В Котлах я в августе 1987г. прошёл военные сборы и стал офицером запаса ВС СССР и с тех пор там не был. Главной достопримечательностью деревни была построенная в 1836г. усадьба Альбрехтов с роскошным парком. Такой она была до исторического материализма.
Примерно такой утратив ротонду усадьба была 25 лет назад. В ней располагалась школа, а потом какие-то учреждения.
У ворот усадьбы была часовня замаскированная хрен знает подо что. Проходя мимо мы всегда ломали голову о назначении этого домика без окон и дверей. За 25 лет он не изменился.
А вот от усадьбы не осталось почти ничего. В 90-е её пытались перестроить, когда попытка закончилась неудачей решили снести, однако на подтягивание серьёзной техники компрадорских денег не хватило, а имеющаяся забуксовала при попытке снести портик и здание бросили в полуразрушенном состоянии.
Герб Альбрехтов.
А вот Никольская церковь постройки 1888г. напротив возродилась. 25 лет назад она была грязной и бесформенной руиной.
Следующим был Кингисепп (переименованный в 1922г. назло соседям в честь красного бандита), более известный в истории как крепость Ям, Ямгород и Ямбург. Такой застал крепость Адам Олеарий.
Сейчас от крепости остались только валы на берегу Луги-реки
Екатерининский собор, построенный в 1764-1783 гг. по проекту Антонио Ринальди, автора Большого Гатчинского дворца и Мраморного дворца в СПб.
В застойные годы собор был музеем, около него до сих пор стоят старые поклонные и кладбищенские кресты. Один из них явно использовался как камень-следовик в языческом культе.
На другом берегу Луги-реки напротив крепостных валов находится усадьба Романовка, принадлежавшая герою Отечественной войны 1812г. генералу Карлу Ивановичу Бистрому (1767-1838).
Его портрет есть в военной галерее 1812 года в Зимнем дворце.
Бистром был похоронен на территории своей усадьбы, на пожертвования офицеров копуса, которым он командовал был изготовлен надгробный памятник по проекту Петра Клодта (автора скульптурных групп на Аничковом мосту, конной скульптуры Николая I, стоящей на двух точках опоры и др.).
Бронзовому льву пришлось немало пострадать в первой половине XXв. В 1918г. красные дьяволята сняли льва с постамента, в годы оккупации фашисты по пьяни во льва стреляли (в послевоенные годы скульптуру покрыли позолоченной краской скрыв эти следы на бронзе), а по трезвости осознав его ценность украли. Лев приехал в Ригу, где был украден уже у фашистов местными рабочими, не допустившими перемещения культурной ценности. С 1954г. лев снова на своём месте. Бюст Бистрома в нише был утрачен и заменён медальоном.