Здрасте, давно не виделись….
Читаешь вот так иногда документы столетней давности и невольно приходят мысли об истории и спиралевидном развитии. Или «что-то слышится родное в долгой песне ямщика…»
Например, как оказалось, искусство «дякувания» находилось на высочайшем уровне уже тогда, задолго до рождения графа Дякулы.
«За приветствие, с которым Ваше превосходительство от имени Императорского Германского правительства обратилось к собравшейся конференции, я имею честь от имени полномочных представителей Финляндии выразить нашу исполненную глубокого чувства благодарность. […] Императорское Германское правительство, благодаря посредничеству которого начались переговоры между Финляндией и Россией, дало этим снова доказательство своего участия в судьбе и будущности Финляндии, которое будет способствовать еще большему укреплению той глубокой испытываемой симпатии, которую финляндский народ питает к могущественной Германской империи.
Обращаясь к Вашему превосходительству с просьбой передать чувство нашей почтительной благодарности Его Величеству Германскому Императору…».
Во как, учитесь, Петр Алексеевич, есть еще куда расти…
Это, к слову, вступительная речь, точнее примерно ее 80% председателя финской делегации Карла Энкеля на переговорах в Берлине 3 августа 1918 года. Председатель советской делегации В.В. Воровский настолько офигел от неприкрытого ж… лизоблюдства финнов перед немцами, что даже несколько смутился перед зачитыванием своей речи, поскольку подобных верноподданических рулад в ней не содержалось. «…речь Энкеля превзошла наши ожидания - особенно низкопоклонническое обращение к кайзеру и расшаркивание перед немцами - вне этого речь вообще ничего не содержала и указывала на характер отношений, которые создались между теперешним финским правительством и его немецким защитником. …после этих свадебных речей мое заявление звучало весьма неприличным диссонансом».
Ну и про состояние «ни мира, ни войны» забавный момент.
К 8 мая 1918 года правительство победивших в войне финских белых под председательством Свинхувуда прибыло в Хельсинки, по поводу чего находившийся там представитель советской России при бывшем правительстве красных финнов К.Е. Кованько решил нанести визит новому хельсинскому правительству, поскольку никто его не отзывал, а в связи с победой белых диалог все равно предстояло вести уже с правительством Свинхувуда. Свинхувуд для общения с русскими назначил доктора К.Г. Идмана.
И вот 9 мая приходит Кованько к Идману на предмет обсудить как дальше жить будем и с удивлением узнает от последнего, что финское правительство не может признать его полномочия в той связи, что между Финляндией и Советской Россией идет натуральная война. И пока соглашения о мире нет, никакого представителя Финляндия признать не может. Далее цитата из доклада Кованько в НКИД:
«На мое заявление, что со стороны Русского правительства не было объявлено акта войны между Россией и Финляндией, доктор Идман от имени правительства Финляндии ответил, что хотя официального акта об объявлении войны Россией Финляндии не было, но война фактически ведется: русские солдаты сражаются в рядах красной гвардии на финляндской территории, и красная финская гвардия поддерживалась и вооружалась Русским Правительством.
На мой вопрос, заявляет ли Финляндское Правительство официально, что Финляндия состоит в войне с Россией - доктор Идман прямого ответа не дал…».
Да, а этой типа войной финны сношали мозг большевикам вплоть до подписания Тартуского мира в 1920 году, потому как очень хотели всё, а как минимум военное российское имущество (а это очень много) на территории Финляндии получить на халяву, объявив его военным трофеем.