По следам 18-й стрелковой дивизии.

Oct 17, 2012 18:34



Путешествуя летом по северо-западным областям нашей необъятной, не могли в очередной раз не заехать в Карелию, точнее приладожье. В прошлый раз в силу обстоятельств от Сортавалы мы фактически галоппом промчались к Петрозаводску и толком ничего посмотреть не успели. Теперь же мы решили это исправить.
Меня лично особенно интересовали места, где во время "зимней войны" сражалась и погибла 18-я стрелковая дивизия и 34-я легкая танковая бригада, тем более, что еще перед отъездом свою помощь в этом деле нам любезно предложил Александр Аксентьев - краевед и просто хороший человек, живущий в Питкяранте. Этому делу мы посвятили последний день своего пребывания в Карелии. Погода, как назло, была пасмурная и дождливая, одет я был вообще не по погоде, а потому весь промок. Ну а в качестве "колоритного дополнения" к капризам природы, "понаехавших" из Москвы меня и жену мою активно жрали местные комары. Не знаю, жрали ли они Александра, но по нему этого заметно не было. Может они земляков не трогают;)


В целом экскурсия по местам боев оказалась крайне познавательной, но оставила о себе довольно тягостное впечатление. Само ощущение того, что вот прямо здесь, в этих ямах-канавах погибло огромное количество народа - это нечто...
Ладно, для тех, кто не вкурсе, небольшой ликбез про 18-ю СД.
Дивизия начала наступление 30 ноября 1939-го года в составе 56-го стрелкового корпуса. Настпала дивизия вдоль дороги Кясняселькя - Уома - Леметти в направлении на Сюскюярви и далее к озеру Янисярви. Слева от неё вдоль берега Ладоги наступала непосредственно на Сортавалу 168-я стрелковая дивизия, справа, примерно в полусотне километров севернее, наступала 56-я стрелковая дивизия. Трем советским дивизиям противостояли части финских 12-й и 13-й пехотных дивизий.
Первые дни наступление дивизии развивалось достаточно успешно, к 12 декабря части дивизии установили связь со 168-й СД в районе Койриноя и вышли на непосредственные подступы к Сюскюярви. Однако на этом наступательный порыв дивизии фактически выдохся, а финские войска предприняли попытку перейти в контрнаступление. 12-14 декабря финны предприняли попытку перерезать коммуникации дивизии к западнее от Уома, но были отбиты, 14-17 декабря финские части контратаковали подразделения 18-й дивизии в районе Сюскюярви и вынудили их отойти немного на юго от Сюскюярви. В результате понессенных потерь к 18 декабря 56-й стрелковый корпус перешел к обороне, ожидая подхода подкреплений. В том числе 18-я дивизия и подошедшая к ней в начале декабря 34-я легкая танковая бригада.
29 декабря - 1 января финны попытались окружить передовые части дивизии в районе деревни Рухтинаанмяки, но не смогли, а 6 января началось очередной крупное финское контрнаступление. Перегруппировавшись, 13-я финская пехотная дивизия оставила против Рухтинаанмяки заслоны из трех батальонов, а основной удар силами шести батальонов и легкого отряда нанесла по району Леметти, где находились в основном штабы и тыловые поразделения дивизии и 34-й бригады. Из боевых подраделений там были две танковые роты, две артбатареи и две роты 97-го стрелкового полка. Отразить такой мощный удар советские подразделения не смогли и уже в первый день финского контрнаступления штаб и тылы дивизии оказались в окружении в районе Леметти. В "котел" попали около 3800 человек, 78 разных танков, 5 бронемашин, 7 артилерийских орудий и 226 автомашин и др.
Развивая успех, финская ударная групировка 7-11 января  как нож сквозь масло прошла через тыловые построения и 168-й дивизии, и вышла к берегу ладоги в районе Койриноя, отрезав от снабжения 168-ю дивизии и связанные с нею главные силы 18-й дивизии. "Штабной" котел 18-й дивизии финны смогли рассечь на две части - Леметти южное и Леметти-северное. Ввиду сложившейся обстановки главные силы дивизии 13-14 января отошли от Рухтинаанмяки к развилке дорог к западу от Леметти. Попытка финских частей овладеть Питкярантой была отбита. 17-22 января в глубокий тыл 18-й дивизии нанесли удар два сводных отряда из 12-й пехотной дивизии. В результате, между Уома и озером Лаваярви появилось еще четыре "котла" (как называли их финны - "мотти"), в которых оказалсь главным образом тыловые подразделения 18-й дивизии и шедшей ей на помощь 620-й стрелковый полк. Разрезав 18-ю дивизию на несколько изолированных "мотти", финны приступили к их планомерному уничтожению.
В ходе наступления 29 января - 2 февраля финскими войсками был полностью уничтожен котел "Леметти-северное", в качестве трофеев финнам досталось шесть артиллерийских орудий и 32 танка. Следующее наступление последовало против главных сил дивизии на развилке дорог западнее Леметти. Началось оно 9 февраля. Финны смогли отрезать главные силы 18-й дивизии от большого "мотти", в котором находилась 168-я дивизия. Образовавшийся котел "КП четырех полков" (там находились штабы и подразделения 208-го и 316-го стрелковых, 3-го артиллерийского и 12-го гаубичного полков, 56-й разведбат дивизии, а так же 381-й отдельный танковый батальон 34-й бригады) просуществовал недолго. 17 февраля оставашиеся там части дивизии пошли на прорыв в направлении 168-й СД, но были уничтожены в бою с двумя финскими батальонами и кавполком. Трофеями финских войск стали еще 33 танка, 66 артиллерийских орудий, 25 автомашин, 17 тракторов. Около 250 красноармейцев было взято в плен, примерно 1,5 тысячи при прорыве погибли, к 168-й дивизии смогли прорваться лишь единицы. 14-15 февраля финны ликвидировали котел у деревни Лаваярви, гарнизон которого смог прорваться из окружения. гарнизоны "Уома" и "Развилка дорог" (около пяти километров западнее Уома) смогли продержаться до конца боевых действий.  
В 20-х числах февраля финны усилили давление на последий оставшийся в полосе действий 13-й пехотной дивизии котел "Леметти-южное". В ночь на 29 февраля с разрешения командования, гарнизон пошел на прорыв. Основная колонна под командованием командира дивизии Г.Ф. Кондрашова, составленная из наиболее боеспособных бойцов, смогла вырваться из "котла", но позже, 1-2 марта, была почти полностью уничтожена преследовавшими их финскими подразделениями у озера Вуортанаярви. Погибло и пропало без вести 1513 человек. Вторая колонна под командованием начальника штаба дивизии З.Н. Алексеева смогла выйти к своим войскам. Алексеев спас от гибели 1237 человек, из которых около 900 были раненными и обмороженными.

Первым пунктом нашей экскурсии стал "мотти" "КП 4-х полков". Это был довольно большой "котел", наиболее близкий к Питкяранте. Именно на его территории располагается знаменитый мемориал "Крест скорби". Земля здесь (да и на территории других "мотти" 18-й СД до сих пор обильно усеяна разного рода "артефактами", ненужными многочисленным "копателям", оружующим там, изрыта воронками, окопами, землянками и т.д.






Это сам "Крест скорби", за ним видна дорожка к небольшому мемориалу, а за ним (мемориалом) - снова окопы, землянки и т.д....

Сам мемориал.



"Россия и Финляндия - две сестры,
Финляндия и Россия - две матери..."



Есл смотреть от "Креста скорби" в противоположную от мемориала сторону, то заметна большая просека в лесу. На самом деле это и есть та самая дорога, по которой наступала 18-я дивизия в 1939-м. Современное шоссе Сортавала - Петрозаводск проходит несколько в стороне.

Гарнизон "Уома" 
Гарнизон тоже довольно большой, располагается по обе стороны современного шоссе. Сама деревня Уома ныне не существует.


Вот такой небольшой явно недавно установленный крест.


 

Любопытной особенностью здесь является то, что часть советских позиций располагалась прямо на финском деревенском кладбище, окопы и ячейки вырыты буквально между могилами. Жутковатое зрелище...



Достаточно типичный образчик "мотти"-фортификации. В таких ямах красноармейцыжили и воевали в течение почти двух зимних месяцев.




Гаечные ключи, противогазы и прочие следы пребывания здесь советских бойцов продолжают валяться под ногами, словно все происходило не 70 с лишним лет назад, а месяц-два.

Гарнизон "Развилка дорог"


Опять же классическое укрытие красноармейцев, яма с печью.

И еще вариант - печью в этом случае служит железная бочка. На дне ямы видны две гранаты. Такие "сюрпризы" не то, чтобы часто, но встречаются.

Еще "яма" с печкой-бочкой. Впереди виден капот, вероятно от грузовика ГАЗ-АА.


Нашли котелок. Прямо садить и ешь из него...


Судя по обильно разбросанным вокруг "чемоданам" для переноски 82-мм минометных мин, в этой "яме" жили минометчики 620-го СП

Вид на старую дорогу Уома - Леметти с советских позиций.


"Крыша" для дымовой трубы, смастыренная красноармейцами из "чемоданчика" для мин.





Бензобак, капот, дверь - когда-то все это было машиной...


Землянка пункта медицинской помощи.

Захоронения и мемориалы.




По дороге в Леметти в лесу можно встретить несколько разрозненных захоронений советских войнов, как 1939/40 годов, так и 1941/44. Поисковики и прочий копающий люд складывает к таким памятикам не нужные им находки.


Магазин от 7,62-мм финского ручного пулемета Lahti-Saloranta M/26.






А это большой мемориал погибшим в Приладожье 1939-44 годах. Как намрассказал Александр, здесь перезахоранивают всех, кого находят поисковики в окрестностях. К мемориалу с шоссе идет дорога, на шоссе есть указатель.

"Леметти"


Все те же картины, что и везде. Полуразрушенные ямы-убежища, разбросанная аммуниция, противогазы, полсгнившие каски, останки съеденных лошадей...


Еще один "привет из прошлого"...


Здесь, видимо, была большая крытая землянка.





Просто несколько видов Леметти-южного


Памятник 34-й танковой бригаде, установленный сравнительно недавно. На барельефе почему-то танк Т-26, которых в бригаде не было. С другой стороны, по справедливому замечанию Александра, спасибо что хоть не Т-80. Памятник установлен возле т.н. "танкового мотти", где обитались танкисты.


Здоровенная яма на заднем плане - танковый окоп


Он же (или еще один, уже забыл)


Предположительно крыло от танка или БА.


Печальна судьба не только людей, но  животных. Лошадиные зубы. Это, по-моему, уже Леметти-северное.



А это, если опять-таки мне память не изменяет, уже финские окопы.

На этом наша экскурсия закончилась. Александр предлагал еще съездить посмотреть на небольшие "мотти", расположенные по дороге на Сюскюярви (к северу от КП 4-х полков), но я, с совершенно мокрыми ногами и изъеденный комарами, малодушно отказался. Впрочем, ладно, будет лишний повод еще раз заскочить в те места.
Еще раз хочу выразит благодарность Александру за чертовки интересную экскурсию.

путешествия, Карелия, Зимняя война, фото

Previous post Next post
Up