Про финские аэродромы и их вместимость.

Dec 27, 2019 14:15

Вот за что я не люблю многих историков советской закваски, особенно военных, так это за какой-то пофигизм и отношение к своему делу в духе "и так сойдет".
Вот, к примеру, известнейший историк В.А. Золотарев. Генерал-майор, доктор, профессор, председатель ученого совета ИВИ МО, председатель диссоветов и прочая и прочая...

И пишет В.А. Золотарев предисловие к изданному в 2000 году сборнику документов "Тайны и уроки Зимней войны 1939-40", в котором, помимо прочего, указывает: "Многие сооружаемые военные объекты были рассчитаны на гораздо большую численность вооруженных сил, чем та, которой располагала Финляндия. Например, военные аэродромы, построенные к весне 1939 года с помощью немецких специалистов, были способны принять в 10 раз больше самолетов, чем их имелось в финских военно-воздушных силах". (с. 4)

"Немецкие специалисты..." Ну вы поняли да? Что это за другие "многие сооружаемые объекты" историк недоговаривает, но раз говорит, что многие - как тут не поверить профессору?!

Итак, откуда растут уши у сей ценной информации, раскрывающей нам все коварство финского руководства, планомерно превращавшего страну в плацдарм для на падения на СССР?

А вот откуда:

"Заправилы бело-Финляндии всей своей политикой показали, что они готовы предать интересы самостоятельности и безопасности Финляндии империалистам иностранных держав, готовы за приличную цену служить их антисоветским военным притязаниям. И если финские правители теперь лицемерно уверяют, что они всегда хотели лишь отстоять "самостоятельность" и "нейтральность" Финляндии, то этим лжецам следует ответить: с такой ложью вы далеко не уедете. Она разоблачена полностью известными всем фактами:
[...]
Шестой факт - после поездок Маннергейма в Лондон правительство Финляндии угрожало - вопреки протесту Советского Союза - приступить вместе с Швецией к постройке укреплений на Аландских островах для использования их империалистами в антисоветской войне.

Седьмой факт - с той же целью в Финляндии было построено аэродромов в десять раз больше, чем необходимо для собственной авиации страны, построены новые военные химические заводы, и острова Финского залива подготовлялись для приёма эскадр врагов СССР".

Это выдержка из текста обращения ЦК компартии Финляндии к финскому народу от 01.12.39.

Итак, строительство аэродромомв, вместимость которых в 10 раз перекрывает наличные силы финских ВВС, согласно этому обращению, общеизвестный факт уже на 1 декабря 1939 года. Золотарев, откуда-то взяв про весну 1939 года, приводит в том же предисловии данные о численности ВВС Финляндии - около 270 боевых самолетов (с. 6)

Это только боевых. Со вспомогательными и учебными будет порядка 400 наверное. Таким образом, аэродромы Финляндии должны были вмещать до 4000 самолетов. Ну или 2700 как минимум. И это,повторюсь, "известный все факт" уже к декабрю 1939. И Золотарев им спокойно пользуется, даже не утруждая себя ссылками на источник.

А знаете, кому этот "всем известный факт" №7 был неизвестен? Конечно же олухам из разведки ЛВО! Потому как в том же сборнике под редакцией Золотарева на страницах 70-74 опубликован документ под названием "Доклад начальника штаба ЛВО народному комиссару обороны о состоянии финской армии и театра военных действий" от 10.11.39. В котором начальник оперативного отдела штаба ЛВО полковник П.Г. Тихомиров, вместо того, чтобы доложить руководству об этом, прямо скажем, вопиющем факте, пишет какую-то натуральную ерунду: "На территории Финляндии имеется 41 аэродром, включая и морские, из них наиболее развитые - в южной части Финляндии в пунктах Утти, Суурмериоки, Каухава, Иммола, Тампере, каждый емкостью на 30-40 самолетов и морские Сантахамин, Хельсинки, Кясинхянта, Туркин-Саари емкостью от 30 до 50 гидросамолетов каждый. Остальные представляют небольшие площадки размером 400 на 600 и 600 на 800 метров" (с.72). По данным того же доклада финские ВВС насчитывали "около 200-250 самолетов, без учебных" (с. 70).

Если совместить это доклад с нашими выкладками, то получается, что каждый финский аэродром, включая посадочные площадки, должен был вмещать от 65 до 95 самолетов. Но ведь в докладе сказано, что самые крупные сухопутные аэродромы вмещают "всего" по 30-40 машин, морские до 50. Таким образом, девять наиболее крупных финских аэродромов вмещали примерно 360 самолетов. Остальные 32 аэродрома представляли собой посадочные относительно площадки. Ну пусть на них можно было засунуть по 20 самолетов. Ну допустим. Итого еще 640. А всего тысяча. И это при очень большом натяге. На более чем 350 тыс. кв. км территории.

Таким образом, советская разведка полагала, что Финляндия на 200-250 боевых самолетов имеет аэродромную сеть вместимостью примерно 1000 самолетов. Ни о каком десятикратном превышении речи не идет. И я крайне далек от мысли, что ЦК КПФ обладало более достоверной информацеий, чем штаб ЛВО, и не делилась ею с последним.
Тем не менее, публикуя этот документ, Золотарев в предисловии дает данные о финской аэродромной сети, почерпнутые не из финских источников и даже не из опубликованных им же данных советской разведки, а натуральное пропагандистское клише. Что любопытно, Кривошеев в своих "Потерях СССР..." лепит ровно то же самое. Такое ощущение, что у них там в ИВИ МО года с 1940-го лежит какой-то дурацкий сборник доказательств финского коварства и они им до сих пор пользуются. При том, что финнам есть на что попенять, наши маститые военные историки продолжают из раза в раз вменять им какую-то натуральную ахинею. Зачем? Я думаю, потому что лень разбираться.

пейсатели & истореги, Финляндия, Я так вижу

Previous post Next post
Up