МиГ-3 для финских ВВС.

Oct 07, 2014 21:09

Интересный штришок в биографию не самого однозначного истребителя Микояна и Гуревича.



В декабре 1942 года Финляндия получила от Германии согласие на продажу истребителей Bf.109G-2 в количестве 30 штук, но предложение Германии на этом не ограничилось. Командированный в Берлин инженер-майор Харри 2 декабря сообщил в штаб финских ВВС, что Германия может предложить еще и партию из 22 истребителей МиГ-3 в летном состоянии. Штаб-квартира ВВС ответила в том духе, что, мол, мы конечно «за», но хотелось бы получить «МиГи» бесплатно. Вроде как ремонтной базы для МиГов у финнов все равно нет, но истребители можно было использовать до тех пор, пока они летали.
Немцы, однако, «щедрое» предложение финских коллег не оценили. Уже 7 декабря финны получили сообщение, что немцы готовы передать от 15 до 22 МиГов по цене 30 тыс. рейхсмарок (или 591 тыс. финских марок) за каждый. В общем-то, это была довольно гуманная цена. Для сравнения, «Фоккер» D.XXI IV серии (с мотором Wasp), который истребителем назывался скорее по привычке, стоил 640 тыс. финских марок, СБ - 1,2 млн., а Пе-2 - 2,5 млн. Новый же «Мессершмитт» стоил финской казне 4 млн. марок (подержанный - на 400 тыс. дешевле). Командующий финскими ВВС еще раз попытался добиться получения МиГов «на халяву», но 14 декабря вновь получил ответ, что МиГи стоят 30 тыс. РМ и ни пфенинга меньше.
В итоге финны 22 декабря подписали контракт на поставку 22 МиГов на общую сумму 660000 тысяч РМ (13 млн. финских марок). Однако после этого немцы словно забыли о подписанном контракте. 18 февраля Лундквист через Харри попытался выяснить, будут немцы поставлять МиГи или нет. Запрос был вновь повторен 11 марта, причем финны уже требовали показать им самолеты и дать опробовать их.
Проверка в общем объясняла, почему немцы тянут с передачей самолетов. МиГи в целом были почти новые, налет каждого из них в среднем составлял от 50 до 55 часов. Однако самолеты были упакованы в ящики и частично повреждены. Кроме того, на них отсутствовали вооружение и радиостанции. Тем не менее, 20 марта, после проведенной инспекции, Лундквист заявил, что финская сторона готова к приемке МиГов. Для приемки и облета самолетов в Германию должен был выехать капитан П.Э. Совелиус, но 13 мая от Харри пришло сообщение, что все МиГи, судя по всему, уничтожены во время авианалета, а потому договор аннулирован.



Записка Лундквиста Маннергейму с предложением приобрести 22 МиГ-3 для усиления 5-го авиаполка. Резолюция Маннергейма "В принципе согласен".

Весь сюжетец обнаружен здесь.

ВВС, Вооруженные Силы Финляндии, Документы, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up