Три главных правила работы с Большим Боссом

May 13, 2015 08:06


На SpeakersNight в Сколково после моего выступления, где рассказывал о “15 правилах полной перезагрузки в Компании” была традиционная сессия вопросов и ответов.

Лучшим вопросом был признан вопрос про три главных правила взаимоотношений с акционером или твоим самым Большим боссом. Спасибо Сергею Дерябину за этот действительно очень хороший вопрос, крайне актуальный для нашей страны и российского бизнеса.

В нашей стране очень небольшое количество компаний, в которых количество акционеров настолько велико и каждый из них решающего значения не имеет. Очень часто бизнес принадлежит одному Большому боссу или главному акционеру (дальше будем называть его Акционер, потому что Большой босс как определение мне почему-то не нравится), который собственно и определяет “политику партии и правительства”.




За долгие годы мне довелось поработать внутри и наблюдать со стороны (что иногда даже более полезно) на многие модели взаимоотношений менеджеров и акционеров. На протяжении многих лет я работал с Виктором Вексельбергом, сейчас работая в Вымпелкоме главным в этой модели является Альфа-групп и Михаил Фридман, за долгую бизнес-жизнь мне довелось наблюдать на модели работы Акционер - Менеджер в структурах Олега Дерипаски, Романа Абрамовича, Алишера Усманова и многих других серьезных бизнесменов, которых часто называют олигархами. Государство как главный акционер - это особый случай, но и здесь законы жанра все равно такие же.

Вот три моих правила работы с Акционером, которых я всегда придерживался по жизни и которые являются залогом плодотворной и успешной работы и взаимодействия в этой всегда непростой конструкции.

Первое Правило. Самое главное
У вас должны быть общие ценности и принципы ведения бизнеса. Это самое главное - это фундамент ваших и отношений и того, как вы собираетесь делать бизнес.

Казалось бы акционеры - это всегда про бизнес, но то, каким образом в бизнесе достигается результат, где черта, которую переступать нельзя, на базе каких принципов и по каким критериям принимаются решения - у каждого акционера все это очень и очень разное.

Если у вас разные ценности и принципы - то вам либо придется себя сильно менять и поступаться своими принципами (хотя тогда они никакие не принципы) либо достаточно быстро Вы поймете что в этой организации Вам не место. Не питайте иллюзий что можно переделать принципы и ценности Вашего Акционера. Это состоявшиеся и сформировавшиеся люди. Как правило обладающие харизмой и влиянием, своим видением мира. Их поменять невозможно. Чуточку подкорректировать - да, но это будет стоить колоссальных усилий, которые как правило не стоят того. Поэтому первое что Вам нужно - это сделать собственный тест на совместимость. Если Вы чувствуете, что совместимость невысокая - не идите к этому Акционеру, если уже внутри, то валите оттуда в разумные сроки. Ничего хорошего не получится.

Правило Второе. Самое важное
Доверие и уважение - вот что должно быть между Акционером и Вами. Этот режим не формируется сразу, в него нужно инвестировать свои силы, время и энергию. Построение доверительных и взаимноуважительных отношений является ключом к успешному сотрудничеству. Это должно быть обязательно двусторонним процессом, и это результат взаимных усилий. Не только Вас, но и Акционера.

Если Акционер не демонстрирует желания и потребности в построении доверительных и уважительных отношений - ничего по настоящему хорошего у вас двоих не получится.

Без доверия и уважения количество времени, сил и энергии, которое Вы будете тратить на принятие решений, проведение согласований и одобрений будет огромным, в любой момент решение может быть пересмотрено без особых консультаций с Вами. Ведь если нет уважения, то Ваше мнение не имеет значения, и если нет доверия - то кто ж Вам доверит самое дорогое что есть у Акционера - активы и деньги?

Правило Третье. Самое трудное
Надо уметь говорить Акционеру “НЕТ - Я НЕ СОГЛАСЕН”. Самое страшное, если Вы всегда в коммуникациях, обсуждениях непростых решений, утверждении планов, бюджетов, проектов - всегда говорите ДА. Все мы люди и каждый из нас ошибается. Если Вы поставлены на управление бизнесом, отвечаете за него, живете им - значит Вы в нем что-то да понимаете. Довольно часто Акционеру хочется всего и сразу, у него свое видение того, что нужно делать по широкому кругу вопросов. Но это не значит что он всегда прав. На то Вы и есть, чтобы в процессе обсуждения, дискуссии, порою жестких разговоров и столкновения мнений вырабатывалось лучшее и правильное решение. Умные люди слушают тех, кому они доверили бизнес, и на самом деле ценят Ваше аргументированное и разумное НЕТ. Если Вы всегда в обсуждении с Акционером говорите ДА - значит Вы умираете как человек, который по настоящему отвечает за бизнес, делегированный Вам.

Говорить НЕТ и не соглашаться в отношениях с Акционером - это всегда очень трудно, порою опасно для Вашего положения. Здесь нужны четкие аргументы, уверенность в себе, глубокое знание предмета и владение искусством ведения дискуссии.

Это непростой путь, но без него к Вам не будет ни уважения, ни доверия. Если Вы всегда говорите ДА, то это с очень высокой вероятностью приведет к провалу. Причем виновником этого провала Акционер никогда не будет - виновником этого провала будете Вы. А оно Вам надо?

Вот собственно и все. Этим трем правилам очень непросто следовать. Часто хочется забыть про то, Вы и Акционер абсолютно разные люди и согласиться на заманчивое с финансовой точки зрения предложение. Часто хочется посчитать не важным, что Ваше мнение не интересует или не принимается по крайней мере в расчет - ну платят деньги и хорошо. Часто хочется избежать боли и напряжения именно в этот момент и говоришь Акционеру ДА, хотя Вы точно знаете, что до добра это "ДА" не доведет ни его, ни Вас.

Но все эти компромиссы, как правило, приводят к печальным результатам. Очень редко что-то по-настоящему серьезное и хорошее можно сделать, если не следовать этим правилам. Очень редко. Я в своей жизни такого не встречал.

Желаю Вам иметь хороших Акционеров (начальников, руководителей, боссов)
Ваш Михаил Слободин

Россия, сотрудники, управление, бизнес, начальник, совет, лидерство, просто про бизнес

Previous post Next post
Up