Ещё кое-что про Ростов.
Внутри кремля есть нечто вроде аттракциона, называется - "Монетный двор". Там предлагают желающим постучать молотком по всяким железякам, ну и продают готовые. И вот распорядитель сего начал заманивать нас в свои сети. Зашёл он простенько - предложил нам монету с гербом города. Разочарованный отсутствием положительного отклика, он сразу выложил козырного короля: "Есть монеты с Путиным!" Увидев, что и этим нас не проймёшь, он сделал свой главный ход: "И со Сталиным есть!" Тут уж я не выдержал и воскликнул: "Со Сталиным? Здесь?! (обвёл руками церкви вокруг я)" - "Ну да, хорошо разбирают!"
Потом уже Юра заметил, что это было бы забавно: "Что ты привёз из Ростова?" - "А вот, монету со Сталиным!", но тогда я только вздохнул и ушёл.
Впрочем, Кострома. К сожалению, с Костромой нам повезло меньше всего - приехали мы сюда поздно, а уехали рано. Но кое-что посмотреть сподобились. Главная удача - это, конечно, местный отель. Он был оборудован в старом дебаркадере, так что из окна в номере был чудный вид на реку:
А в соседнем дебаркадере был спорт-бар, но об этом мы узнали позже.
Если подниматься с набережной по правильной улице, то она выведет вас прямо к главной площади - через памятник Сусанину. Двумя голосами против одного (моего) он был признан годным - хотя, на мой взгляд, он похож на помесь Деда Мороза с советским партизаном. Ну и вдобавок, он развёрнут к городу спиной, что тоже как-то странно и невежливо.
На главной площади - каланча и миллион голубей:
Конечно, вечером ни в один из храмов мы не попали (а храмы были главной целью нашей программы. Храмы и пабы). Всё было уже закрыто, а на воротах одного из храмов висела табличка, с которой нас честно предупреждали , что территория храма охраняется собаками. Знаменитое костромское гостеприимство. В целом, Кострома показалась мне чем-то похожей на Самару - не зря же БГ слегка приравнял их в песне. На Самару именно старую, конечно же - деревянные домики, перемежающиеся каменными домами, зелёные улочки и улицы, по которым мы прогуливались, даже уличные таблички в Самаре тоже дают два названия улицы, старое и новое. Правда, тут это выполнено несколько более прямолинейно, оттого и непонятно, как же всё-таки называется улица сейчас:
По центру Костромы удобно гулять, потому что от площади с каланчой и голубями веером расходятся самые гулябельные улицы (ну и ещё потому, что у нас был яндекс-навигатор в телефоне и планшете). Если Ростов - город финифти, то фишка Костромы - лён. Лён предлагают везде, а в некоторых местах - ещё и чёрную соль. Обязательно взял бы, если бы вспомнил, когда вообще последний раз что-то солил. В итоге закончили мы на площади, где с одной стороны был цирк, а с другой стороны - что-то советское и масштабное в честь ВОВ (единогласно признано бестолковым). Вечер стремительно настигал нас, так что мы отправились на поиски паба. Забраковав два, в третьем, казалось, мы обретём желаемое:
Гладко было на бумаге, а на деле оказалось, что тридцати из этих сортов в наличии нет, и футбол нам тоже не покажут. Так вот мы и оказались в том самом спорт-баре на Волге, где был всего один сорт пива, зато показывали Бавария - Барселона. Ну, там всё закончилось довольно быстро, так что и мы не стали задерживаться.
С утра, разумеется, мы рванули по тем церквям, куда нас не пустили вечером. Сперва храм Спаса-на-Дебрях.
В книге Ричарда Адамса о кроликах герои постоянно поминают Фриса - так у них называется Солнце, местное верховное божество. Причём автор старается проявлять разнообразие, так что там можно встретить такие фразочки, как "Фрис на мосту!" или "О Фрис в ветвях!" - в детстве мне казались эти эпитеты ужасно смешными, но сейчас я понимаю, что Адамс просто калькировал их. Впрочем, они всё равно кажутся мне смешными.
Итак, в Костроме есть улица Нижняя Дебря. Пытливый ум сразу выдвинет предположение о существовании и улицы Верхняя Дебря - наверное, такая есть, но нам не попадалась. Раньше этот храм занимал клёвое место на возвышении возле моста через Волгу - теперь он находится в тени широкой автомобильной развязки. Впрочем, местами он выглядит вполне прянично и чем-то напоминает Василия Блаженного:
(мужик просто чинил там что-то, он попросил не обращать на него внимание - передаю вам его просьбу)
Затем церковь Богоявленско-анастасиинского монастыря. С таким названием я ожидал чего-то необычного - но увы. Вообще, православные церкви - такая вещь, про которые как ни про какие другие можно сказать: "Видел одну - считай, что видел все". Особенно, если речь о внутреннем убранстве. Везде скорбные лица святых, равнодушные Иисусы, всякие золотые завитушки - по возможности. Даже люди в таких места похожи - всё больше девушки-женщины-старицы в платках с лицом задумчивого причащения к некоему тайному знанию. Порой с детьми. Мне никогда не понять, что же тянет людей в церкви - эти места, где умирает всякая радость и веселье, где скорбно и уныло глядят со всех сторон одни и те же давно умершие за нас люди.
С таким настроением - оставалось только в монастырь, что мы и сделали. Ипатьевский монастырь - место, откуда пошла династия Романовых, чтобы окончить свой путь в Ипатьевском доме (я проверил, вопрос уже лет пятнадцать как написан). Сам монастырь выглядит побогаче, чем тот, что мы посещали в Ростове. Видно, что сюда ездят чаще - впрочем, это объяснимо. И именно в одной из церквей этого монастыря я увидел лучшую фреску из всех, что встречались мне за эту поездку. Не помню уже, что за сюжет там был изображен, но не переднем плане живописец изобразил двух верблюдов - очевидно, со чужих слов, потому что верблюдов в них можно было узнать только благодаря горбам. Больше они были похожи на какую-то помесь змея, выдры и лошади. Оба они хитро косили с фрески на смотрящего и нахально-заискивающе улыбались. Мол, смотри, какие мы. Тебе таким не быть, правда ведь, правда, скажи, что мы клёвые-клёвые? "Правда, ребята, вы очень клёвые," - сказал я им, и пошёл смотреть пятьсот разновидностей Иисуса и биться головой о потолок в романовских палатах.
На выходе из монастыря мы решили по-быстрому поглазеть на деревянную церковь, которая виднелась над домами. За вход в неё с нас взяли по 100 рублей, и это был самый большой взнос за пустоту, который я когда-либо платил. Снаружи церковь смотрелась неплохо:
Но внутри, куда и продавали билеты, не было вообще ничего. То есть, совершенно ничего. Просто пустые стены. По-моему, идеальное убранство для церкви - впрочем, я не жду, что верующие со мной согласятся. К сожалению, попасть в Ипатьевскую слободу и проверить, водят ли там по улицам коня, мы уже не успевали, так что взяли курс на Ярославль. Юра решил остаться в Костроме до вечера и даже сходил на какой-то местный спектакль, так что если кто знает про коня, так это он.
Как видите, что-то я неожиданно сильно расписался, так что Вологда будет в части три.