Slobodin+1 с Анатолием Прохоровым

Nov 16, 2015 14:20

Концепция Slobodin+1 - это диалоги с людьми, которые стимулируют новые идеи для развития бизнеса. Очень часто идеи для бизнеса приходят вообще не из сферы бизнеса и не от бизнесменов. И зачастую именно эти идеи и мысли наталкивают на что-то совершенно новое, прорывное и креативное.

Такой и была встреча с Анатолием Прохоровым, который больше художник и философ, чем бизнесмен. Ведь сделать из мультперсонажей собственный популярный бренд и даже бизнес в нашей стране - уже большая победа. Беседа получилась очень занятная, многосторонняя и многослойная. И в ней даже приняли участие несколько нетипичных для подобных интервью персонажей. Смотрите и читайте. Будет интересно!

image Click to view




- Сегодня гость у нас необычный - Анатолий Прохоров, сооснователь студии «Пилот» и художественный руководитель одного из самых популярных современных российских мульт-проектов «Смешарики». Добро пожаловать в нашу студию. В бизнесе с креативом довольно сложно. В чем особенности креативного процесса? Как вы всё это придумываете? Как происходит процесс творчества? Это очень сильно отличается от того, к чему привыкли бизнесмены.

- Тут можно сделать маленькую оговорку. К чему привыкли российские бизнесмены? Наш бизнес идеологически, я бы даже сказал, онтологически, отличается от мирового. Маленький пример национального своеобразия, в том числе и креатива. Когда мы начинали бизнес в сумасшедших девяностых, все писали один и тот же устав, в том числе и студия «Пилот», в котором была культовая фраза, с которой все носились - «какова цель компании?». Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Поскольку я знаю текст устава, обычно это «зарабатывание прибыли». Без этой фразы компанию невозможно было даже зарегистрировать.

- Вот! А оказывается, здесь дело в ошибке какого-то неграмотного российского юриста. Всё было скопировано с Запада. Но делали быстро, торопились и забыли главную вещь, которая всегда есть во всех компаниях в мировом бизнесе. Задача бизнеса - это осуществление мероприятий по предложению общественно-полезных товаров и услуг. Вот цель бизнеса! А если ты предложил правильный товар, правильную услугу, заинтересовал народ, он тут же понесёт тебе свои копейки и рубли! И тогда бизнес обретает совсем другой контекст: он становится занятостью, делом. А дело твоей жизни не может не быть креативным, творческим.

- Что бы вы, без этих формальных юридических ограничений, написали в уставе студии «Пилот»?

- Согласно этому, только с маленьким добавлением - предоставление общественно-полезных товаров и услуг в области детской мультипликации, детского анимационного кино.

- Тогда как вы видите роль «Смешариков»? Что вы даёте людям? Причём не только детям, на самом деле вы даёте и взрослым!

- Надо сказать честно, мы какие-то вещи изобрели. Постараюсь сакцентировать то, что не сразу видно. Часть мэссэджа мы специально запрятывали так, чтобы это не было слишком явно, - мораль, дидактика, и т. д. Но, тем не менее, могу сказать точно, что первопроходцы здесь в мире конечно не мы, а Уолт Дисней. На флаге уже развёрнутой кампании The Walt Disney Company к 50-м годам была фраза «we sell family values» («мы продаём семейные ценности»). «To sell» (продавать) по-английски и «продавать» по-русски имеют разные смысловые оттенки. Более точное значение английского слова - продвигать. «Мы продвигаем семейные ценности». Это очень важно! Люди занимаются построением мироощущения.

Конечно, Дисней был весьма амбициозен. Каждый раз, когда он создавал компанию, он придумывал ей очень красивое название, и каждый раз компания разорялась. Это были сумасшедшие 10-е - 20-е годы. Когда 4 компании разорились, он создавал 5-ю, понимая, что она тоже разорится, ему стало лень выдумывать очень красивые названия, так появилась «The Walt Disney Company».

- С точки зрения стартаперов, 1 из 5 компаний для 1 человека, который что-то инициирует, как раз и взлетает. По статистике.

- Мы начинали наш проект совсем не пафосно, это была попытка сделать маленькую историю про этих замечательных кругленьких персонажей. Мне очень понравился дизайн нашего художника Салавата Шайхинурова, потому что это сразу было стилевое решение, отличающее этих персонажей от других.

- То есть большой идеи пока не было, но понравилась форма?

- Да! И дальше к вопросу о том, как протекало творчество. Собирание по сусекам, по чуть-чуть, массы деталей. Мы вынуждены были выгнать тех сценаристов, с которыми начинали, потому что они нас не устраивали. Это было очень жёсткое решение.

- Как появились «Смешарики»? Что было первоначальным толчком? Какая-то идея? Рисунок?

- Первоначально была форма персонажей. Была идея, что это хороший дизайн персонажей. Также была идея создать мир без насилия. А ведь драматургически это очень сложная ситуация. Голливуд нас приучил - есть протагонист, есть антагонист, герой и злодей, между ними идёт борьба, в результате которой добро побеждает. В итоге 90 % экранного времени посвящено «мочилову». Мы хотели обойтись без этого. А это сложно, потому что вся драматургия Аристотеля построена на протагонистах и антагонистах. Это стало одной из наших первых задач.

Следующей задачей было создание характеров. Мы очень любим Тома и Джерри, мы очень любим Волка и Зайца. Вопрос: у них есть характеры? Ответ: нету! Это типажи! Как принято в цирке! Это цирковые клоуны, белый и рыжий, и вот они «мочат» друг друга, бьют молотками, - всё нормально. Правда, в нашей Госдуме уже возникал вопрос о насилии в «Том и Джерри». Но есть разумные зрители, понимающие, что это клоунада. А мы хотели сделать что-то более тонкое. Более тонкое было. Это замечательная сказка Милна «Винни-Пух и все, все, все…» и гениальный пересказ Заходера. В академическом переводе Руднева «Винни-Пух» не смотрится детской сказкой, это почти взрослая сатирическая вещь. Заходер нам представил потрясающую детскую историю. Следующий этап - это Хитрук с художниками Эдиком Назаровым и Володей Зуйковым, которые замечательно сделали Винни-Пуха, Пятачка и т. д. Характеры зарождаться начали, но нужна сериальность, не 3 серии. Мы хотели в этом смысле быть наследниками «Винни-Пуха». Возможно, нам что-то удалось. Я считаю, это очень почётная задача. «Винни-Пух» - это мировая литература, навсегда, для всего Земного шара.

- Но наш Винни-Пух очень сильно отличается.

- Американцы очень любят портить англичан. Великую английскую литературу они испортили своим американским сериалом. Это в порядке вещей. Это другой момент. Как строить сложные и тонкие характеры? Нам удалась совершенно замечательная вещь. Нам стали приходить письма: «У нас папа смесь Лосяша и Бараша, я - это Крош, моя младшая сестра - Нюша, но она не хочет быть Нюшей, она хочет быть более серьёзной». Вот эти проекции персонажей на ту или иную семью стали бешено популярны. Тут дело во внутреннем ощущении.

- Они начали себя идентифицировать! Это значит, что характер появился.

- Да! Ведь никто себя не идентифицирует даже с персонажами «Винни-Пуха» или, тем более, Волком и Зайцем. Следующий момент, который был очень важен для нас, вот в чём. Мы поняли, что в детском кино, особенно мультипликационном, к детям относятся как-то пренебрежительно. Например, абстрактная детская история: зайчата и медвежата побежали смотреть радугу, промокли, заблудились, им комарики помогли, они пришли и решили все вместе дружить. Вот такой дурдом! Почему он возник? «Союзмультфильм» в своём образовании (1936 год) был организацией комсомольско-педагогической, с точки зрения редактуры. Там были потрясающие шедевры. Но была и установка - воспитание советских детей. Проблема в том, что это было очень дидактически сделано.

Нам пришлось взять очень много у взрослого кино. Например, мы знаем, что ребёнок не понимает слова «жанр». Но он прекрасно отличает триллер от детектива, от комедии, от драмы, на уровне человеческого восприятия. Например, у нас есть мелодрама «Лили». Ёжик переживает! Надо спасать неведомую Лили, которая потом оказывается бутылкой из-под лимонада. Или детский триллер «Новые зубы Кроша». Нам иногда пишут, что ребёнок боялся. Но кино и должно вызывать самые разные чувства у зрителей. А если ребёнок только смотрит и хихикает, наверное, это не кино.

- То есть вы взрослые сюжеты перенесли в детский формат? В какой момент вы поняли, что ваши сценаристы не встраиваются в эту концепцию?

- У нас есть такое понятие - «сценарное евангелие Смешариков». Сценаристам очень трудно работать. В попытке писать сценарии, сквозь нас прошло более 80 сценаристов, среди которых были известные российские детские писатели и поэты. В результате у нас 3 сценариста всё написали, причём один, замечательный Лёша Лебедев, написал подавляющее большинство.

А наш ведущий режиссёр сказал, по секрету от журналистов: «Под маской детского кино я делаю нормальное авторское взрослое кино, которое понятно детям». А в «сценарном евангелие» так и написано: «история должна быть интересной для взрослых и понятной детям». Это к вопросу об отношении к детям как к взрослым. До этого я детьми не занимался. Я занимался всякими умными вещами: теорией культуры, культурологией, культурной антропологией, авторским кино, телевидением, видео-артом. И когда я развернулся к детям, это для меня был абсолютно новый плацдарм. Он меня сильно потряс громадой неизведанности.

- Эта аудитория совершенно не охвачена со времён того, как «Союзмультфильм» приказал долго жить. Скажите, а чем отличаются дети от взрослых? Вы же в какой-то момент должны были довольно чётко эти отличия идентифицировать?

- Мы привыкли говорить: «дети» и «взрослые». Это радикально неправильно. Существует 8 возрастных цивилизаций. Из них 5 приходится на детский возраст. Одна приходится на взрослых, одна на преклонный возраст. У ребёнка до года совершенно другой смысл, уклад жизни, психофизиологические задачи. Ребёнок с года до 3-х лет - это следующая детская цивилизация.

С 3-х лет до 7-ми - следующая, и т. д. В итоге мы наблюдаем, что возрастная цивилизация «взрослые» узурпировала все остальные. Они говорят, что делать старикам. Что же касается детей, самая любимая, кокетливо-демократическая позиция взрослых гениальна в своём амбициозном идиотизме. Она звучит так: «Мы должны сделать из них хороших людей». Кому должны? Почему ребёнок должен допускать, что мы из него, как из какой-то заготовки, хотим что-то сделать. Он растёт, он взрослеет, у него собственная жизнь! И это колоссальная проблема родителей, все мы это знаем по себе. Очень трудно отрешиться от ребёнка как от своей собственности. Опять же, начинается идиотская борьба за то, что такое хорошо. Причём ситуация такая не только в России, но и во всём мире. Это общечеловеческая история. Во второй половине 20 века существовало явление европоцентризма. Это закончилось. Но только сейчас начинает осознаваться понятие «взрослоцентризма». Происходит переформатирование картины мира с точки зрения возрастов. Но когда ты небрежно относишься к чужому возрасту, это означает, что ты так же относился к своему. Сделать так, чтобы ребёнок понял, какие у него задачи, трудно.

В «Смешариках» мы даём детям почувствовать, что уважаем их. Взрослые даже не осознают, насколько пренебрежительно они относятся к ребёнку. Вот разговаривают две мамы, разговаривают «о важном», подходит ребёнок. Сразу меняется тон разговора. «Ой, ну как ты?», «какие отметки у тебя?», и прочий идиотизм. Это очень похоже на американцев: нормальные люди разговаривают о чём-то, подходит кто-то лишний, и сразу высоким, почти истерическим тоном начинается: «Hi! How are you? I am fine!» Появляется ощущение плебейского ритуала. Я специально привожу в пример американцев, потому что все равны в своём пренебрежении другим человеком, равным или не равным по возрасту. Но если он не равен по возрасту, это ничего не означает, ты ещё не знаком с ним.

Из возрастной психологии известно, что у детей стрессы значительно больше, чем у взрослых, переживают они более ярко. Они, как ни смешно, более честные! Найдите мне хоть одного честного взрослого. Последние исследования показали, что взрослый человек врёт в среднем каждые 8 минут. Именно взрослые приучают детей к «соглашательству». Ты говоришь с ребёнком, а он внимательно смотрит, какой ответ ты ждёшь. Поворот к уважительному, равноправному отношению к ребёнку - это революция. Мы сделали маленькую революцию в своих мультиках.

- В чём это выражается?

- Маленький пример вам пояснит. В 2005-2006 году мы послали один из эпизодов «Больших гонок» в Италию, на международный фестиваль телевизионной анимации. Там было 2 детских жюри: одно от 4-х до 10-ти лет, другое от 10-ти до 16-ти. И было взрослое жюри. Мы получили за этот фильм первую премию детского младшего жюри с формулировкой, которую придумали сами дети. А формулировка была такая: «за то, что кино сделано как для взрослых». Они это почувствовали. На самом деле это была пародия на известный фильм «Большие гонки».

К вопросу о том, как сохранить творчество. Мы сами веселимся, делая фильмы. Например, один из фильмов носит название «Основной инстинкт». Посмотрите! На самом деле, речь идёт об инстинкте материнства. Это безумно смешная пародия как раз на чувство собственности по отношению к ребёнку. Есть фильм «Полёты во сне и наяву». Есть фильм «Вишнёвый сад». Развернётся некая культурная игра, когда через несколько лет в школе будут проходить Чехова и окажется, что у него тоже есть «Вишнёвый сад». Связать всё, что происходит у нас в «Смешариках», с мировой литературой и культурой, для нас очень интересно. 250 серий только в 2 D! Художники-аниматоры рисуют на компьютерах кадр за кадром! Они любят развлекаться, придумывая какие-то шутки. Есть, например, очень интересный фильм «Ёжик в туманности», посвящённый известному «Ёжику в тумане». Я просил этот фильм сделать, а потом пошёл к Юрию Норштейну и показал ему со словами: «Если ты одобришь этот фильм, то мы его выпустим, если скажешь, что это ужасно, то мы его не выпустим!» В общем, он одобрил. Рядом сидела его немногочисленная замечательная команда и хихикала. Это нужно было видеть! Наш фильм построен как нежная лирическая пародия, парафраз по этому фильму.

- Что самое трудное в процессе создания? В чём и в ком может быть проблема, «затык»?

- Самое сложное - перейти от проектно-центрированного подхода к командно-центрированному. Это поворот в международной философии менеджмента, который стал заметен в последние 30 лет. Проект - это цель менеджера. Команда - это инструменты для достижения цели. Но стоит вопрос, как ты должен мотивировать людей, если ощущаешь что это твоя цель, твой социально-значимый проект. Начинаешь понимать, что главная задача - формирование и развитие команды. Если команда правильно сформирована, то в процессе работы обязательно получится хороший результат. И не один. Студия начиналась в Питере с нуля. Я был единственным москвичом.

Теперь эта команда делает новые проекты, полнометражные фильмы очень приличного качества. Я не себя хвалю, а людей, которые это реально делают! И вот это «затык» - сначала надо эту команду собрать! А потом наступает лёгкость, всё удаётся, катится само! Все люди в восторге, в самоотдаче! Часто люди говорят: «Годы, которые мы работаем на «Смешариках» - это самые счастливые наши годы». Хотя у людей разная творческая история.

- Если вы чувствуете, что потенциал исчерпался, и команда не достигает того результата, который был? Как обеспечить «самотюнинг» команды?

- С моей точки зрения, команда должна быть закрыта. Либо, если у тебя такое видение, ты из этой команды уходишь. Такую ситуацию мы можем проследить в биографии Стива Джобса. Когда он при некоторых драматических обстоятельствах уходил, приходил, создавал новые команды. Заметно, что в определённый момент он перешёл на философию менеджмента о том, что создавать нужно команды. Так он создавал Pixar.

- И вторая фаза в Apple - то же самое!

- Да! И это правильно, потому что нет понятия «организация», есть понятие «команда», как некий вялотекущий процесс, либо, пользуясь терминологией из физики - околостационарный процесс. Вся жизнь состоит из таких процессов, которые ты всегда делишь с людьми. Семья - это тоже такой медленнотекущий процесс. Если люди имеют достаточно внутренней культуры, чтобы закончить этот процесс и остаться друзьями с детьми, с жёнами, появляется модель семейного сообщества. Очень многие известные люди живут в этой модели вместе со своими жёнами, детьми.

- Последний, довольно прагматичный вопрос. Какие 3-5 советов вы дадите людям, которые делают бизнес. Именно с точки зрения того, как вы делаете свой большой, воодушевляющий, интересный проект.

- В качестве совета: не заморачивайтесь проектами, заморачивайтесь собственной жизнью! Для нас всех фигура Стива Джобса существенна. Человек смог так поместить бизнес в контекст своей жизни, что жизнь приподнялась и стала другой, я уже не говорю про бизнес! Всем известна его стэнфордская речь. Так вот, второй совет - читайте и перечитывайте её! И следующий момент. Есть такой афоризм: «Плохая работа требует столько же времени и усилий, как и хорошая, так зачем же делать плохую работу!» Для кино это очень ощутимо! Мы тратим годы на наши фильмы! Но это же годы твоей жизни! Всё время живите в контексте собственной жизни, и, можно даже сказать, в контексте собственной смерти, потому что это то, к чему ты приходишь. И ещё один совет. Ориентируйтесь не на ваши победы, а на ваши поражения. Это замечательная фраза Константина Сергеевича Станиславского. Он говорил, что свой путь измеряет не от победы к победе, а от поражения к поражению. После победы ты идёшь по инерции, а поражение заставляет изменить направление. И это важно! Кризис - это внутренняя школа!

- Ну что ж, на этой оптимистичной ноте мы заканчиваем. Большое спасибо! Мне было очень интересно!

Анатолий Прохоров. Кто он?



Анатолий Валентинович Прохоров - телепродюсер, медиакритик, культуролог, сооснователь студии «Пилот». Один из организаторов Российской Академии Интернета.

Анатолий Валентинович родился в 1948 году в Норвегии, в городе Осло. В 1971 году закончил физический факультет МГУ. В 1978 году стал кандидатом физико-математических наук. Еще работая физиком, увлекся теорией театра, кино и анимации. В 1988 году, совместно с А. Татарским, организовал анимационную студию «Пилот». Спродюсированные вместе с Татарским анимационные фильмы, получили около 45 международных наград - включая «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и номинацию на премию «Оскар». В 1997 году стал одним из основателей и генеральным директором телекомпании «Пилот ТВ». Телекомпания дважды получила премию «ТЭФИ» за программу «Тушите свет!». В 2003 году стал одним из основателей и художественным руководителем анимационной студии “Петербург”, где были созданы и производятся “Смешарики”. В 2009 году за проект “Смешарики” был удостоен Государственной премии РФ.

Previous post Next post
Up