НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Dec 27, 2016 23:05

Киселев О.Н., Пепелина Н.И., кандидат исторических наук, ФГБОУ ВПО МГАВМиБ - «МВА им. К.И. Скрябина», Москва, РФ

Война, будучи одной из величайших человеческих трагедий, неизменно интересует историков, публицистов, писателей. Сотни тысяч томов посвящены грандиозным военным сражениям, боевой технике, военной экономике и работе тыла, подвигам солдат и полководческому гению стратегов. Однако, значительно меньший интерес вызывают неизменные спутники человека, становившиеся невольными участниками человеческих конфликтов, начиная с древней истории и до наших дней - лошади.

Даже вторая мировая война, часто именуемая «войной моторов», с не меньшим на то основанием могла бы называться «войной копыт». Только через Красную Армию и Вермахт за годы войны прошло в общей сложности около 5,75 млн лошадей [8]. Лошади своими невероятными усилиями не только помогали человеку побеждать, но и в полной мере делили с ним горькую чашу поражений. В этом отношении войны середины ХХ века
ничуть не отличались от битв эпохи Средневековья или Наполеоновских войн. Солдаты противоборствующих армий без всякой жалости уничтожали конский состав противника, стараясь лишить его подвижности. Попавшие в окружение вместе с людьми лошади часто становились последним источником пищи для бойцов. Конечно, ХХ век привнес в тяжелую жизнь лошади на войне свои особенности, включая и положительные, в частности существенно вырос уровень ветеринарной медицины, в том числе и военной. Однако в целом положение вещей ничуть не изменилось: лошади продолжали страдать во имя человеческий страстей и амбиций.

Если, так сказать, боевой путь лошади в Великой Отечественной войне все же нашел свое отражение в ряде работ [7], то использование лошадей в локальных конфликтах второй половины 1930-х годов, а тем более внимательное рассмотрение их участия в различных сражениях пока что в основном остаются за рамками интереса профессиональных историков, по крайней отечественных. Постараемся же немного восполнить этот пробел и проследить за судьбой прекрасных животных на примере одной из наиболее трагических страниц советско-финляндской войны 1939-40 годов, известной в западной историографии также как «Зимняя война», сражении за деревню Суомуссалми.

Это сражение стало следствием попытки советского командования силами двух дивизий 9-й армии прорваться по кратчайшему маршруту от советско-финской границы к Ботническому заливу. Финская армия, стянув в этот район подкрепления, в почти полуторамесячных боев (30 ноября 1939 г. - 10 января 1940 г.) сумела нанести РККА тяжелейшее поражение, людские потери советской стороны в нем составили почти 13 тысяч человек, в том числе 2303 убитыми и 3868 пропавшими без вести [6; 118].

К началу советско-финляндской войны советская 9-я армия имела в своем составе 39278 человек и 15289 лошадей, в том числе в действующей на на суомуссалменском направлении 163-й стрелковой дивизии 12728 человек и 5579 лошадей [4; 1]. Лошади в стрелковой дивизии подразделялись на три категории: верховые, которые использовались для передвижения командным составом, бойцами кавэскадрона
разведывательного батальона и т.д., артиллерийские, обслуживающие дивизионную и обозные, предназначенные для тыловых служб в качестве транспортного средства. Основную массу конского состава (более половины) составляли именно обозные лошади. Лошади широко применялись в основном в частях дивизии, тогда как армейские тыловые службы больше ориентировались на автомобильный транспорт, тракторы и другие механические средства передвижения. Однако и здесь совсем без лошадей обходиться не удавалось. Например, из-за нехватки транспорта 8-й дорожно-эксплуатационный полк был укомплектован в среднем на 50%, а взамен других полк получил 165 обозных лошадей. Впрочем, командование полка этому обстоятельству оказалось даже отчасти радо: «Полученные лошади (взамен автомашин) уменьшили подвижность полка, но сыграли большую роль в дорожно-строительных работах» [11; 42-43]. Помимо этого полка в армейском тылу
лошадей относительно широко использовали только госпитали.

Еще до начала войны командованию армии пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Дело в том, что от станции Кемь Мурманской железной дороги, где располагалась главная база снабжения суомуссалменского направления, до границы шла всего одна дорога, да и то только до деревни Войница, находящейся примерно в полусотне километров от границы. Дорога эта протяженностью 230 километров каждую весну и осень из-за дождей превращалась в непролазное месиво из грязи и песка. В мирное время ее просто закрывали в этот период на две недели, но теперь на пороге была война и задачи приведения дороги в порядок, а также прокладки пути от Войницы до границы легли на плечи, главным образом, солдат и командиров 163-й дивизии, а также еѐ конского состава. Из-за распутицы снабжение ушедших к границе частей оказалось сильно затруднено, и если людям провизию еще кое-как удавалось подвозить, то с фуражом для лошадей дела обстояли совсем плохо. Например, во 2-м дивизионе 86-го артполка дивизии 19-21 ноября кони получали в сутки от 500 до 900 граммов овса. Кое-что давали небольшие местные колхозы, но в целом лошади вели полуголодное существование, что в совокупности с тяжелой работой, которую им пришлось выполнять, привело к массовому выходу лошадей из строя. Изголодавшиеся и обессиленные лошади просто не могли выполнять даже свои прямые обязанности, не говоря уже об их участии в дорожных работах, а в ряде случаев просто гибли. Комиссар дивизии Т.Я. Белик уже 25 ноября, т.е. за пять дней до начала войны докладывал: «Всего лошадей с приданными частями в дивизии 6000 штук. Вследствие усиленной работы и сокращения фуража а период с 11 по 18 ноября упитанность лошадей резко упала, увеличилась заболеваемость. С 20 ноября больше 3000 лошадей отведены в Ухту, где сейчас поставлены на откорм. Остальная часть оставлена на обслуживание частей. От истощения на сегодняшний день пало 50 лошадей» [12; 3-4]. Тут необходимо отметить, что в Ухте на тот момент располагался 175-й дивизионный ветеринарный лазарет и эвакуационное отделение армейского 662-го эвакуационного ветлазарета.

30 ноября с переходом советско-финской границы частями Красной Армии, в том числе 163-й дивизией, начались боевые действия. На первых порах финны ввиду малочисленности не смогли оказывать серьезного сопротивления, но уже к 11 декабря, после взятия дивизией Суомуссалми, к финнам подошли первые серьезные подкрепления, и они контратаковали. Отбить деревню финским частям не удалось, но расположенные там части дивизии оказались в полуокружении. И без того скверная ситуация со снабжением приобрела просто угрожающий характер. В период с 15 по 17 декабря финнам удалось перерезать единственную остававшуюся свободной дорогу в Суомуссалми. Документы оказавшихся в котле частей бесстрастно констатировали сложившееся тяжелое положение: «Продуктов нет, хлеба нет, сахара нет, овса нет, сена нет…» [10; 65].

Дорогу удалось разблокировать, но грузы в деревню подвозили в первую очередь для людей, а лошадям приходилось ждать своей очереди. Несчастные животные объедали кору с деревьев. Справедливости ради нужно заметить, что в этот тяжелый период люди не остались безучастными к страданиям животных. Бойцы с риском для собственных жизней осматривали брошенные жителями немногочисленные хутора в поисках сена, но к середине декабря и этот скромный источник пополнения провизии для лошадей иссяк. Брать уже было просто нечего. Лишь к 20 декабря обеспечение фуражом более-менее восстановилось, в частях уже имелось по одной полноценной сутодаче фуража.

Голод был одной из основных причин потерь лошадей в дивизии, но все же главной причиной сокращения их числа были действия противника. Финны очень быстро осознали, что лошади - еѐ главное «транспортное средство», без них дивизия просто не сможет двигаться, тащить обоз и артиллерию. Но это понимали и советские командиры, поэтому лошадей старались беречь и не подставлять под финские пули. Тем не менее, к середине декабря погибло 44 и было ранено 56 лошадей, еще 52 пали от голода и болезней, а 2 утонули при переправе. А в течение следующей недели погибли еще 79 и получили ранения 70 лошадей, 60 животных от голода и болезней [13; 65]. Поскольку больше всего лошадей среди боевых частей дивизии использовали артиллерийские части, неудивительно, что именно они несли наиболее тяжелые потери в конском составе: из погибших лошадей 83 принадлежали артиллеристам. Однако они же в трудное время лучше всего заботились о лошадях, поскольку от голода и болезней у них погибло лишь восемь животных [9; 165].

Между тем, к середине декабря на фронт под Суомуссалми начали прибывать первые подразделения 44-й стрелковой дивизии. Дивизия была укомплектована гораздо лучше 163-й, но, несмотря на наличие у неѐ 590 различных автомашин и 103 тракторов, в еѐ составе имелся внушительный табун в количестве 5191 лошади [2; 4]. К сожалению, у бойцов и командиров дивизии не имелось необходимого опыта пребывания на фронте, а финские солдаты уже в достаточной степени овладели тактикой диверсионных действий и внезапных налетов. Результат себя не заставил долго ждать. Уже в ночь на 23 декабря финский отряд ворвался в расположение остановившихся на ночлег обозов передовых частей дивизии и устроил там настоящую бойню. Поскольку сил для полного разгрома советского лагеря у финских пехотинцев не хватило, отходя они буквально выкосили большую часть имевшихся там лошадей. В результате всего за пару часов погибло 154 лошади (в основном артиллерийских), еще 35 несчастных животных были ранены [5; 4].

В течение 25-27 декабря финские части под Суомуссалми, получив очередную порцию подкреплений, начали контрнаступление против 163-й дивизии. Измотанная уже почти месяцем боев дивизия не смогла удержать Суомуссалми и начала отход. С собой брали только самое необходимое, раненным и истощенным животным, которых не успели эвакуировать ранее, тут места не было. Их либо добивали, либо просто оставляли противнику. К сожалению, часть сил дивизии оказалась блокированной финнами на дороге к северу от деревни. С огромным трудом в последний момент оттуда удалось вывести обозы дивизии, но в общей сложности около полка с артиллерией оказались окружены. Финны уже традиционно начали повальный отстрел лошадей, но и советским бойцам было уже не до заботы о животных. В конце декабря - начале января остатки окруженных прорвались к своим без тяжелого вооружения, техники и, естественно, лошадей.

Результат отступления и для людей, и для лошадей оказался страшнее, чем предыдущий месяц боевых действий. К 15 января безвозвратные потери 163 дивизии в конском составе достигли колоссальной цифры в 1401 лошадь, в том числе 634 артиллерийских и 389 обозных. При этом за первую половину января погибло всего 10 лошадей. Так, например, в 81-м горно-стрелковом полку с начала войны было убито 192
лошади, ранено 10, 40 пали от истощения, а 87 было оставлено противнику. 365-й артиллерийский полк безвозвратно потерял 495 лошадей, т.е. половину из имевшихся у него животных [14; 168-169, 187, 189]!

Отбросив 163-ю дивизию от Суомуссалми, финские войска перегруппировались и нанесли удар по разворачивавшейся на дороге восточнее деревни 44-й дивизии. Ни командование, ни личный состав оказался неготов к такому повороту событий. Дивизия была почти сразу отрезана от тылов, а поскольку у неѐ фактически не было запаса фуража и продуктов, вскоре начался голод, в добавок к которому ударили сильнейшие морозы. Фактически в течение недели соединение было разгромлено, лишившись практически всей техники и артиллерии и потеряв более 6 тысяч человек. Финны при разгроме дивизии применили весь свой накопленный опыт, в том числе безжалостно уничтожая лошадей. Сделанные западными корреспондентами фотоснимки с мест боев демонстрируют ужасную картину разбросанных вдоль обочин заиндевевших трупов лошадей вперемешку с разбитой техникой и имуществом.

Фактически весь конский состав дивизии, за исключением той еѐ части, которая не успела вступить на злополучную дорогу и оказалась вне кольца окружения, либо погиб, либо достался финнам. Из 5191 лошади, имевшейся у неѐ к 7 декабря, по состоянию на 11 декабря в строю осталось всего 1796 [3; 167]. Финны отчитались о захвате на месте разгрома дивизии 1170 лошадей [17; 153], таким образом 2252 лошади, вероятнее всего, погибли.

Из почти 11 тысяч лошадей, имевшихся в составе двух советских дивизий, сражавшихся под Суомуссалми, обратно не вернулись без малого 5000. Страшная цифра, в процентном отношении существенно даже превосходящая действительно ужасные потери личного состава советских дивизий. Около 1500 из них достались финнам (из конского состава 163-й дивизии противник захватил примерно 350 лошадей), остальные же пали жертвами пуль, снарядов, холода, голода, тяжелого труда и вызванных ими болезней.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, сколь важно помнить сегодня о разрушительном кошмаре войны для всего человечества. Но также необходимо понимать нашу ответственность перед окружающей нас природой, перед животным миром, который становится невольным участником и жертвой людских амбиций и притязаний.

Список литературы и источников.
1. Боевой состав 122 и 163 СД на 23.11.39. Российский Государственный Военный Архив (далее РГВА). Ф. 34980. Оп. 9. Д. 952. Л. 4
2. Боевой состав 44 СД на 7.12.39. РГВА. Ф. 34980. Оп. 5. Д. 356. Л. 4
3. Боевой состав 44 СД на 7.12.39. РГВА. Ф. 34980. Оп. 5. Д. 407. Л. 167
4. Боевой состав 9-й армии на 20.11.39. РГВА. Ф. 34980. Оп. 5. Д. 356. Л. 1;
5. Донесение командира 44 СД от 26.12.39. РГВА. Ф 34980. Оп. 5. Д. 45. Л. 4
6. Киселев О.Н. Динамика потерь личного состава Красной армии в ходе сражения за Суомуссалми зимой 1939-1940 гг. По документам Российского государственного военного архива//КЛИО, №9 (93), 2014.
7. Ковалевская В.Б. Конь и всадник (пути и судьбы) /Под. ред. Д.С. Раевского. - Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1977.
8. Кожевников Е.В., Гуревич Д.Я. Отечественное коневодство: история современность, проблемы. - М.: Агропромиздат, 1990.
9. Оперативная сводка №15 штаба начальника артиллерии 47 СК 23.00 17.12.39. РГВА. Ф. 34980. Оп. 5. Д. 248. Л. 165.
10. Оперативная сводка б\н 204 ПТД 17.12.39. РГВА. Ф. 34980. Оп. 10. Д. 3117. Л. 65
11. Отчет о работе 8 дорожно-эксплуатационного полка. РГВА. Ф. 34980. Оп. 5. Д. 437. Лл. 42, 43
12. Политдонесение 163-й СД 25.11.39. РГВА. Ф. 34980. Оп. 10. Д. 3098. Лл. 3, 4
13. Потери частей 163 СД в период с 15.12 по 22.12 РГВА. Ф. 34980. Оп. 5. Д. 411. Л. 65; Потери частей 47 СК в период с 30.11 по 15.12.
14. Сведения о потерях 163 СД с 30.11.39 по 15.01.40. РГВА. Ф. 34980. Оп. 5. Д. 411. Лл. 168-169, 187, 189
15. Советская кавалерия. Военно-исторический очерк / А. Я. Сошников, П. Н. Дмитриев, А. С. Арутюнов и др. - М.: Издательство «Воениздат», 1984.;
16. Фоулер Дж. Кавалерийские части Германии и ее союзников во Второй мировой войне. /Пер. с англ. Вершубской Г.Г.; Науч. ред. Козлов А.И.. - М.: АСТ; Астрель, 2003.
17. Kilin J., Raunio A.. Talvisodan Taisteluja - Karttakeskus, 2007, s. 153

Опубликовано: http://rmebrk.kz/journals/2780/46460.pdf

Эпизоды, Зимняя война, Суомуссалми, потери

Previous post Next post
Up