Сериал про мобильную связь в россии - яркое прошлое, непростое настоящее, вызывающее будущее

Mar 09, 2015 18:59




Сериал про мобильный телеком

Пост про нефть, разошедшийся по интернету миллионным тиражом несмотря на большое количество букв, графиков и необходимости раскинуть мозгами чтобы понять, воодушевил меня на то, что есть еще спрос на то, чтобы разобраться в том, что происходит. Без политики, без теорий заговора, без розовых очков. Есть спрос на трезвый и объективный анализ у нормальных людей.

Поэтому я решил написать аналогичный пост про мобильный телеком в России. Но так просто как с нефтью не получится, слишком уж чувствительная тема, слишком большое количество людей она затрагивает каждый день, поскольку нефть она далеко, а мобильная связь - она у каждого из нас. И как в футболе - многие, если не все считают себя специалистами в том, что происходит в мобильной индустрии. Но я удивился насколько на самом деле чрезвычайно мало людей, которые по настоящему понимают реальное положение вещей, почему и как все происходит. При всей открытости этой индустрии и глубокому проникновению в нашу обычную жизнь - она является очень закрытой для понимания. Дополнительную ответственность на меня накладывает факт, что в отличие от нефти, где я был бывшим нефтяником, мобильный телеком сейчас для меня - это дело моей текущей жизни, дело, на которое я трачу подавляющее количество своего времени, сил и энергии. Поэтому написанные мною слова приобретают особое значение. И мне бы хотелось избежать двойственных толкований, возникающих в силу ограниченности объема и неизбежных с этим сильных упрощений.

Поэтому вместо одного поста у меня родился целый сериал про мобильный телеком. После вдумчивого прочтения этого сериала вы сможете считать себя действительно человеком, который разбирается в этой индустрии и понимает логику и действия мобильных операторов и тренды на этом рынке.

Итак, представляю Серию Первую…



Серия Первая. Патриотическая
Добро пожаловать в Россию - страну с самой дешевой связью и очень высоким качеством


Наша страна по праву может гордиться своей мобильной телеком индустрией. Кто и как сильно не ругал бы российских операторов мобильной связи -  человеческая натура всегда хочет больше, сразу и конечно дешевле - но по уровню развития индустрии, предоставляемого клиентам качества связи и стоимости - Россия входит в пятерку лучших стран мира. И это не просто слова.
Это абсолютно объективный факт. Недавно был по делам в Лондоне, конечно разговаривал, пользовался интернетом, заодно зашел в пару салонов связи - что можно сказать. Ужасающая связь, очень медленный и непостоянный интернет,  даже на самых главных улицах типа Picadilly или Oxford Street. И абсолютно конские тарифы. Думаю, что тот кто ездит за границу, пользуется там услугами связи и при этом покупает местные симки и платит по местным тарифам - это очень хорошо знает, но практически всегда об этом молчит.  У нас хвалить наше, российское, не принято. А ругать своих, чтобы непонятно кто боялся, это у нас запросто.


В общем и целом, наш российский человек, пользующийся услугами наших российских мобильных операторов по определению получает больше, а платит за все гораздо меньше, чем такой же пользователь в Европе, Америке или даже в Китае. Даже несмотря на то, что плотность пользователей мобильной связи у нас самая низкая, страна самая большая и нет собственных технологий, на которых строится мобильная сеть!!! Не верите? Цифры упрямая штука и говорят сами за себя.

Цены
График

Качество
Качество Проникновение LTE Скорости
Доступность
Общий результаты

Как мы добились таких успехов

Как могло произойти такое чудо в стране с не очень простым инвестиционным климатом, в стране, где уровень вмешательства государства во все что только можно как правило находится на избыточно высоком уровне. Как так произошло, что по уровню развития телекома наша страна, не имеющая по факту собственных технологий, критичных для развития телекома, обогнала подавляющее большинство развитых стран? Как получилось так, что по уровню цен на мобильную связь мы оказались существенно дешевле, чем самая большая по численности и одна из самых дешевых стран мира - Китай (к тому же производящая значительную долю телекомоборудования, на базе которой построена инфраструктура и в России)?

Итак, что стало причиной такому нетипичному для России чуду в отдельно взятой индустрии?

Первое. Минимальное вмешательство регулятора - регулятор в телегами лучший регулятор в стране. Почему? Да потому что он крайне осторожно и в минимальном объеме вмешивается в рыночные механизмы работы индустрии. Не нарушить рыночные принципы и исключить возможность использования регулятора в конкурентной борьбе - вот главные принципы работы регулятора в телекоме. Это отличный пример для любой индустрии в нашей стране. Если сравнить например две индустрии внутри нашей страны, каждая из которых на протяжении последних лет были в процессе трансформации - телеком и электроэнергетику и сравнить финальные результаты для этих индустрий за последние десять лет, то разница в уровне прогресса и тот уровень изменений, которые почувствовали клиенты в каждой из этих индустрий - то вы ужаснетесь уровню фактической деградации в электроэнергетике, а уровень позитивных изменений в телекоме станет еще более очевидным.

Второе. Высокий, но не разрушительный уровень конкуренции - Конкуренция это лучший стимулятор мозговой деятельности, лучший мотиватор и лучший определитель того, кто эффективен, а кто нет. Я считаю, что конкуренция в любом деле создает фантастические стимулы к развитию, и российская мобильная индустрия - это подтверждает. Конкуренция между трема операторами, а в отдельных регионах между четырьмя являлась огромным стимулом для повышения качества сервиса, борьбы за клиента, а также работы с внутренней эффективностью. Иногда конкуренция бывает разрушительной на какое-то время. Когда борьба за место под солнцем убивает доходы каждого участника конкурентной борьбы и при этом заодно убивает и источники будущего развития. В телекоме такая разрушительная конкуренция как правило происходила и происходит в конфигурации рынка на четырех и более участников. Типичным примером является Италия где рынок на четверых привел к кардинальному падению доходов - каждый год индустрия теряет от 8 до 15% своих доходов, и уровень развития индустрии и качество сервиса сейчас находятся на невысоком уровне.

Но в российском мобильном мире таких конфигураций рынка не произошло в масштабах всей отрасли, да - в отдельных регионах конкуренция приводила к ожесточенной конкуренции и кардинальному падению доходов всех участников, но это не носило массового характера. И не влияло на темпы развития индустрии в масштабах всей страны - компании в борьбе за долю рынка просто субсидировали “убитые” ценовой конкуренцией регионы за счет доходов  на других территориях, где ситуация была более благоприятной.

Третье. Индустрия с нуля и частное предпринимательство - это лучшее из того что я видел, все компании, сегодня доминирующие в мобильной индустрии - это сделанные с нуля, основанные на частной инициативе и предпринимательстве компании. Каждая из них может быть образцом того, как из ничего, абсолютно из ничего, можно построить эффективный, конкурентный в международном масштабе и очень современный по уровню развития бизнес. ВымпелКом (Билайн), МТС и Мегафон - все это фантастические по замыслу и успешности реализации примеры частного предпринимательства и построения больших и успешных компаний с абсолютного нуля.

Четвертое. Сильные индустриальные иностранные акционеры - все компании российского мобильного телекома имели в самые бурные годы своего развития профильных индустриальных партнеров, которые добавляли к российской предпринимательской культуре, здоровой агрессии и напору глубокое понимание, правильную культуру и долгосрочное видение этого бизнеса. Telenor для Вымпелкома, TeliaSonera для Мегафона, Vodafone для МТС. Несмотря на непростые отношения между российскими и международными инвесторами, порою доходящих до конфликта, влияние иностранцев на операционную деятельность всегда было велико, особенно на этапах становления этих компаний.

Пятое. Самые инновационно-продвинутые российские инвесторы - так получилось, что в телеком разными путями пришел самый инновационный и самый продвинутый российский капитал. В эту индустрию пришли люди, которые почувствовали потенциал этой отрасли задолго до того, как она действительно стала яркой звездой среди многочисленных бурно развивающихся индустрий в России и в мире. Альфа для ВымпелКома, Система для МТС, USM для Мегафона. Каждая из этих финансовых групп - это настоящие лидеры в российском инвестиционном мире. Безусловно, у каждого из них не обходилось без серьезных ошибок и сбоев в управлении и принятии инвестиционных решений, но в бизнесе без ошибок не бывает. Важно извлекаешь ли ты уроки по крайней мере из своих ошибок.

Шестое. Стоимость частот не высока - частотный ресурс - это уникальный ресурс для этой индустрии, как лицензии на нефтяные и газовые месторождения в нефтяной индустрии, это ключевой первоначальный enabler, определяющий ты в игре или нет.

Для большинства операторов в мире покупка частот является большой проблемой и большой статьей расходов. В силу сложившейся модели телекомоператорам в России частоты доставались дешево. Модель по которым компании-операторы получали “грязные” частоты (частоты, которые использовались военными, ФСО, другими государственными службами) и совместными усилиями операторов и этих служб расчищались в течение довольно продолжительного времени позволяли компаниям существенно экономить и кардинально снижать инвестиционные риски в этой индустрии. Это позволяло компаниям на этом рынке иметь не утяжеленные долгами балансы, а это давало возможность больше вкладывать средств в сеть и агрессивнее конкурировать. Подушка безопасности у всех мобильных операторов была настолько приличной, что давало менеджменту операторов снижать цены в борьбе за клиента и за рост своей доли на рынке без ущерба для финансовой устойчивости компаний.

Седьмое. Бурный рост мобильного рынка и огромный замещающий эффект - мало индустрий, которые долгое время растут темпами измеряемыми десятками, а порою сотнями процентов роста в год. Мобильный телеком долгое время был такой индустрией, прощавшей многие ошибки в управлении, создававший большие ожидания у инвесторов, легко привлекающий деньги для развития.  Мобильная связь на протяжении многих лет “пожирала” другие сопредельные индустрии являясь эффективным “субститутом” отмирающих сервисов, таких как фиксированная связь и традиционные телекомоператоры. Дополнительный импульс для развития и повышенные ожидания для мобильной индустрии дала смена парадигмы и по сути базового продукта - переход с голоса на дату.

Восьмое. Низкий курс доллара, дорогой рубль и богатеющее население - предыдущие годы высоких цен на нефть и низкого курса доллара по отношению к рублю за последние десять лет самого активного развития телекома позволили этой индустрии нереально дешево покупать западные технологии, развивать инфраструктуру и повышать качество связи. Рублевые доходы самой индустрии позволяли за дорогой рубль покупать гораздо больше западного оборудования, которое является в 90% случаях незаменимым со стороны российских аналогов в виду отсутствия таковых. Растущее благосостояние наших граждан и опять же дорогой рубль позволяли задешево покупать не очень то дешевые смартфоны и прочие гаджеты и покупать их во все больших количествах. Все это  создавало огромный стимулирующий эффект в спросе на дату  и явилось серьезнейшим толчком для очередной волны развития мобильной индустрии. При этом, растущее благосостояние делало менее чувствительным клиентов мобильных операторов к уровню расходов, к которым их подталкивали операторы разными способами, чтобы поддержать темпы роста мобильной выручки.

Все это по совокупности и дало тот потрясающий, я бы сказал чудесный, эффект в мобильном телекоме, который мы имеем по наследству сегодня.

Но жизнь сильно поменялась в последние годы. Поменялась она для этой отрасли не в конце 2014 года, начала она меняться раньше. Просто последние процессы в российской экономике лишь сделали меняющуюся картину и ландшафт мобильной телекоммуникационной отрасли более отчетливым, более резким по контрасту. И эта индустрия никогда не будет прежней.

Coming soon…

Серия Вторая. Противоречивая

Темная сторона российского телекомовского чуда…

Серия Третья. Суровая с элементами безысходности

Почему чудо уже не чудо…

Серия Четвертая. Пророческая

Что будет происходить, чего уже не будет и что изменится…

Серия Пятая. Позитивно-футуристическая

Где можно ждать следующего прорыва…

Каждый первый рабочий день недели - выход очередной серии. Не переключайтесь :)

P.S. Сериал не написан до конца как это обычно бывает, поэтому у вас есть возможность повлиять на содержание. Задавайте вопросы, делитесь мыслями и идеями - это поможет мне сделать более содержательным следующие серии. Более того, если где-то я не прав - признаюсь в этом публично и внесу соответствующие корректировки в предыдущие серии.

Давайте напишем сериал вместе.

Ну и напоследок хочу отметить, что данный материал является личным мнением автора, основан на публикуемой официально информации и не является официальной позицией компании, в которой автор на сегодня работает и надеется проработать какое-то продолжительное время после выхода всего сериала :)

Читайте также

Русский мат в управлении. Пять простых правил



Нефть. Идеальный Шторм



Понравилось?
Присоединяйся в соцсетях. И тогда нужная информация найдет Вас там, где Вам удобно:
Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Инстаграм

интернет, Билайн, мобильная связь

Previous post Next post
Up