Несмотря на интенсивное использование бомбардировщиков для разрушения узловых станций финской железнодорожной системы на Карельском перешейке зимой 1939/40 гг., полностью парализовать коммуникации противника не удавалось. Для повышения эффективности действий по коммуникациям противника решено было задействовать истребители в качестве охотников за подвижным составом. Выгоды были вполне очевидны: поскольку истребители могли действовать по эшелонам не только на станциях, но и на перегонах. Входившая в состав ВВС 7-й армии 59-я авиабригада и 68-й ИАП ВВС 13-й армии отчасти пытались решать эти задачи, однако огромный груз задач, лежащий на истребителях армейского подчинения, не позволял им уделять много внимания борьбе с коммуникациями в оперативном тылу финских войск и, в том числе, с железнодорожным движением.
В этих условиях как нельзя кстати пришлись пушечные И-16 тип 17, две эскадрильи которых имелись в 19-м и 44-м ИАП 54-й авиабригады, отвечавшей за ПВО Ленинграда. Как считалось, снаряды 20-мм ШВАКов в случае попадания в паровой котел паровоза надежно выводили последний из строя, не только лишая эшелон тягловой силы, но и закупоривая таким образом пути. Пока железнодорожники расчищали путь, на узловых станциях скапливались эшелоны, делая их заманчивой целью для ударов бомбардировщиков.
19-й ИАП
Первым на подобное задание утром 18 февраля отправилось звено «ишаков» 3 аэ 19-го ИАП в составе ст. лейтенантов Лебединского (ведущий) и Н.Старкова, а так же ст. политрука Меньших. Задачей было разведать участок ж/д Вийпури - Антреа. Паровозов истребители не встретили, зато обстреляли две замеченные зенитные точки.
Еще до возвращения первого звена три И-16 Управления полка совместно со звеном пушечных «ишачков» 3 аэ вылетели на «охоту» за подвижным составом на участке ж/д, идущем на северо-запад от Вийпури. В дальнейшем подавляющее большинство вылетов для атаки паровозов летчики 19-го ИАП выполняли именно на этот участок. Командовал группой помощник командира полка капитан Работкин. К цели шли, обходя известные зенитные точки противника, однако в районе Вийпури самолеты все же были безрезультатно обстреляны с земли.
В результате вылета группой были атакованы сразу три эшелона на ст. Ховенмаа, Лоуко и Нурми, затратив на это 510 снарядов ШВАК и 3540 патронов. Один из участников вылета лейтенант Чугуев так описал его в своем донесении: «До станции Ховин-Маа подошли на Н=2500 мтр. снизились до Н=1000 мтр. и стали атаковать эшелон 15-20 товарных и классных вагонов с паровозом на Гельсинки. Атаку производили по одному в пеленге с Юга на Север по солнцу. За одну атаку давали 3-4 очереди, угол пикирования 40-500, выводил из пикирования на Н=150 мтр.. Паровоз запарил. На ст. Лоукола атаковали эшелон классных и товарных вагонов с паровозом под парами с Н=800 мтр. по одному в пеленге под углом 40-450. Огонь вели по паровозу короткими очередями (2-3 очереди), паровоз запарил. Из атаки выходил с Н=150 мтр. Идя на Вийпури по ж.д. на Н=1000 мтр. ведущий капитан Работкин дал команду атаки по эшелону на ст. Нурми. С Н=1000 мтр. по одному атаковали эшелон классных вагонов с паровозом под парами на Запад. Заходы производились с Юга на Север по солнцу. Угол пикирования был градусов 40. За атаку производили 3 очереди. Звеном производили атаку так, что если один заходил в пикирование, то другой заходил с таким расчетом, что бы видеть не стреляет ли противник по пикирующему с-ту».
До конца дня летчики полка выполнили еще три групповых вылета с участием в общей сложности двадцати И-16, причем в последнем вылете шестерку И-16 3 аэ прикрывало звено «ишаков» 1 эскадрильи.
На следующий день в первом вылете прикрывающее звено из состава 2 аэ возглавлял сам командир 54-й бригады полковник Благовещенский, а ударную группу 3 аэ вел опытный капитан Работкин. Интересно, что на его И-16 тип 18 и на И-16 тип 10 капитана Цурбанова из Управления полка в качестве эксперимента были смонтированы бронированные козырьки кабин. Эти две машины проходили испытания в полку с 19 по 22 февраля, совершив восемь вылетов.
Во многом результат вылета зависел от дисциплины в воздухе, которой, к сожалению, летчикам недоставало. Ст. лейтенант Тютюнников, вылетавший 19 февраля во главе звена 2 аэ на сопровождение пятерки И-16 3 аэ под командованием ст. лейтенанта Кондратьева, наблюдал картину, сильно отличающуюся от слаженных действий, описанных в вышеприведенном донесении лейтенанта Чугуева: «Придя на ст. Нурми истребители пошли на два эшелона с паровозами. Штурмовали паровозы неорганизованно - кто как мог, и нередко мешали друг другу. Были случаи когда при выходе из пикирования самолеты появлялись на встречных курсах. Каждый самолет действовал самостоятельно. Ведя прикрывающее звено, я находился на Н=1500-100 мтр. , построил звено в пеленг и патрулировал над штурмующими истребителями. Следил за воздухом и за истребителями. После того, как прошел 1 ч. 10 м. после взлета я снизился и стал махать с крыла на крыло и когда собрал штурмующие самолеты, взял курс на свой аэродром. Домой пришел на пределе горючего». Кондратьев позднее оправдывался, что летчики группы просто игнорировали его команды после пересечения линии фронта, действуя по своему усмотрению. Как бы там ни было, но в результате неорганизованных действий из четырех находившихся на станции паровозов, из строя был выведен только один, несмотря на огромный расход боеприпасов. Похожую картину Тютюнников наблюдал и на следующий день, когда в составе прикрывающей группы из одиннадцати И-16, ведомой военкомом 2 аэ ст. политруком Абрамовым, вылетал на сопровождение десятки пушечных И-16 капитана Работкина, что, однако, не помешало сделать этот вылет самым результативным среди других таких вылетов полка.
20 февраля командование полка убедилось, что совершенно не напрасно жжет моторесурс своих истребителей, посылая с ударными машинами прикрывающие группы. В первом же вылете в этот день при отходе от цели ударная группа сильно растянулась, большинство прикрывающих самолетов ушли вперед вместе с головными машинами ударной группы. Прикрывать отставших остался лишь ст. лейтенант Тютюнников со своими ведомыми.
В 9.10, находясь над Финским заливом южнее Вийпури, три финских истребителя, опознанных как «Бульдоги», атаковали отставший истребитель лейтенанта Неустроева из 1 аэ. Заметивший атаку ст. лейтенант Старков подал сигнал ведущему и, развернувшись, атаковал противника. Любопытно, что Неустроев входил в прикрывающую группу ст. политрука Абрамова, а Старков - в ударную, т.е. фактически группа Работкина отражала атаку на самолеты группы Абрамова!
В то же время Тютюнников заметил, что на отставший И-16 слева-сверху заходит в атаку неизвестный полутораплан (почему-то он видел только один самолет противника). «Я со звеном свернул к этому с-ту и когда увидел, что он стреляет по нашему с-ту, я резко повернул свою машину на с-т противника. - Описывал последовавшие события Тютюнников, - Противник заметил наше звено, резко пошел в пикирование. Я пошел со звеном в пикирование за ним, поймал в прицел и начал стрелять. Один с-т моего звена оторвался, а двумя мы проводили с-т до земли, где он видимо хотел садиться, но задел за что-то и перевернулся. Домой пришли на пределе горючего». В историческом формуляре полка эта победа отнесена на счет ст. лейтенанта Мищенко из 2 аэ, сделавшего после боя несколько выводов относительно возможностей И-16 в бою с «Гладиатором»: «Необходимо иметь ввиду, что финские летчики не принимают лобовой атаки и отваливают переворотом со снижением, даже не сближаясь до дистанции 150 мтр., поэтому лучший маневр в воздушном бою с истребителями «Бристоль-Бульдог» на с-те И-16, по моему мнению, должен быть: атака с низу или с верху в лоб с последующим переходом на боевой разворот и с переходом на пикирование, т.к. с-т И-16 на пикировании эту машину догоняет. Если пр-к после лобовой атаки уходит переворотом на пикирование, необходимо, в зависимости от воздушной обстановки, переводить свой с-т в пикирование и нагонять с-т, не давая ему увеличивать дистанцию для стрельбы».
Подоспевшие истребители группы Работкина, согласно докладам летчиков, сбили оставшиеся два «Бульдога». Один из них упал в районе южнее Вийпури, а второй, пытаясь уйти, врезался в лес около ангаров на о. Туркин-саари. Один из истребителей был записан на счет Работкина, остальные два зафиксированы как групповые победы. В атаке истребителей противника принял участие и ст. лейтенант Кондратьев, однако после первой же очереди пулеметы отказали, а пушки замолчали еще во время штурмовки: у одной кончился боезапас, а вторая отказала. Не желая мешать преследовавшим финна истребителям, Кондратьев ушел в сторону. О том, в каком «порядке» уходили от цели истребители обеих групп, говорит тот факт, что Кондратьев перед началом боя оказался на 500 м выше звена Тютюнникова, т.е. истребителей прикрытия.
Финская сторона потери среди «Гладиаторов» («Бульдоги» к этому времени уже использовались исключительно в качестве учебных машин) в этот день отрицает, если не считать сбитого в бою с бомбардировщиками 16 авиабригады «Гладиатора» лейтенанта Берга.
После четырехдневного перерыва, связанного с непогодой, 25 февраля истребители 19-го ИАП вновь начали налеты на ж/д Симола - Вийпури. Абсолютным рекордсменом по количеству боевых вылетов на штурмовку в феврале стал капитан Работкин, выполнивший с этой целью в общей сложности 21 вылет с налетом 33 часа 44 минуты. Ст. лейтенант Старков имел пятнадцать вылетов, еще четыре летчика 3 аэ - по четырнадцать, остальные летчики 3 аэ имели от пяти до одиннадцати вылетов. Летавшие на сопровождение летчики 1 аэ успели выполнить от одного до пяти вылетов, 2 аэ - от двух до одиннадцати. Из Управления полка помимо Работкина двенадцать вылетов успел выполнить капитан Цурбанов и четыре - военком полка батальонный комиссар Наумов.
Интенсивное использование вооружения истребителей выявило ряд его недостатков, особенно ненадежную работу пушек ШВАК. В феврале практически каждый день происходило по одному-два отказа, причиной чему были неотражение гильзы, перекос снаряда, осечка, захлестывание патронной ленты, разрыв снаряда в стволе, не захват патрона ведущим рычагом затвора, обрыв троса при перезарядке. Чаще всего отказы происходили на 60-70 выстреле. Всего имело место восемь отказов пушек и три отказа пулеметов.
Штурмовые действия 19 ИАП по прекращению ж\д перевозок
в период с 18 по 27 февраля.
дата
время атаки или вылета
И-16
вылеты
расход б/п
результат
средний расход
б/п**
кол-во
налет
ШКАС
ШВАК
18.02
9.51-11.46
11.00-11.20 12.45-13.00
13.45-13.50
17.05-17.17
3
6
6
5
9
3
6
6
5
9
4.12
7.30
7.54
6.25
13.03
400
3540
3370
1500
6540
100
510
640
400
380
з/а точка
3 паровоза
1 паровоз
1 паровоз
1 паровоз
320
19.02
8.35-8.45
10.55-11.05
13.52-14.52
8
8
11
8
8
11
11.44
13.04
17.03
3200
1100
900
600
720
680
4 паровоза
1 паровоз
4 паровоза
225
20.02
8.45-9.04
14.20-14.27
14.37-14.45
21
15
9
21
15
9
32.53
21.17
13.39
8600
2200
2200
772
500
528
7 паровозов
1 паровоз
2 паровоза
180
25.02
14.10-14.23
9
9
13.57
2500
400
4 паровоза
100
26.02
10.20-10.35
11.00-11.20
14.50-15.00
15.55-16.05
10
11
12
8
10
11
12
8
13.54
16.30
19.12
11.20
3600
2000
3100
1100
650
200
510
400
2 паровоза
1 паровоз
1 паровоз
1 паровоз
350
27.02
9.50-9.57
17.30-17.40
8
12
8
12
11.36
17.48
2000
3200
500
400
2 паровоза
3 паровоза
180
всего
171
171
253.01
51050
8890
38 паровозов*
225
* Из них 33 под парами.
** Снарядов на один паровоз.
Интенсивные вылеты на штурмовки эшелонов без перерыва продолжались до 3 марта. Цели истребителей по-прежнему лежали в основном на участке ж/д Вийпури - Лумяки, хотя бывали и исключения. Противник оказывал ожесточенное сопротивление, летчики полка почти в каждом вылете обстреливались интенсивным зенитным огнем из пулеметов и мелкокалиберных автоматических пушек. Потерь полк не имел, но вот пробоины истребители привозили регулярно.
29 февраля на ст. Энсо шестерка И-16 капитана Работкина уничтожила один паровоз. В первый день марта в 24 вылетах были выведены из строя три паровоза, обстреляно несколько эшелонов, а так же завод возле Антреа. На следующий день в 23 вылетах летчики полка сумели вывести из строя уже девять паровозов и поджечь три эшелона. 3 марта жертвами атак И-16 19 ИАП стали еще девять паровозов. В начале марта для увеличения времени нахождения над целями истребители полка начали использовать для дозаправки ледовый аэродром на оз. Перк-ярви. Это было тем более актуально, учитывая, что с продвижением линии фронта к Вийпури, район действия истребителей полка все сильнее смещался на северо-восток, и в итоге достиг района Коуволы.
Несмотря на высокую результативность, 4 марта вылеты на штурмовку были прекращены. Скорее всего, это было связано с ухудшением погодных условий, хотя на патрулирование над Ленинградом полк продолжал вылетать, однако и таких вылетов становилось все меньше день ото дня. Так 5 марта было выполнено восемьдесят восемь самолетовылетов, на следующий день - тридцать шесть, 7 марта только двадцать шесть, 8 и 9 марта - ни одного. 8 марта в полк для войсковых испытаний поступили 28 новых истребителей И-16 тип 24 с моторами М-63. Для их освоения выделялся личный состав 1 и 2 аэ полка. Летчики и техсостав приступили к сборке и изучению новой матчасти, однако до конца войны ввести её в строй так и не успели. На всякий случай за 1 аэ оставили десять И-15бис, а за 2 аэ - девять «ишачков». До конца войны летчики обеих эскадрилий в боевых вылетах участвовали лишь эпизодически - 2 аэ выполнила 11 марта пятнадцать боевых вылетов, а 1 аэ 9 марта поднимала на ночное патрулирование звено И-15бис.
Вылеты на штурмовку эшелонов возобновились лишь 11 марта, однако в этот день впервые за всю войну их число превысило количество вылетов на прикрытие Ленинграда. Из 55 боевых вылетов полка тридцать шесть пришлись на штурмовки и прикрытие ударных самолетов. На сей раз, ударам штурмовиков подверглись эшелоны на участке от Лумяки до Коуволы, поскольку бои велись уже непосредственно в Вийпури, и движение железнодорожных составов в его направлении фактически было свернуто. В течение дня истребители вывели из строя десять паровозов. В период 17.20 - 17.50 группа в составе пяти И-16 капитана Работкина под прикрытием двух звеньев И-16 капитана Цурбанова штурмовала эшелоны в районе ст. Утти, выведя из строя четыре паровоза. После этого истребители вышли к аэродрому Утти (скорее всего это был ледовый аэродром на оз. Хаукки-ярви), где обнаружили до семи истребителей, опознанных как D.XXI. Летчики «ишачков» атаковали аэродром, и по их докладам в результате атаки был подожжен ангар и два истребителя.
Это были последние вылеты полка на штурмовку, поскольку на следующий день погода препятствовала полетам, а 13 марта все вылеты были выполнены на патрулирование в районе Ленинграда. В общей сложности истребители полка выполнили 424 самолетовылета на штурмовку с налетом 544 ч. 41 мин. В ходе этих вылетов согласно «Отчету о боевой деятельности» 54 авиабригады был уничтожен 61 паровоз и пять воинских эшелонов. В Историческом же формуляре 19 полка количество паровозов выросло до семидесяти четырех, но возможно здесь учитывались вообще все выведенные из строя летчиками полка локомотивы. Кроме того, на аэродроме Утти штурмовым ударом было уничтожено два истребителя противника. При этом полк не потерял ни одного летчика и ни одного истребителя.