Я вообще люблю энтузиастов от истории, пытающихся самостоятельно разобраться в том, что происходило. Иногда получается отлично и из таких энтузиастов вырастают очень крутые историки. Но, увы, не всегда. Зачастую, желание открыть что-то новое потихоньку вытесняет желание разобраться и в итоге получается очередное "разоблачение", основанное на недостаточной осведомдленности его автора. Наткнулся тут сегодня на хороший пример, довольно старый текст о "зимней войне", в котором автор походя "разоблачил" очередной заговор финнов с целью сокрытия своих тру-потерь. На сей раз в области ВВС.
Итак, слово автору:
Впрочем, по причине некоторого исследовательского занудства, (надоели гуляющие по разным книгам жуткие советские потери и наши ни в какую не убиваемые противники) немножко займёмся арифметикой. Итак, 30 ноября у финнов было 115 исправных самолётов. Ещё 225 летательных аппаратов они (по их данным) получили в ходе войны. И того 115+225=340. На момент окончания конфликта в строю оставалось 119 боевых машин. 340-119=221 самолёт. 67 из них финны по их собственным признаниям потеряли. Считаем, 221-67=154. Допустим, как сообщают сами финны, ещё 69 самолётов имели серьёзные повреждения. Ну а 85 аэропланов, вероятно, попросту растаяли с приходом весны, как снегурочки. Хороший пример того, когда у тебя вроде и циферки все более-менее правильные, но на выходе получается ерунда, потому что из поля зрения ускользнула пара-тройка деталей. Потому разберем данный пассаж буквально по пунктам:
а) Итак, 30 ноября у финнов было 115 исправных самолётов.
В составе финских ВВС по состоянию на 30.11.39 имелся 301 самолет, в том числе 145 боевых и 156 учебных и вспомогательных. К боевым машинам относились 56 истребителей, 18 двухмоторных и 7 одномоторных бомбардировщиков, а также 64 разведчика и легких бомбардировщика. Из числа боевых машин непосредственно в частях находилось 122 самолета (в том числе 114 исправных), еще 23 либо ремонтировались на Государственном авиазаводе, либо находились на базе хранения.
Источник:
http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=1618567 б) Ещё 225 летательных аппаратов они (по их данным) получили в ходе войны.
Всего в октябре 1939 - марте 1940 годов были заключены контракты или достигнуты договоренности на поставку в Финляндию 477 боевых самолетов, 35 тренировочных и 7 транспортных и вспомогательных. Однако в связи с прекращением войны в марте 1940 года и последовавшим за этим отказом Англии и Франции от дальнейших поставок, Финляндия получила в общей сложности только 207 боевых, 29 тренировочных и 7 транспортных и вспомогательных самолетов. Кроме того, в руки финнам попали 24 советских самолета, из которых три были введены в строй к 13 марта.
Источник: Geust K.-F. International Assistance to Finnish Air Force during the Winter War 1939-1940 (Международная помощь финским военно-воздушным силам во время Зимней войны) // Санкт-Петербург и Страны Северной Европы. Материалы 8-й ежегодной научной конференции 18-19 апреля 2006 года, с. 100
http://www.aroundspb.ru/uploads/history/sbornik_north_europe/sbornik_north_europe_2006.pdf в) Итого 115+225=340
С учетом вышесказанного:
Итого: 301+233=534,
Или, поскольку небоевые самолеты погоды не делают и автором изначального текста в расчет не включены: 145+207=352
г) На момент окончания конфликта в строю оставалось 119 боевых машин.
По состоянию на 15 марта в составе ВВС Финляндии числилось 134 боевых самолета в исправном состоянии, 41 в неисправном и 56 находились в ремонте на заводе. Учебных, тренировочных и прочих самолетов - 91 в исправном состоянии, 31 в неисправном и 56 на заводе. Итого исправно 225 самолетов, неисправно 72 и на заводе 112. Итого 409 машин.
Источник:
http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=1618591 д) 340-119=221 самолёт. 67 из них финны по их собственным признаниям потеряли. Считаем, 221-67=154.
352 - 231 = 121. Боевые потери ВВС Финляндии составили 53 самолета + 4 машины в боях потеряли шведские добровольцы. Общие потери боевых самолетов составили - 62 машины + 5 боевых самолетов потеряли шведы.
Источник: Talvisodan historia. Osa 4. - WSOY: Porvoo, 1981, s. 96
Итого: 121-67=54. Не 85 боевых машин, конечно, но тем не менее.
Однако, тут есть нюансы, как говорится. Дело в том, что по состоянию на 15 марта далеко не все купленные боевые самолеты успели прибыть в Финляндию. Обращаю внимание, что речь идет именно о тех самолетах, которые до Финляндии все же добрались, а не о тех, заказы на которые были аннулированы. Больше всего «опоздало» американских истребителей «Баффало». Из 44 купленных и полученных машин на 15 марта в страну прибыло только 6. Из 11 полученных английских разведчиков «Лисандр» - 2, не успели на войну также один итальянский истребитель «Фиат», шесть французских «Кодрона», один бомбардировщик «Бленхейм».
Источник: Геуст К.-Ф. Указ. соч., с. 100
Итого 38+9+1+6+1=55. Почти идеально, правда? Разницу можно объяснить расхождениями в учете, например, согласно данным Геуста в боевой состав ВВС Финляндии к 13 марта вошли три трофейных самолета, а согласно данным документа из п. «г» - четыре. Т.е. таким образом находится еще один самолет. С другой стороны, некоторые работы говорят, например, что до конца войны в Финляндию поступило не 6, а 8 «Брюстеров». Но в общем-то и так понятно, что ни о каких 85 «расстаявших как снегурка» финских самолетах речи не идет, а расхождение если и есть, то вполне себе в рамках статпогрешности.
ЧТД. Спасибо за внимание.
А, еще. Автор привел потери в личном составе финских ВВС: "Серьёзные повреждения получили 69 финских самолётов. Погибли 304 лётчика, 90 пропали без вести и 105 ранено".
Я не имею ни малейшего понятия, откуда автор взял эти цифры, но к реальности они отношения не имеют. Потери линого состава ВВС составили 75 человек убитыми и пропавшими без вести, в том числе 41 офицер, 33 унтер-офицера и 1 механик, еще 26 получили ранения. Учитывая, что среди потерь ВВС Финляндии 12 трехместных "Бленхеймов", еще 12 двухместных "Фоккеров" и "Райпонов", а также один четырехместный "Юнкерс", небольшое превышение количества убитых/раненных летчиков над числом потерянных самолетов смущать не должно.
Источник: Talvisodan historia. Osa 4. - WSOY: Porvoo, 1981, s. 96
А, не. Знаю. Цифири про потери летного состава взяты скорее всего у Широкорада. А Широкорад ссылочку не приводит. А мне искать первоисточник откровенной ерунды лень...