БОМБАРДИРОВКИ ТАМПЕРЕ В ЗИМНЮЮ ВОЙНУ

Jun 07, 2017 22:24





Тампере горит после налета 15 января 1940 года.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Seppo Uolamo, Härmälä. Tamperen Lentokenttä. - Apaly Oy, Tampere, 2004 ("Хярмяля, аэродром Тампере"). Если я ничего не путаю, перевод выполнил Андрей Михайлов ака gull, ну а я просто добавил несколько своих комментариев, выделенных курсивом.

Осенью 1939 в связи со все возрастающей угрозой войны между Финляндией и Советским Союзом, в Тампере тоже обратили внимание на заметность зданий с воздуха. Здания авиационного завода и Ilmailuvarikko получили маскировочную окраску из полос черного, зеленого и коричневого цветов.
В городе защищали окна зданий, зашивая их досками и закладывая мешками с песком. Для того чтобы уменьшить вероятность образования осколков, на окна наклеивали полоски бумаги.
Заметность с воздуха аэродрома так же удалось уменьшить. Осенью, когда еще не было снега, на поверхности аэродрома из угольной гари были сделаны «канавы», которые должны были придать аэродрому вид перекопанного поля. На озере Пюхяярви перед авиационным заводом собрали плоты, которые искажали очертания берега при наблюдении с высоты. После того как выпал снег, заметность аэродрома уменьшали, с помощью сделанных из досок «сараев», которые были установлены на полозья.
Когда проводились полеты, лжесараи утаскивали с аэродрома. Впрочем, они и так стояли таким образом, чтобы в случае прихода сигнала тревоги они не мешали быстрому взлету истребителей.
Война между Финляндией и Советским Союзом вспыхнула 30 ноября 1939, в ходе нее советские бомбардировщики производили разрушительные бомбардировки гражданских объектов на нашей территории. Тампере был одним из них.
В начале для обороны города была выделена только одна тяжелая зенитная батарея, в составе трех 76-мм орудий, размещенная в Калевакангасе. Кроме того, на южной стороне аэродрома находились два 40-мм зенитных орудия Bofors. В городе, на крышах высоких зданий было установлено несколько 20-мм зенитных орудий и девять зенитных пулеметов винтовочного калибра. Их огонь не имел большого значения, потому что бомбардировщики летали на большой высоте. Позднее в ходе войны состав средств ПВО был увеличен, и их значение при отражении налетов выросло.
В Koelentue (испытательном звене) не было организовано дежурство истребителей для борьбы с вражескими самолетами, но оно выполняло полеты на перехват, используя свободные самолеты, которые были отремонтированы на авиационном заводе или прошли там регламентные работы. Однако 15 января управление ПВО все же приказало, что: «Для Koelentue выделяются, в соответствии с возможностями, 1-2 самолета-истребителя для противодействия бомбардировкам Тампере». К этому времени Тампере уже пять раз бомбили, и в этих бомбардировках участвовал 41 вражеский самолет.
Самолетный состав Koelentue временами был довольно пестрым. В его распоряжении не всегда были пригодные для перехвата самолеты. Только Fiat G50 (SA-, позднее FA-) и Fokker D.XXI (FR-) подходили для борьбы с бомбардировщиками. Fiat был только один, он только что прибыл в страну и проходил летные испытания. А вышедшие из заводского ремонта Fokker-ы старались как можно быстрее отправить во фронтовые эскадрильи.

Бомбардировки начались

Советские бомбардировки Внутренней Финляндии начались после середины декабря 1939. Они были направлены, в частности, против Ювяскюля, Хапамяки и Васы.
Первая бомбардировка Тампере произошла 21 декабря 1939. Центр оповещения противовоздушной обороны (IPAK) получил сообщение, что с юга приближаются самолеты, вследствие чего в 10.30 в городе была объявлена воздушная тревога.
Лишь через 14 минут над городом на высоте 3500 метров появились восемь бомбардировщиков СБ-2 которые сбросили бомбовый груз на город.
Первые серии бомб упали в северном конце района Таммелла, на Армонкаллио, на расположенный в Таммелла Аспиниеми и на южный берег озера Нясиярви.
Расположенная в Калеванкагас тяжелая зенитная батарея открыла огонь по самолетам из всех трех орудий. Когда были произведены первые выстрелы, стволы орудий остались в нижнем положении, из-за сильного мороза, не позволяя продолжить стрельбу. Масло в противооткатных устройствах орудий загустело. Такого раньше не случалось, хотя зимние стрельбы производились и ранее. Эта неисправность больше не повторялась, поскольку в последствии масло держали теплым.
В обстреле самолетов участвовали и размещенные в Хярмяля 40-мм зенитные орудия Bofors, но их огонь не был эффективным из-за большой дальности стрельбы.
Поднятые в воздух истребители Fokker D.XXI из Koelento не догнали вражеские самолеты из-за их высоты полета.
Вторая бомбардировка Тампере произошла на Рождество 25 декабря 1939. Был ясный зимний морозный день, который после такого унижения(?) назвали днем бомбардировки. В Тампере объявили воздушную тревогу в 10.35, когда к городу с юга приблизились пять бомбардировщиков СБ-2.
Зенитная батарея своевременно открыла огонь. Тогда строй самолетов, летящих на высоте 7000 метров, немного растянулся, и они начали спешно сбрасывать свой бомбовый груз. СБ-2 сбросили около 20 штук 100-кг фугасных бомб, которые причинили ущерб (вызвали разрушения) в Вииникке и в Вииниккском железнодорожном маневровом парке, на железнодорожном дровяном складе, на Пююникитори (рынке Пююники?), на уходящей на север железнодорожной ветке на Пори, и на озере Нясиярви.
Из состава Koelentue в воздух поднялся истребитель Fokker, пилотируемый капитаном E. Itävuori, а десятью минутами позже истребитель-биплан Bulldog старшего сержанта A. Siltavuori (в тексте он то старшина, то старший сержант, в реальности до 15 января - старший сержант, затем - фельдфебель, старшина (lentomestari) с марта 1941 года - S.-76). Им не удалось догнать самолеты, летевшие на высоте 7500-8000 метров.

(Согласно советским данным, Тампере (железнодорожный узел) атаковали 4 СБ 35-го СБАП, которые с высоты 6000 метров сбросили 24 ФАБ-100, 6 АО-25 и 2 ЗАБ-50. После атаки их на встречных курсах безрезультатно атаковала пятерка «Бульдогов» - S.-76)

Следующая бомбардировка города произошла 27 декабря. В этот раз воздушная тревога в городе была объявлена в 10.00. Боевая тревога о приближающихся к городу шести бомбардировщиках СБ-2 была объявлена в Koelento несколькими минутами ранее. Старшина U. Heiskala поднял в небо свой Фоккер и направился к югу. Несмотря на поиски, Heiskala не смог обнаружить в небе вражеские самолеты, поэтому он вернулся обратно на аэродром.
В то время вражеские самолеты еще только поднимались в воздух в Хаапсалу в Эстонии. Перелетев Финский залив, самолеты пролетели между Ингой и Карисом, прошли восточнее Форссы к Хяменлинне или Тойале, откуда они продолжили свой путь к Тампере.

Новая воздушная тревога была объявлена в 12.25. С востока-юго-востока приближались шесть бомбардировщиков СБ-2, которые шли в двух группах по три самолета на высоте 5000 метров.
Старший сержант A. Siltavuori поднялся в воздух на Фоккере, но и в этот раз ему не удалось выйти на дистанцию стрельбы. Вражеские самолеты, выполнив бомбометание, ушли по направлению к Нокиа, и Siltavuori, приземлился на аэродроме в 13.10.
Самолеты сбросили на город 43 бомбы. Это были в основном 100 килограммовые фугасные бомбы, но в их числе было также и несколько 50 килограммовых зажигательных бомб. Бомбы были предназначены для центра города, но упали примерно на 700 метров в стороне. Бомбы упали в районах Вииникка и Ратина. Один человек погиб в Ратине.
(Город действительно атаковали 6 СБ 35-го СБАП, сбросившие 36 ФАБ-100 - S.-76)

Активность вражеской авиации в окрестностях Тампере 29 декабря была довольно высокой, однако в этот раз город не бомбили. Погода была облачной, и в 10.30 на основании многочисленных «звуковых наблюдений» в городе была объявлена воздушная тревога.
Лейтенант резерва Jorma Visapää поднялся в воздух в 10.35 и несколькими минутами позже над городом послышался звук бомбардировщика. Несмотря на поиски, вражеские самолеты обнаружить не удалось, поэтому он приземлился на аэродроме в 11.15.
От поста воздушного наблюдения пришло сообщение, что большое количество звуков наблюдается в направлении на Руовеси. Капитан Ehrnrooth поднялся в воздух в 11.30 и полетел на север. В это же время со стороны города пришли сообщения о звуке вражеского самолета. С самолетом все же не удалось установить визуальный контакт. Не было и бомбардировки, хотя одна бомбардировочная эскадрилья пролетела над городом.
В канун Нового года небо было ясным, и активность вражеских ВВС в окрестностях Тампере вновь была высокой. Воздушная тревога была объявлена в 10.09, ее причиной были девять бомбардировщиков СБ-2, приближающихся к городу с юга. Против этих самолетов взлетел старший сержант A. Siltavuori на истребителе Fokker. После взлета с аэродрома он взял курс к Кангасале, для того, чтобы оказаться на хвосте у вражеских бомбардировщиков. Ему удалось догнать строй вражеских бомбардировщиков над Лемпяяля. Благодаря произошедшему там воздушному бою и огню ПВО бомбардировщики отвернули к Нокиа.
Все же, пройдя железную дорогу, ведущую к Пори, самолеты повернули обратно к Тампере, и подошли к городу с запада. Мгновением позже Siltavuori пролетел над аэродромом в направлении на север с мотором, работающим на полную мощность. Koelentue послало второй истребитель в воздух в 11.15. В это же время бомбы были сброшены с высоты 4000 метров по Эпиля, Тохлоппи и Лиелахти.
Вражеские самолеты сбросили 65 бомб, большинство из которых были 100 килограммовые фугасные бомбы. После бомбардировки, самолеты ушли на восток над северной стороной города. Большого ущерба они не причинили.
Поскольку бомбардировщики подошли к городу с нового направления, было предположено, что для летчика, смотрящего на левую сторону от железной дороги на Пори, Тохлопи выглядит как аэродром, завод в Лиелахти как авиационный завод, а Нясиярви похоже на Пюхяярви. Сообщения о передвижениях вражеских бомбардировщиков продолжали прибывать, но новых бомбардировок не последовало, и истребители Koelentue приземлились обратно на аэродром.
(Согласно советским данным, в этот день в районе Тампере действительно действовали не бомбардировщики 35-го СБАП, прилетавшие из Эстонии, а 12 ДБ-3 53 ДБАП, действовавшие из района Новгорода. Они должны были атаковать завод в Тампере, однако ни один экипаж до цели не дошел. Три ДБ-3 отбомбились по ст. Кюлья всего в 10 км от Тампере, остальные девять повернули назад еще раньше. На свой аэродром не вернулись сразу четыре бомбардировщика, которые сели в разных местах. - S.-76)

Одна десятидневка сменила другую, и первый месяц Зимней войны закончился. После завершения года в бомбардировках Тампере наступил двухнедельный перерыв. В этот период приводились в порядок бомбоубежища, и ремонтировались повреждения, причиненные бомбами. Кроме того, была произведена переработка инструкций для гражданской обороны.
Пятая бомбардировка Тампере произошла 13 января 1940. Воздушная тревога была объявлена в 14.54, когда к городу с юга на высоте 4000 метров приближались 9+4 бомбардировщика СБ-2. Бомбардировка началась в 15.00, и она происходила с высоты 2800 метров, при этом бомбящие с планирования самолеты набирали высокую скорость.
Бомбардировка была самой разрушительной из всех предшествующих. Сброшенных бомб было 80, большинство из которых были 100 килограммовыми фугасными бомбами. Кроме того, на город было сброшено значительное количество 50 килограммовых зажигательных бомб. Под бомбы попали железнодорожный вокзал, чьи башенные часы остановились в 15.07, завод резиновых изделий Kumiteolisuus Oy в Хатанпяя, Ратина, Накала, морг публичной больницы, Королевская улица (Kuninkaankatu) и район Таммела.
Но и бомбардировщики тоже получили отпор, поскольку ПВО удалось повредить один самолет, от которого, по наблюдениям, оторвались металлические куски.


Тампере, 13.01.40

Koelentue подняло в воздух в 14.40 лейтенант резерва J. Visapää на истребителе Fokker и капитан E. Ehrnrooth на недавно прибывшем в страну итальянском истребителе Fiat G.50. После бомбардировки самолеты СБ-2 повернули на восток, и истребители пошли за ними в погоню.
Капитан Ehrnrooth на скоростном истребителе Fiat догнал первую группу, которая летела растянутым строем клина неправильной формы, над Пялкяне. Он открыл огонь по летящему последним самолету с дистанции примерно в 300 метров. Немедленно бомбардировщики собрались в плотную группу, чтобы иметь лучшие условия для обстрела Ehrnrooth-а.
Ehrnrooth немного придавил самолет вниз, одновременно повернув вслед за СБ летевшим последним справа. В результате попаданий, одна из стоек шасси самолета вывалилась вниз, а его правый двигатель начал сильно дымить. Мгновением позже самолет перешел в пологое пикирование. Через два дня в районе Риихимяки был найден разбившийся бомбардировщик СБ-2, у которого правый мотор был сгоревшим. Кроме того, в его планере были пробоины от пуль крупнокалиберного пулемета калибра 12,7 мм, стрелявшего сзади.
Когда вражеская группа после бомбардировки пролетала над Тампере, лейтенант Visapää, находясь выше, на высоте 3200 метров, летел вслед за бомбардировщиками. Он нагнал левый ведомый самолет в группе и открыл огонь с близкого расстояния - около 150-200 метров. После второй очереди левая стойка шасси бомбардировщика выпала вниз и одновременно из левого двигателя начал идти светло-серый дым. Visapää тут же начал обстреливать правый двигатель, но в это время правый ведомый самолет покинув строй, начал вести пулеметный огонь в его сторону, с расстояния в 100-150 метров.
Visapää выпустил очередь по фюзеляжу самолета, при этом огонь прекратился. Он продолжил обстреливать ранее поврежденный бомбардировщик, но из-за заклинивания пулеметов был вынужден прервать задание.

(Согласно советским данным, переброшенный в Эстонию в начале января 53 ДБАП силами 13 ДБ-3 бомбил ж.д. узел Тампере, вызвав в городе многочисленные пожары. Над целью бомбардировщики были атакованы «белым монопланом с убирающимся шасси», который был сбит стрелком-радистом Драбецким. Потерь советская группа не имела. В районе Риихимяки действительно упал СБ из состава 35-го СБАП, но это произошло на следующий день, 14 января - S.-76).

Прошло всего лишь два дня с предыдущего раза, когда в городе снова была объявлена воздушная тревога в 13.18. К городу приближались с юга три эскадрильи бомбардировщиков, общей численностью в 28 самолетов. Несмотря на это сообщение, самолеты подошли к городу не с юга. Над Лемпяяля - Хаккари они неожиданно отвернули к Кангасала, где они повернули к Тампере, летя на высоте около 3900-4100 метров.
В это время в Калеванкагасе не было зенитных орудий, потому что они были переведены в Силкавуори, после того как в ходе предыдущей бомбардировки их позиции получили повреждения. Направление на Силкавуори было важнее, чем на Калевакангас, потому, что налеты бомбардировщиков в основном производились с южного направления. В районе Тампере действовали шпионы, передавшие бомбардировщикам сообщение о перемещении орудий.
На отражение налета из состава Koelentue вылетели старшина Heiskala на самолете Fiat, а также старший сержант Siltavuori и капитан Ehrnrooth на истребителях Fokker. Siltavuori успел подняться в воздух первым, так как мотор его Fokker-а был еще теплым после возвращения из испытательного полета.

Вражеский самолет уничтожен

Siltavuori догнал вражеские самолеты на высоте 4000 метров. Он решил прицелиться по левому бомбардировщику из группы, летевшей в строю клина. Siltavuori подошел к бомбардировщику и надавил на пулеметную гашетку, установленную на ручке управления, но его пулеметы не сделали ни одного выстрела, потому, что они замерзли.
В то же время вражеские самолеты уменьшили дистанции в группе. Огонь их стрелков попадал по самолету и Siltavuori был ранен в плечо. Он бросил свой самолет в сторону, и оказался прямо за хвостом обстреливающего его самолета.
Siltavuori решил уничтожить летевший впереди него красный СБ-2, отрубив его руль винтом своего самолета. Он приблизился к самолету, при этом другие бомбардировщики продолжали стрелять в его сторону. Затем летевший впереди бомбардировщик, лишившись оперения, перешел в пологое пике. Несмотря на сильную боль, старший сержант Aarne Siltavuori произвел успешную посадку на лед озера Пюхяярви, между мысами Рейпиниеми в Пирккала и Питкяниеми в Нокиа. После оказания неотложной помощи в Нокиа, его перевезли в военный госпиталь в Хатанпяя.
Лишенный оперения бомбардировщик нашел свой конец в Весилахти. Перед тем, как самолет упал на лед Суоноярви, от него оторвались правое крыло и двигатель, которые упали на поле усадьбы расположенной на Курйенниеми. Перед тем как оторвалось крыло, из самолета выпрыгнул с парашютом один из членов экипажа. Однако парашют не успел открыться, так как самолет был уже слишком низко. Двое других членов экипажа погибли в самолете, разбившемся об лед.
Самолет упал на лед в перевернутом положении и так и остался лежать вверх колесами со слегка приподнятым левым крылом. При обследовании остова, была обнаружена бортовая карта, на которой красным карандашом была проведена линия от Хаапсалу в Эстонии до Тампере. Люди из Ilmailuvarikko разрубили остов, и похоронили экипаж неподалеку от места падения самолета на острове Ахдин-саари на озере Суоноярви.
В 1941 году представители властей Советского Союза забрали тела и увезли их в металлических гробах в Ханко.
Бомбардировка привела к еще большим разрушениям в городе, чем предыдущая. Всего было сброшено 162 бомбы. Они повредили 15 каменных домов, 3 из которых сгорели. Один деревянный дом был разрушен. Корме того 10 домов сгорели, а 9 были повреждены. Один человек погиб и двое были ранены. Возникло много пожаров, и из-за сильного мороза их тушить их было тяжело, поскольку пожарный инвентарь и вода для тушения замерзли.

(По советским данным, в этот день 35 ЛБАП нанес мощный удар по Тампере. 36 СБ с высоты 3500 м сбросили на город 12 ФАБ-250, 125 ФАБ-100, 104 ФАБ-50, 56 ЗАБ-1э и 5 АО-25. После налета в городе вспыхнули многочисленные пожары. При этом таранным ударом был сбит СБ ст. лейтенанта Морозова. Стрелок-радист Вязанкин из экипажа Морозова, по свидетельству очевидцев, отражая атаки истребителей противника, сбил два Фоккера. - S.-76)

Много говорится о сильных морозах, стоявших в период Зимней войны, и это правда. Например, 17 января 1940 температура, измеренная на аэродроме Хярмяля, составила -37,6 градусов мороза. У истребителей, участвующих в воздушном бою, при такой температуре оружие действовало ненадежно. Для того чтобы предотвратить замерзание, оружие держали насухо очищенным от смазки. Это приводило к тому, что у патронных лент появлялась повышенная склонность к обрыву. Несколько раз такое происходило в ходе воздушного боя.

Бомбардировочные эскадрильи получают урок

Вражеские самолеты не оставили Тампере в покое, и 20 января 1940 в 10.25 в Koelentue была объявлена боевая тревога в связи с угрозой с юга. Всего лишь 10 минутами позже город начали бомбить 32 бомбардировщика СБ-2, которые летели в трех разных группах на высоте 3600 метров. В первой эскадрилье было 12, во второй 9 и в третьей 11 самолетов. Всего на город было сброшено 466 различных фугасных, зажигательных бомб и бомб из электрона.
Бомба из электрона была заполнена термитным составом, а ее оболочка была из сплава электрон. Она совсем не взрывалась, вместо этого, когда бомба ударялась о землю, от заряда черного пороха воспламенялся первый инициирующий заряд. Он поджигал термит, который перед этим расплавлялся и поджигал оболочку бомбы, которая также работала как зажигательное вещество. Эта бомба была очень эффективна при действии по жилым районам с деревянными домами потому, что она не взрывалась при попадании в крышу здания, а пробивала ее насквозь и загоралась на мансардном этаже.
Koelentue подняло на перехват три истребителя Fokker. Их пилотировали капитан E. Itävuori, старшина U. Heiskala и старший сержант O. Marttila из LLv 12, который был послан для перегона истребителя с авиационного завода во фронтовую эскадрилью, но неожиданно оказался втянутым в воздушный бой.
Капитан E. Itävuori настиг вражеские самолеты над Пялкяне на высоте 4000 метров и атаковал летящий последним левый ведомый самолет. Сначала он обстрелял снизу правый мотор, который сразу начал дымить, и бомбардировщик начал отставать от строя. После этого он приблизился к следующему самолету и выпустил короткую очередь по стрелку с расстояния примерно в 150 метров, после чего огонь с его стороны прекратился. Он продолжил стрелять по предыдущему самолету, ведя огонь по мотору, из которого начал выбиваться густой дым и масло.
Летящие впереди эскадрильи сплотили строй. Itävuori атаковал левый ведомый самолет и обстрелял сначала один, а потом другой мотор, которые начали дымить. В это время он заметил, что выше находится другой СБ, который стреляет по нему.
Посмотрев назад, Itävuori увидел еще восемь самолетов, и все они стреляли по нему. Немедленно выполнив маневр по уходу из под огня, он увидел в прицеле своего самолета одинокий бомбардировщик СБ-2. Он быстро обстрелял его, после чего бомбардировщик начал дымить.
За время воздушного боя Itävuori уже достиг окрестностей Карккилы и из-за недостатка патронов он был не способен больше продолжать преследование, поэтому он решил вернуться обратно на аэродром Тампере. Однако его работа еще не была закончена. Повернув обратно, Itävuori увидел летящий ниже него одиночный СБ-2, которого он вынудил приземлиться на лед Кернаула (Керналанъярви?).
Во время бомбардировки вылетевший на перехват старшина Urho Heiskala был на высоте 4000 метров над Лемпяля, откуда он увидел, что бомбившие город вражеские самолеты повернули на Кангасалу. Чтобы догнать их, Heiskala направился на северо-восток. Он догнал поворачивающие на курс возвращения бомбардировщики к северу от Кангасалы. Они летели тремя разными группами. Heiskala атаковал летевшую последней группу, которая насчитывала 11 самолетов, и открыл огонь по ней снизу.
Когда несколько самолетов из состава эскадрильи заметили атаку, они открыли пулеметный огонь по самолету Heiskala. Heiskala в ответ выпустил пару коротких очередей по ближайшему вражескому самолету, у которого сразу же вывалилась вниз одна из стоек шасси. Приблизившись к самолету на расстояние в 20-30 метров, он сначала обстрелял стрелка, а затем продолжил вести огонь по моторам.
Из которых и пошел интенсивный черный дым. А вскоре после этого самолет накренился вправо и тут же перешел в пике.
После этого он переключился на обстрел следующего самолета, который летел перед ним на расстоянии примерно в 300-400 метров. Heiskala открыл огонь с расстояния примерно в 250-300 метров, вначале ведя огонь по фюзеляжу самолета. При этом его стойки шасси сразу же вывалились вниз. Тогда он быстро догнал самолет, обстреляв сначала стрелка, а затем правый мотор самолета, из которого пошел густой черный дым. Но он не смог повторить атаку, поскольку его пулеметы больше не работали. В это время Heiskala находился к востоку от Пялкяне, откуда ему пришлось вернуться обратно на аэродром.
Кроме этого старший сержант O. Martila удалось сбить один бомбардировщик СБ-2 в р-не Пялкяне.

(По советским данным, 35 СБАП совершил очередной массированный налет на Тампере. На сей раз целью был авиазавод. 34 СБ с высоты 3600-4200 м сбросили на цель 12 ФАБ-250, 116 ФАБ-100, 86 ФАБ-50, 3 АО-25 и 812 ЗАБ-1э. Летчики наблюдали многочисленные попадания в постройки. Над целью истребители противника атаковали строй советских бомбардировщиков. Противник насчитывал 15 самолетов, в том числе те самые «белые монопланы с убирающимся шасси». В результате боя стрелки-радисты доложили о четырех сбитых истребителях, но собственные потери оказались очень большими. Назад не вернулись экипажи ст. лейтенанта Мышляева, мл. лейтенанта Степанова и лейтенанта Мельниченко. Все сбитые летчики, за исключением погибших лейтенанта В.М.Мельниченко и стрелка из его экипажа мл. комвзвода А.П. Воробьева, попали в плен. - S.-76)

Бомбы падают на Хярмяля

В ходе бомбардировки произошедшей 15 января, бомбы были сброшены в районе Лемпяля, а также на железную дорогу в р-не железнодорожного переезда Руккамяки, и на пути по обе стороны от него.
Во время бомбардировки Тампере 20 января в городской район Хярмяля попало 20 штук 100 килограммовых фугасных бомб и 10 бомб из электрона, 9 из которых воспламенились. Одна зажигательная бомба упала вблизи от коллектора авиационного топлива, но к счастью не взорвалась.


Тушение пожара в Тампере 20 января 1940 года.

Бомба, попавшая во двор Перкиёнкату 5, повредила крышу дома, а бомба, попавшая во двор Перкиёнкату 1 - крышу второго дома, так же как и бомба упавшая на Антинкату 2. Бомба попавшая во двор Перкиёнкату 19-21 повредила один дом. Бомба, упавшая на дом Леполантие 15, тоже тяжело повредила его. В районе было разбито много окон. Бомба, попавшая в бомбоубежище в Хярмяля, травмировала пять человек.
В январе 1940 Советские ВВС для бомбардировок центральных районов страны использовали наряду с бомбардировщиками Туполев СБ-2 еще и бомбардировщики Ильюшин ДБ-3, чья бомбовая нагрузка была значительно больше, чем у СБ-2.
Днем 29 января вражеская авиация активно действовала в районах Лахти, Хаухо, Пялкяне и Хяменлинна. В районе Тампере так же появились два заблудившихся ДБ-3.
Долгое время бомбардировок не было. Следующий воздушный налет произошел в субботу 17 февраля, в ясную погоду. Воздушная тревога в городе была объявлена в 11.13, в связи с приближением к городу с запада 43 бомбардировщиков СБ-2, которые летели на высоте 5000 метров в составе трех разных групп. Размещенные в Нокиа 40-мм зенитные орудия Bofors открыли огонь по самолетам, но для высоколетящих групп этот огонь не был действенным.
Всего в районе города упало 350 бомб, 167 из которых были фугасными, а 183 бомбами из электрона. Бомбардировке подверглись центр города, а также районы Эпиля, Писпала и Пююники. Между рекой Таммеркоски и железнодорожным вокзалом упала только одна фугасная бомба. В восточной части города - в районах Вииникка, Ярвенсиву, Вуохенойя и Уусикюля всего упало 100 фугасных бомб и 80 бомб из электрона. Многие дома были повреждены, и много окон было разбито. Производственное здание торгового общества (Kauppakunta Tuotannon rakennus), ремонт и реконструкция которого были лишь недавно завершены, было сильно повреждено. Вода которой тушили пожар замерзла в подвальных помещениях, образовав слой толщиной 60-70 см. В результате бомбардировки только три человека были травмированы.
Koelentue послало в воздух всего один истребитель. Капитан E. O. Ehrnrooth взлетел на истребителе Fiat вслед за бомбардировщиками, которые после бомбардировки начали набирать высоту.
Он догнал один СБ-2 только вблизи побережья на высоте 7500 метров. Он отстал от остальных самолетов в группе примерно на 1 километр. Бомбардировщик не замечал приближающийся истребитель.
Ehrnrooth открыл огонь по самолету. Он выпустил первую очередь с 200 метров, попав в середину фюзеляжа, и продолжил стрелять по нему снизу, сократив расстояние до 100 метров. Одной очередью он попал по правому двигателю, из которого сразу же пошел густой дым и самолет перешел в пикирование. Из-за недостатка горючего Ehrnrooth не мог преследовать следующий самолет, и был вынужден повернуть обратно. В этот момент он находился в 10 км к западу то маяка Орренгрунд.

(35 СБАП совершил два крупных налета на стратегически важные центры в юго-западной Финляндии. В первом вылете 38 СБ нанесли удар по Тампере, сбросив на город с больших высот (6-7 тыс. м) 46 ФАБ-250, 114 ФАБ-100, 50 ФАБ-50, 60 ЗАБ-50 и 224 ЗАБ-1э. В городе было повреждено около 20 зданий, три человека получили ранения. Летчики видели финские истребители, которые, однако, атаковать СБ не смогли. - S.-76)

Последняя бомбардировка Тампере в Зимнюю войну

Последняя бомбардировка Тампере произошла 2 марта 1940 года. В тот день по городу было нанесено три удара примерно с часовым промежутком между ними. Как тогда было подсчитано, всего над городом прошло около 100 самолетов, которые сбросили 690 бомб. Бомбардировка вызвала большие разрушения.
Первая бомбардировка началась в 12.32, в ней участвовало 42 бомбардировщика. Вторая бомбардировка силами 35 бомбардировщиков была произведена в 13.55. В третьей бомбардировке в 14.32 участвовали 25+9 самолетов. Следом за эскадрильей в составе 25 самолетов летели 9 других самолетов, которые не сбрасывали бомбы. Было замечено, что с этих самолетов в районе Айтолахти были сброшены парашюты, которые несли как людей, так и материалы. Несмотря на поиски ни десантники, ни грузовые парашюты найдены не были. Возможно, сброс груза ожидали, и его либо спрятали, либо быстро вывезли из района.
Koelentue подняло в небо троих летчиков-испытателей: старшину Heiskala, капитана Ehrnrooth и лейтенанта резерва Visapää. Они пилотировали истребители Fokker (FR-84, FR-101 и FR-106).
С моторами, работающими на максимальных оборотах, они пытались догнать над городом уходившие бомбардировщики СБ-2 и ДБ-3. Капитан Ehrnrooth догнал один ДБ-3 над деревней Сиуро, что под Нокиа, и обстрелял его слева с расстояния в 50 метров. Самолет упал на железнодорожную насыпь около остановочного пункта Яаккола.
Старшина U. Heiskala, преследуя бомбардировщиков набрал высоту почти в 7000 метров, но был встречен сильным ответным огнем стрелков бомбардировщиков. Heiskala получил смертельное попадание, и его самолет упал на Юлёярви.
Лейтенант резерва Visapää нагнал группу из 60-70 бомбардировщиков ДБ-3 над Сиуро. Он выбрал целью группу, состоящую из четырех бомбардировщиков, летящих друг за другом на дистанции примерно в 500 метров. Между Сиуро и Пункалайдуном он атаковал летящий последним самолет.
Первая же его очередь он попала в цель, и вызвала пожар между левым мотором и фюзеляжем бомбардировщика. Самолет сразу же накренился влево и перешел в пологое планирование. После этого Visapää, с помощью набранной в пикировании скорости, подошел ко второму, летевшему перед ним бомбардировщику, и выпустил короткую очередь по его правому мотору. После второй очереди за мотором появился белый след, похожий на пар. В следующей атаке оружие перестало работать, несмотря на неоднократные перезарядки. Поэтому Visapää был вынужден вернуться на аэродром.
После того, как капитан Ehrnrooth приземлился, его самолет был вновь подготовлен к вылету, так как к Тампере подходили новые бомбардировщики. Оказавшись на одной высоте с бомбардировщиками, он приблизился к выбранному в качестве цели ДБ-3 и открыл по нему огонь.
В это время появились прикрывающие эскадрилью истребители Поликарпов И-153, и атаковали его сверху. Уйдя из-под удара, Ehrnrooth обнаружил, что всего истребителей было 10-15. Получив короткую возможность выпустить ответную очередь, он тут же оторвался от них вертикальным пикированием.
Между тем бомбардировщики ушли из его поля зрения. Это был первый раз, когда Советские ВВС использовали истребители сопровождения при бомбардировках Тампере.
На аэродроме в самолете Ehrnrooth-а обнаружили несколько пулевых пробоин в ветровом козырьке, фюзеляже и крыле.
Когда во второй половине дня Visapää взлетал на FR-101 для отражения третьего налета, бомбардировщики были уже над аэродромом. Он догнал врагов над Пялкяне и вошел в соприкосновение с группой, которая летела последней. Он атаковал летящий последним в группе правый ведомый самолет, и выпустил несколько очередей по его двигателю.
Двигатель начал дымить, на вскоре дым прекратился. Одновременно от самолета отлетело что-то, выглядевшее как лист металла. При погоне за бомбардировщиками на полном газу двигатель самолета Ehrnrooth-а (?) слишком перегрелся, и он был вынужден прекратить преследование.

(Бомбардировщики Особой Авиабригады совершили мощный налет на ж/д узел и авиазавод в Тампере. В вылете приняли участие 43 СБ 35 СБАП, 25 ДБ-3 53 ДБАП и 36 ДБ-3 7 ДБАП в сопровождении 26 И-153 38 ИАП. Лидировал группу один СБ Управления бригады. На цели с высоты 3300-4800 м было сброшено рекордно большое количество бомб: 26 ФАБ-500, 20 ФАБ-250, 535 ФАБ-100, 126 ФАБ-50 и 104 ЗАБ-50. Результаты бомбометания были оценены как хорошие.
В районе цели советское соединение было атаковано большой группой истребителей противника, насчитывающей, по оценкам участников вылета, до 15 D.XXI и 3 «Бульдога». В завязавшемся бою было заявлено о семи сбитых истребителях противника, в том числе два D.XXI «Чайками» 38 ИАП. Отличились ст. лейтенанты Коряев и Шепетов. Однако полностью свои функции истребители прикрытия выполнить не смогли, поскольку 35 СБАП недосчитался сразу двух СБ: ст. л-нта Рожкова и ст. л-нта Силина. Все шесть летчиков погибли, причем среди них был военком полка батальонный комиссар Галич, летевший штурманом в экипаже Рожкова. - S.-76)

Трудности обслуживания самолетов и аэродромные проблемы

Увеличившиеся в связи с войной задачи по техническому обслуживанию легли главным образом на плечи того же штатного личного состава, поскольку из-за большого разнообразия типов эксплуатировавшихся самолетов и моторов было трудно организовать кратковременное обучение помощников механиков. Работы выполнялись преимущественно ночью. Не хватало ни специалистов, ни аэродромного обслуживающего персонала, однако взлетная полоса аэродрома содержалось в укатанном состоянии. Последствия бомбардировки были быстро исправлены. Чтобы минимизировать опасность от бомбардировок, самолеты часто переставляли в разные части аэродрома.
Школа механиков ВВС 21 октября 1939 была переведена из Хельсинки в Тампере, и размещена в помещении народной школы в Рантаперкиё. Продолжительность первых курсов в Тампере была установлена в один год. В связи с обострением политической ситуации, курсы были сокращены до трех месяцев, при этом из обучения были исключены все общеобразовательные дисциплины. Военные курсы механиков номер 19, 20 и 21, известные как Рантаперкские курсы, были проведены в период 21.10.1939-27.03.1940. Это были курсы помощников механиков для военнослужащих срочной службы. Практические занятия на курсах проводились по ночам в аэродромном ангаре.

Итоги

Всего за время Зимней войны Тампере бомбили 12(?) раз в течении девяти дней. 246 бомбардировщиков побывали в небе над Тампере. В разных частях города упало 1928 бомб. Днем наиболее разрушительных бомбардировок стало 2 марта 1940, когда город бомбили 103 вражеских самолета, сбросившие 690 бомб. В ходе этой бомбардировки погибли 9 человек, 30 домов было повреждено, 10 домов и зданий было полностью разрушено, возникло 22 пожара.
Всего в ходе бомбардировок Тампере в Зимнюю войну было убито 17 и ранено 43 человека. Было разрушено 25 каменных и 53 деревянных здания. Частичные повреждения получили 70 каменных и 164 деревянных здания. Еще примерно в 650 домах были разбиты окна и имелись другие незначительные повреждения. Жилья лишились 4000 жителей Тампере.
Пилоты Koelentue выполняли в среднем пять вылетов в день, которые часто выполнялись на разных типах самолетов. Частым явлением было объединение испытательного полета с полетом на перехват. Пилоты Koelentue за время Зимней войны сбили 12 вражеских бомбардировщиков и повредили еще четыре самолета. Koelentue выполнило 89 вылетов на перехват, со средней продолжительностью в 36 минут. Общее летное время составило 55 часов 50 минут. ПВО Тампере повредило шесть самолетов.
Когда вражеские бомбардировщики попадали под атаку истребителей, они уменьшали расстояние между самолетами в группе, и открывали огонь по истребителям, обычно с большой дистанции - на расстоянии примерно в 1000 метров стреляли уже все. Когда истребитель переходил к близкому преследованию, соседний бомбардировщик мог отстать, чтобы вести по нему огонь.
Враг использовал истребители прикрытия только один раз, 2 марта 1940. Вступив в бой с финским истребителем, они стазу же сбросили крыльевые баки. Последовавший воздушный бой продолжался всего лишь около двух минут, после чего наш истребитель оторвался от них. После этого истребители сопровождения повернули назад. Дальность полета И-153 с дополнительными баками была около 900 километров, а без них 480 километров.

Эпизоды, ВВС, книги, не мое, Зимняя война

Previous post Next post
Up
[]