Чего-то не спится, сижу полистываю второй том биографического справочника "Великая Отечественная. Комдивы", вышедшего под эгидой МО РФ в 2014 году.
Нет, конечно спору нет, серия справочников "Командармы", "Комкоры", Комдивы" - вещь во всех смыслах очень полезная, авторам-составителям, какгрицца, "респект и уважуха".
Но, количество мелких косяков в справочнике все-таки несколько расстраивает. Понятно, наверное, что пропустить через себя такой огромный пласт информации и "вычислить" все неточности невозможно. Но вот тем не менее.
Вот конкретно прямо сейчас, благодаря справочнику, я открыл для себя нового супер-аса советско-финской войны, заткнувшего за пояс самого Йорма Сарванто.
Ранее, как я полагал, чемпионом по приписанным или придуманным победам был А.Д. Булаев, которому Н.Г. Бодрихин в своих книгах приписывает аж 9 личных побед. Откуда Бодрихин это взял я не знаю, поэтому ничего не могу на сей счет сказать. Реально по советским документам Булаеву засчитали одну личную и три групповых победы, что по меркам СФВ очень круто.
Второе место по несуществующим победам в этой войне занимает Герой Советского Союза В.В. Ефремов, который настолько щедро в своих мемуарах приписывал их себе, что пост-фактум резко превратился во второго по результативности советского аса "зимней войны". Не умаляя заслуг этого человека в Великой Отечественной, не могу не отметить, что в отношении "зимней войны" Ефремов, похоже, приписал себе вообще все боевые эпизоды, связанные с авиацией противника, о которых слышал. Мемуары В.В. Ефремова я в свое время разбирал, вот что получилось:
Впервые о семи победах В.В. Ефремова в СФВ я прочитал у Бодрихина в «Советских асах». Дело было довольно давно, и я был, что называется, не в теме, поэтому только порадовался за нас, что, мол, есть у нас такие люди, которые и на «бисах» асами становятся. Естественно, когда вышли воспоминания самого Ефремова, я их тут же купил, и вопросы посыпались сами собой (хотя некоторые из них и раньше невольно возникали). Короче, ноги в руки и в РГВА (отдельное спасибо CFGeust’у за наводку на документы группы Ткаченко). Получилась вот такая история, не очень приятная на самом деле.
Итак, в конце 1938 г. Ефремов заканчивает училище и в звании мл. лейтенанта его распределяют в ЛВО, в отдельную иаэ в Кречевицах. Затем в августе 1939 г. эскадрилью перебрасывают на аэродром Бессовец, где началось формирование 72 смешенного АП. К началу СФВ полк, согласно его же (полка) отчету формирование так и не закончил и встретил войну в составе четырех аэ, двух (1 и 2) на «бисах» и двух на СБ (3 и 4 соответственно). Кроме 72 сап на Бессовце никаких авиачастей более не было, более того, накануне войны 1 аэ 72 сап убыла на север в ВВС 9 армии. Таким образом, мы без труда узнаем, что Ефремов служил во 2 аэ 72 сап ВВС 8 армии.
В середине декабря 2 аэ 72 сап и 5 аэ 49 иап объединяют в группу под командованием капитана А.Г. Ткаченко (командир 5 аэ 49 иап) и отправляют на аэродром Суоярви помогать 1 ск и вообще правофланговым частям 8 армии. По словам самого Ткаченко «личный состав группы к боевым действиям был мало подготовлен и в работу втянулся в процессе боевой работы». К началу войны средний налет у летчиков группы - 30 часов.
Кроме того, уже после войны многие летчики группы писали, что практически не видели в воздухе противника и занимались чем угодно, только не борьбой с авиацией противника, что собственно неудивительно, учитывая, где они воевали. (Позволю себе маленький PR: сейчас один мой знакомый готовит довольно большую статью про «бисы» в зимней войне и там про группу Ткаченко в частности будет написано гораздо подробнее).
Здесь уже сомнения просто одолевают: как же могло так получиться, что желторотый «мамлей» «мало готовый к боевой работе», воюющий на задворках войны и практически не видевший противника в воздухе, да еще и летающий на И-15бис вдруг становится вторым по результативности асом войны? И почему ему не дали ГСС после войны? В соседнем 49 иап В.Н. Пешков сбил 2 самолета, а ему дали, что за несправедливость. Ну да ладно, это все косвенные придирки, а теперь пойдет конкретика.
Итак, В.В. Ефремов пишет, что сбил два «бленхейма», два D.XXI и три «бульдога» (читай «гладиатора») - итого семь штук. Однако по документам ВВС 8 армии за группой Ткаченко засчитали только шесть побед: «Бленхейм», D.XXI, «бульдог», «гладиатор» и два разведчика.
К большому сожалению, В.В. Ефремов не только не конкретизирует даты проведенных в/б, но даже не расставляет их в хронологическом порядке. Это несколько усложняет задачу, но небольшое число зафиксированных побед группы Ткаченко эту проблему фактически снимает.
Единственный «Бленхейм» группой Ткаченко (пожалуй, для краткости буду называть её ГТ) был сбит 21 января. Финны это отрицают, более того, по их данным «Бленхеймы» вроде как вообще в этот день не летали, поскольку 46 аэ принимала прибывшие из Англии «Бленхеймы» IV, а 44 аэ в свою очередь принимала у 46-ой уцелевшие «единички». Но даже если бы победа действительно была, Ефремов не имеет к ней никакого отношения, поскольку на бомбер претендовала пара И-16, включенная в ГТ специально для ПВО штаба 8 армии, размещенного в Суоярви. И-15 пытались несколько раз перехватывать «Бленхеймы», но те легко от них уходили.
Далее. Единственный D.XXI за группой Ткаченко зафиксирован 13 февраля. Скудность документов собственно ГТ не позволяет точно сказать, кто же сбил этот «Фоккер», на него претендуют и летчики 5 аэ 49 иап, которые в этот день «завалили еще и два «гладиатора» (по упомянутому выше документу один, но в действительности реально два «гладиатора» были сбиты, о чем говорится и в «отчете» 49 иап). В принципе, обстоятельства боя, описанные Ефремовым, когда он сбил один из «Фоккеров», могут подойти под описание боя 13 февраля (сопровождали бомберы, отбивали атаки истребителей), но только есть одно «но»… никаких D.XXI в приладожской Карелии 13 февраля уже не было, они улетели оттуда еще 4 февраля, сдав участок отряду «гладиаторов». Если принять этот бой за «тот самый», то тогда оба «гладиатора» пролетают мимо Ефремова, поскольку, судя по его книге, в этом бою он одержал только одну победу. Хотя на «Гладиаторы», как уже говорилось, претендуют летчики 5 аэ 49 иап. Других успешных встреч с D.XXI в период с 26.12 по 5.02 ГТ не имела, не считая боя 27.12, в котором Ефремов не участвовал и который вообще закончился не в нашу пользу.
Еще один «бульдог» был сбит ГТ 11 февраля в районе Янисярви. Опять увы, увы, нет данных о том, кто его сбил, но 49 иап на сей раз на него не претендует. Бой действительно имел место, по финским данным три «гладиатора» дрались с 15 советскими истребителями и сбили пару И-16 (наши этого вроде как не подтверждают). Сами потерь не имели. Этот эпизод теоретически можно засчитать Ефремову как победу, хотя финны её и не подтверждают.
Никаких других «бленхеймов», «бульдогов-гладиаторов» и «Фоккеров» за ГТ не числится, есть еще пара разведчиков, но первый был групповой победой трех И-15бис 2 аэ 72 сап, а второй вообще в ж.б.д. ГТ не числится, как он попал в список побед ВВС 8 А непонятно, ошиблись видать.
Итак, что у нас в итоге. Из семи побед В.В. Ефремова даже нашими документами, и то пока условно, можно подтвердить только две: «бульдог» 11 февраля и мифический «Фоккер» 13 февраля, а если привлечь финские данные - то вообще 7=0. Хотя вопросы еще остаются, не все документы удалось найти и просмотреть (например, жбд ГТ за 6.02-13.03, как говорится, будем искать), но в любом случае, картина вырисовывается не та, что описал в своих воспоминаниях Василий Ефремов.
В остальном же воспоминания Ефремова весьма добротны и любопытны, можно сказать уникальны, особенно в части, где описывается снабжение наших окруженных частей с воздуха.
http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/archive/97/97834.htm Ну так вот, по версии сборника "Комдивы" командир 25-го истребительного авиаполка 59-й авиабригады майор Николай Степанович Торопчин за время финской войны сбил... (та-дам, барабанная дробь)... СЕМНАДЦАТЬ самолетов противника! Причем сделал это в ходе всего десяти воздушных боев!
Откуда авторами сборника извлечен это уникальный "факт" я не имею ни малейшего представления, сам Николай Степанович вряд ли имеет к этому какое-либо отношение. Подчиненные Торопчина претендовали в общей сложности на 41 победу, но сам Торопчин побед не заявлял и на его счет они не записывались.