был получен из 2/LLv 26, благополучно пережив побоище в Руоколахти, учиненное летчиками 68-го ИАП. Сержант С. Витикайнен сумел довести свою машину все до того же аэродрома Руоколахти, однако при посадке потерпел аварию, и самолет пришлось отправить в ремонт. У второго «Гладиатора» (GL-275) в бою было повреждено крыло, и при посадке на своем аэродроме в Кархусярви самолет перевернулся, его пилот прапорщик К. Тиукканен, как и Витикайнен, получил ранения.
Никакой уверенности в том, что оба «Гладиатора» были жертвами именно летчиков 44-го ИАП, нет, поскольку финские данные об этом бое крайне скудны, а в этот же день только 7-го ИАП претендовал на два «Гладиатора», два «Бульдога» и один «Геймкок». В любом случае подбитые машины принадлежали разным звеньям LLv 12, которые к тому же и базировались на разных аэродромах. Таким образом, вероятность того, что оба истребителя были на счету 44-го ИАП ничтожно мала. Тем не менее, вряд ли будет ошибкой сказать, что единственный воздушный бой летчиков И-16 44-го ИАП закончился полной и безоговорочной победой «сталинских соколов».
Предпоследний день войны стал по-настоящему «черным» для летчиков 44-го ИАП. Восьмерка И-16 2 аэ под командование капитана Приемова в 16.25 на станции Лумяки атаковала замеченный эшелон из 15 - 20 товарных вагонов и десяти платформ груженных каким-то металлическим ломом. По самолетам с южной стороны станции был открыт сильный пулеметно-артиллерийский зенитный огонь, до двенадцати разрывов одновременно. Наиболее интенсивно «ишаки» обстреливались на выходе из атаки. Однако, несмотря на это, истребители звеньями методично заходили в атаку на эшелон. В итоге паровоз взорвался, а товарные вагоны начали гореть. Но и финские зенитчики сумели показать себя - на выходе из третьей атаки И-16 капитана Приемова получил прямое попадание в правую плоскость в районе центроплана. Звено в составе ст. лейтенанта Ступина, мл. лейтенантов Тюрина и Дмитриева остались прикрывать подбитый И-16 командира, а военком эскадрильи Пасечник со звеном ст. лейтенанта Чапленко ушли на ближайший аэродром на оз. Перкъярви для дозаправки.
Если бы Приемов взял курс строго на юг, то он вполне мог бы дотянуть до плацдарма на северном берегу Выборгского залива в районе Виройоки - Виролахти, захваченном частями Красной армии, но капитан пошел на юго-восток. В результате, пролетев чуть больше 30 км в 16.45 Приемов не выпуская шасси совершил посадку в северной части оз. Пукалусъярви на территории противника.
Увидев, что командир садится с убранным шасси, мл. лейтенант Тюрин немедленно пошел на посадку вслед за ним. Не останавливая самолет, чтобы лыжи не примерзли к снегу, Тюрин дал возможность Приемову вскочить на правую лыжу и начал разбег, но направление взлета выбрал не верно. Лишний груз, усугубленный глубоким и рыхлым снегом, затянул взлет и, пробежав примерно 350 м, И-16 достиг северо-восточного берега озера, где налетев на кусты и пни, скапотировал.
В это время ст. лейтенант Ступин (Дмитриев ушел немного раньше, так как на его самолете заканчивалось горючее) кружил над самолетом Приёмова на высоте всего 20-30 м. К своему облегчению вскоре летчик увидел выбравшегося из-под перевернувшегося «ишака» Тюрина, который махал ему в направлении своего аэродрома. Однако Ступин решил не бросать товарища и, выпустив шасси, пошел на посадку. Когда его самолет уже был на выравнивании перед посадкой, с берега по нему произвели несколько одиночных выстрелов, а прямо по курсу Ступин заметил несколько выбоин от разрывов снарядов, резко дал газ и пошел на второй круг. В это время он заметил, что к Тюрину присоединился Приемов, который тоже махал перчаткой в сторону дома. В сложившихся обстоятельствах садиться было бессмысленно, да и топливо подходило к концу, поэтому Ступин пошел на ближайший аэродром Перкъярви.
В 17.25 срочно дозаправившийся Ступин вместе с ст. политруком Пасечником вылетели к Пукалусъярви чтобы забрать оставшихся там летчиков. Звено ст. лейтенанта Чапленко должно было прикрыть эвакуацию, а мл. лейтенанта Дмитриева отправили в Горскую, чтобы он сообщил о случившимся командованию полка.
Над озером истребители были спустя менее чем 20 минут после взлета, но там уже никого не было, более того, летчики заметили на льду многочисленные следы лыж, которых раньше не видели. В этот момент по самолетам из леса северо-восточнее озера был открыт зенитный огонь. Чапленко с ведомыми немедленно бросились в атаку на подавшие признаки жизни огневые точки, но финны оказались проворнее. Примерно в 17.45-17.50 Ступин увидел, как самолет Пасечника внезапно вошел в перевернутое пике и врезался в лед всего в 20 метрах от самолета Приемова. Продолжать спасательную операцию дальше не было никакого смысла. Ступин попытался расстрелять лежащий на льду самолет Приемова (И-16 Тюрина уже дымил, возможно, подожженный самим Тюриным), но пушки молчали - весь боекомплект был расстрелян еще при штурмовке эшелона. Спустя полчаса после гибели Пасечника оставшиеся четыре истребителя благополучно совершили посадку на Горскую.
Согласно советско-финляндскому мирному договору, в числе передаваемых Советскому Союзу территорий была и южная часть оз. Пукалусъярви. Когда части Красной Армии вступили в эти места, выяснилась судьба пропавших летчиков. 23 марта в 500 м от берега были найдены тела Приемова и Тюрина. Летчики были окружены финнами, приняли бой, и когда у них подходили к концу патроны, покончили с собой, чтобы не попасть в плен. Тогда же на месте катастрофы было найдено тело Пасечника.
Одномоментная потеря сразу трех самолетов с экипажами была тяжелым ударом для командования бригады. Фактически за один день боевые потери бригады выросли вчетверо. С другой стороны мужественные попытки летчиков эскадрильи спасти своего командира (увы, безуспешные) стали еще одной наглядной демонстрацией боевого братства, чувства локтя и взаимовыручки советских пилотов. Ст. политрук Артем Спиридонович Пасечник и мл. лейтенант Михаил Петрович Тюрин посмертно были удостоены звания Герой Советского Союза.
За три с половиной заключительные недели войны по данным штаба полка летчики 44-й ИАП уничтожили двадцать один паровоз, двадцать семь эшелонов (875 вагонов), до двух батальонов пехоты, 35-40 автомашин и три самолета противника. Общие же успехи 54 авиабригады в борьбе с финскими коммуникациями выразились в восьмидесяти двух уничтоженных паровозах, тридцати эшелонах, девятнадцати цистернах, пятидесяти одной автомашине, десяти зенитно-пулеметных точках и одном складе боеприпасов. В ходе войны летчики И-16 бригады заявили об уничтожении в воздушных боях семи истребителей противника типа «Бульдог» и «Геймкок» и двух сожженных на аэродроме Утти. Еще два «Бульдога» были записаны на счет летчиков бригады задним числом. В действительности в лучшем случае пилоты «ишаков» могли претендовать на один сбитый «Гладиатор».