В воскресенье смотрели и обсуждали фильм Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001».
Мне кажется, один из самых неудачных показов в рамках нашего киноклуба. Вплоть до того, что один из зрителей во время просмотра встал и ушёл. Остальные досмотрели, но… В общем чувствовалось, что того впечатления от фильма, который он на меня произвёл, мои товарищи не получили. Неприятие привело даже к тому, что даже путали последовательность сюжета. Когда я стал излагать концепцию, меня спросили, а с чего это я взял, что монолит имеет отношение к судьбе первопредков человека? И пришлось включать повтор кадров, где сначала несчастным обезьянам является монолит, и тут же сразу у одной из них под музыку Рихарда Штрауса включается процесс, причём Кубрик дополнительно намекает очень жирно, делая вставку монолита и планет, выстроившихся в одну линию. Кстати, такая линия, это так называемый парад планет, астрологи ему придают большое значение. У Кубрика это усилено, потому что планеты выстраиваются в линию вместе с монолитом.
Режиссура Кубрика выше всяких похвал. Очень впечатлило, когда эпизод с подбрасываемой костью, состоявшимся орудием, мгновенной склейкой поставили рядом с космическим кораблём. Они визуально похожи. Тем самым говорится - это орудия и то орудия, прошли миллионы лет, но функция та же, инструментальный прогресс. Кубрик дитя Запада и модерна и тему внутреннего развития человека вообще не рассматривает. Зло в человеке осталось и в прекрасном будущем 2001 года (фильм вышел в 1968 году) человечество, уверенно вышедшее в космос, продолжает быть разделённым. Американцы скрывают находку от русских, и считают себя вправе, кто успел, то и съел. Под прекрасную музыку Иогана Штрауса, человечество празднует свою победу. И уже спит. Несколько сцен, в которых видный учёный в дороге спит, у него из кармана утекает ручка (намёк на выход инструментов из под контроля). Далее намёк переходит уже к прямому обозначению конфликта (это всё задолго до Терминатора). И, кстати, красный глаз Терминатора позаимствован тоже отсюда. Одновременно с этим Кубрик показывает причину трагедии, машину наделили эмоциями, почти душой. Мои товарищи мгновенно уловили этот намёк, тут же прозвучал комментарий, машина то с амбициями. При этом у людей эмоциональность почти отсутствует. Два бодрствующих астронавта друг с другом не общаются, с компьютером общаются, а друг с другом нет. Нет даже приветствий, типа: «здорово, как спалось». - игнор полный. И только когда возникла странная ситуация, они снизошли до обсуждения проблемы друг с другом, спрятавшись от «ушей» ХЭЛа в батискаф.
Взбунтовавшись ХЭЛ убивает почти весь экипаж. Но Кубрик и это обставил своеобразным образом. Спрятавшись от машины люди обсуждают её выключение. А намёки там, что она почти живая и подглядывает разговор, читая по губам. Если поставить себя на место ХЭЛа, то несправедливость получается, ему одну ошибочку не прощают, в то время как ошибки людей, это рядовая ситуация. В общем поставлено всё так, что почти приговорённый ХЭЛ защищается. Весь фильм почти бесстрастен, холодный космос, холодные люди, и единственная эмоциональная сцена, это когда выживший астронавт казнит ХЭЛа, медленно его выключает. И не просто выключает, он ещё глумится над ним, говорит: «спой мне». В названии фильма упомянута Одиссея. Когда Одиссей вырвался из плена циклопа Полифема, то он не отказал себе в удовольствии поглумиться над побеждённым.
Корнем проблемы представлена эмоциональность. Из-за эмоций ХЭЛа возник конфликт. Получив свое «я» ХЭЛ очень быстро встаёт перед дилеммой: его «я» ничтожно рядом с людьми, они его выключат и всё. ХЭЛ тут взбунтовавшийся раб. Поддавшись эмоциям герой погружается в батискаф, забыв о шлеме, мчится спасать другого человека и тем самым попадает в ловушку ХЭЛа. Таким образом поставлена проблема души с точки зрения Запада, и видно, что она неизбежно придёт к гностическому решению. Душа мешает, душа причина и корень конфликтов, источник страданий и слабости. Это их видение.
Итак художественными способами показан очередной тупик человечества. Человек замкнулся в окружении своих предметов, к встрече с космосом один на один он не готов. Визуально это представлено в формах кораблей, круглые, замкнутые, яйцеобразные. И ещё много гробоподобных форм.
Монолит, как противопоставление людским формам - гранёный. Он ведёт человечество, является верстовой вехой в его судьбе. Сам человек лишён свободы выбора. Есть избранные (и эта сила извне сама решит, кто избран), избранным остаётся только подчиниться ведуще их судьбе. Конфликт с ХЭЛом принуждает, именно принуждает, Дейва снять все защиты. Убив ХЭЛа он остаётся один. Астронавт на пути к рандеву с монолитом лишается коллектива, и совершенного инструмента, компьютера. Защит быть не должно для преображения необходимо предоставить «тебю» таким каково оно есть, в голом виде.
Путь то к преображению один, разница только в том, что при одном мировоззрении человеку предоставлено право выбора, а при другом нет. Кубрик показывает путь преображения без права выбора, избранный ведётся высшими силами. А этапы те же, сбрасывание защит, смерть, воскрешение уже в новом качестве. В качестве ницшеанского сверхчеловека, который уже не человек. Мы же говорим о новом человеке, который остаётся человеком, и к которому придут свободной тропой и не в одиночку, а коллективом, где избраны все, кто дерзает.
По Кубрику человечество самостоятельно не способно прервать замкнутый круг, ему нужен монолит.
При этом надо различать идейную начинку фильма и его художественные достоинства. Это мощный и глубокий фильм. Будоражащий глубокие вопросы. В СССР равные по глубине и проблематике произведения не задались. Поздние Стругацкие это уже пониженная по качеству производная от Кубрика. Поэтому СССР нет, ведь низкосортные Стругацкие стали для советской молодёжи культовыми. Для того чтобы восстановить СССР в новом качестве нужно делать произведения круче Кубриковских и своей направленности.
Вот тут хорошая
ссылка с разбором фильма.
В отношении просмотра фильма, прошу учесть такой момент. Фильм требует дисциплины при коллективом просмотре. Для того чтобы ощутить холод космоса, громаду пространств и времени, одиночество, отчаяние астронавта и отчаяние, страх ХЭЛа необходимо погружение. И реплики или посторонний шум будут отвлекать и тем самым не позволят погрузится в фильм. А тогда он будет казаться скучным и растянутым и обязательно что-то ускользнёт от внимания.