Дружественный огонь.

Oct 24, 2019 11:36

Около полудня 1 декабря 1939 года рота 56-го разведбата 18-й стрелковой дивизии была направлена на разведку на север по проселку, отходящему от дороги Кясняселькя - Уома. В то же время с севера, от хутора Ретсу, по этой же дороге двигался батальон 316-го СП. Примерно в 3 километрах от развилки, заметив на дороге людей, разведчики, не имевшие информации о том, что по дороге могут действовать свои, немедленно открыли огонь. Бойцы 316-го немедленно ответили огнем четырех пулеметов. Командир ОРБ капитан Клепаков связался с комбригом Кондрашевым и доложил о боестолкновении, однако командир дивизии не стал не стал разбираться и просто приказал Клепакову своими силами уничтожить «противника» в течение двух часов. Выполняя приказ, Клепаков отправил на помощь своим бойцам несколько бронемашин, которые также вступили в бой.

Тем временем, начштаба-316 капитан Лебедев, получив донесение своего комбата о бое и подошедших к «финнам» бронемашинах, заподозрил, что перед ним не противник, а свой разведбат. Лебедев приказал прекратить огонь и связался с начальником штаба дивизии майором Егоровым, который про бой ничего пока не знал. Лебедев запросил позывные разведбата для связи с ним, но Егоров ему в этом отказал, заявив, что сам свяжется с разведчиками для выяснения обстановки. Пока шли все эти переговоры, красноармейцы продолжали стрелять друг по другу, комбат-1 316-го СП подтянул к месту боя приданную батальону противотанковую пушку. В это время Егоров наконец связался с Клепаковым и дал указание выяснить, не со своими ли он ведет бой, с начала которого прошло уже три (!) часа.

Находившийся в головной бронемашине старший лейтенант Никольский получил от командира ОРБ приказ выдвинуться вперед и выяснить, кто перед ним, однако проехав несколько десятков метров машина буквально в упор получила 45-мм снаряд в лоб. БА-10 немедленно вспыхнула, сидевшие спереди водитель и радист были убиты на месте, Никольский получил осколочные ранения и ожоги, но с помощью башенного стрелка смог выбраться из машины. Находившиеся поблизости разведчики-пехотинцы бросились ему на помощь, но тут раздался второй выстрел из орудия, 45-мм снаряд которого прямым попаданием буквально разорвал лейтенанта Москвина. Перестрелка разгорелась с новой силой. Вся эта вакханалия была в конце концов прекращена прибывшим на место боя Клепаковым, который с 10 бойцами лично пробрался к позициям 1-го батальона и выяснил, что там свои.

В результате боя погибло три человека, еще восемь получили ранения. Уже на следующий день обозники 97-го СП вступили в бой с 12-м ГАП, в результате чего погиб вонврач и получил ранение санитар. Всего же только за первые десять дней войны подразделения 8-й армии семь раз вступали в бой друг с другом, в результате чего погибло четверо человек и 22 получили ранения. Причем среди последних был и командир 609-го СП майор Литвинов, попавший во время рекогносцировки под огонь своих же минометчиков. Кроме того, бойцы армии только с 3 по 6 декабря «приземлили» три связных самолета У-2.

Приладожье, Зимняя война, потери

Previous post Next post
Up